Приведены краткие итоги комплексной диагностики деятельности ООО «РН-Востокнефтепродукт», произведен анализ кадрового состава организации, проведен обзор убыточных структур предприятия, представлены возможные мероприятия по снижению влияния кризисных процессов.
Ключевые слова: диагностика, экономический эффект, кризис, риск
Диагностика состояния организации была проведена на примере ООО «РН-Востокнефтепродукт», осуществляющего свою деятельность по следующим направлениям: хранение и реализация нефти и продуктов ее переработки; эксплуатация и содержание нефтебаз, автозаправочных станций; обеспечение нефтепродуктами юридических лиц и владельцев индивидуальных транспортных средств на территории Дальневосточного федерального округа.
В рамках диагностики состояния предприятия был проведен:
1) ситуационный анализ, включающий: SWOT-анализ, анализ рынка, анализ конкурентов.
2) анализ финансового состояния, включающий: вертикальный и горизонтальный анализ; анализ платежеспособности и ликвидности; анализ финансовой устойчивости; анализ рентабельности; анализ деловой активности.
3) анализ кадрового состава.
Результаты ситуационного анализа показали, что на дальневосточном рынке оптово-розничной реализации нефтепродуктов ООО «РН-Востокнефтепродукт» конкурирует сразу с несколькими крупными компаниями. Основные преимущества Общества перед конкурентами — это наличие стабильного ресурса нефтепродуктов и их широкая номенклатура, оперативность и широкая география поставок топлива, высокое качество продукции, относительно невысокие затраты на логистику, грамотная ценовая политика [3]. Необходимо развивать, совершенствовать и реализовывать на практике, выявленные в ходе проведения SWOT-анализа, факторы внешней и внутренней среды, которые в состоянии благоприятно повлиять на позицию ООО «РН-Востокнефтепродукт», к которым относится: уменьшение издержек на транспортировку нефтепродуктов; уменьшение затрат на электроэнергию; расширение дилерской сети. При этом следует учесть возможные риски и недостатки деятельности Общества, такие как: зависимость от монопольных поставщиков услуг по транспортировке нефтепродуктов и от их тарифов, зависимость от уровня автомобильных коммерческих перевозок, неполная степень охвата рынка в местах потенциального и повышенного спроса.
К положительным моментам можно отнести то, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» не зависит от заемных источников финансирования: 62 % активов финансируется за счет собственных средств, а, следовательно, существует возможность формировать из них оборотные средства. Большую часть в валюте баланса составляют капитал и резервы, данный факт носит позитивный характер и с течением времени их доля продолжает увеличиваться [3].
Делая общий вывод о финансовом состоянии ООО «РН-Востокнефтепродукт», можно заключить, что предприятие в целом имеет устойчивое положение и для того, чтобы Общество не потеряло свою самостоятельность, устойчивость и место на рынке необходим постоянный анализ и контроль за его деятельностью.
Что касается кадрового состава ООО «РН-Востокнефтепродукт», то по итогам проведенного анализа можно сделать вывод, что он укомплектован в соответствии с производственной деятельностью. Основную долю в структуре персонала занимают рабочие (более 66 %). Большинство сотрудников Общества входит в возрастной ценз от 25 до 35 лет (более 630 человек). По уровню образования: 74 % сотрудников Общества имеют высшее оконченное образование. Что касается движения персонала, то заметно снизилось число принятых на работу. Основная причина данной ситуации — макрокризис. Важно отметить грамотно сформированную организационную структуру, как аппарата управления, так и Общества в целом. Руководство ООО «РН-Востокнефтепродукт» сумело решить основные задачи, поставленные в области кадровой политики, а именно: создание благоприятных условий труда, повышение профессионального уровня, эффективная мотивация сотрудников.
В настоящее время большинство российских предприятий, разрабатывает мероприятия, направленные на устранение последствий, нанесенных экономическими кризисами. В сложившейся ситуации такие мероприятия целесообразно разрабатывать по следующим направлениям:
– создание инноваций, которые смогут в дальнейшем принести организации дополнительную прибыль и расширение позиций на рынке;
– разработка программы сокращения издержек по основным видам деятельности предприятия [2].
Совершенствование деятельности ООО «РН-Востокнефтепродукт», атакже снижение влияния кризисных процессов
На основе данных ООО «РН-Востокнефтепродукт» за 2015 и 2016 годы был выявлен ряд убыточных АЗС, находящихся на балансе Общества. Об этом свидетельствуют несколько показателей:
– объем реализации;
– издержки обращения;
– прибыль от реализации.
Таблица 1
Анализ технико-экономических показателей работы ООО «РН-Востокнефтепродукт» за 2016 год [3]
Номер филиала |
Количество действующих АЗС — втом числе сторонние АЗС |
Объем реализации н/п: |
Издержки обращения |
Прибыль от реализации |
Транспортные расходы по доставке нефтепродуктов до нефтебаз |
Филиал № 1 |
8 |
10,79 |
14 448 |
9 020 |
1 641 |
Филиал № 2 |
4 |
9,38 |
7 142 |
3 646 |
10 874 |
Филиал № 3 |
3 |
2,04 |
1 952 |
1 490 |
1 694 |
Филиал № 4 |
36 |
32,99 |
36 149 |
11 320 |
42 038 |
Филиал № 5 |
28 |
26,22 |
50 102 |
–355 |
64 836 |
Хабаровск. нефтебаза |
13 |
7,41 |
9 625 |
9 625 |
5 927 |
Всего по Обществу |
92 |
130,61 |
160 462 |
10 263 |
138 937 |
Анализ ситуации на убыточных АЗС/АЗК.
Таким образом, основные причины убыточности:
– снижение объемов реализации нефтепродуктов;
– увеличение транспортных расходов;
– высокие затраты на содержание объектов (арендная плата, охрана, коммунальные платежи).
После определения причин убыточности был составлен проект плана мероприятий для убыточных АЗС.
Было принято решение о ликвидации АЗС № 504, принадлежащей Филиалу № 5 (г. Южно-Сахалинск), путем ее продажи сторонней организации.
Был также выявлен потенциальный покупатель АЗС — это компания ООО «НефтеСинтез», которая в настоящее время достаточно активно развивается и расширяет свои позиции в области розничной продажи нефтепродуктов [2]. В Сахалинской области ООО «НефтеСинтез» ведет активную деятельность по поиску и покупке АЗС. По данным независимого информационно-аналитического центра «Cortes» цены по аналогичным сделкам (продажа/покупка АЗС), заключенных ООО «НефтеСинтез» колеблются от 63 250 500 руб. до 66 423 100 руб.
В целях определения рыночной стоимости АЗС № 504 ООО «РН-Востокнефтепродукт» была привлечена сторонняя организация, занимающаяся оценочной деятельностью — ЗАО «АКГ «Развитие бизнес-систем» [1].
Компанией ЗАО «АКГ «Развитие бизнес-систем» была проведена оценка имущества. По заключению оценщика рыночная стоимость АЗС № 504 на 1 апреля 2016 года равна 65 737 424,97 руб. Исходя из этого, руководством ООО «РН-Востокнефтепродукт» была установлена минимальная цена продажи, которая составляет 65 757 424,97 руб. с НДС.
После получения денежных средств будет целесообразно направить 5 % от данных средств на проведение мероприятий по развитию сети автозаправочных станций Общества.
Мероприятия по увеличению объемов продаж включают:
- Мониторинг над установленными розничными ценами на нефтепродукты, которые превышают цены конкурентов.
- Проведение акции с розыгрышем призов.
- Проведение опросов среди покупателей на предмет отзывов и предложений о работе АЗС\АЗК.
Данные мероприятия будут проведены на всех АЗС/АЗК, расположенных в г. Хабаровске и ближайшем окружении, в том числе на АЗС № 3, 9, 7, деятельность которых является убыточной.
По данным независимого информационно-аналитического центра «Cortes» предложенные мероприятия позволят увеличить объемы получаемой прибыли на указанных убыточных АЗС на 30–35 %.
Для привлечения новых розничных клиентов и увеличения объемов продаж на АЗС/АЗК предлагается проведение стимулирующей акции. Такие мероприятия привлекают внимание потребителей в случае, если условия участия легкие к пониманию, не требуют крупных материальных вложений, а получение приза или подарка гарантированно. Исходя из опроса, проведенного деловым Интернет-изданием ZRPRESS.ru, результаты которого были опубликованы в дальневосточной деловой газете «Золотой Рог» можно сказать, что дальневосточные автолюбители готовы принимать участие в акциях и розыгрышах крупных подарков или если будет гарантированно получение утешительного приза. Но, по мнению большинства участников опроса, такие акции проводятся редко, а предлагаемые призы и подарки не представляют ценности для участников.
В связи с этим разработана акция «Дорога в лето», главным призом которой будет 2 бочки бензина по 100 литров.
Правила проведения стимулирующей акции «Дорога в лето» на АЗС/АЗК ООО «РН-Востокнефтепродукт»:
Целью стимулирующей акции «Дорога в лето» является увеличение объема розничной продажи топлива и получение дополнительных доходов от продажи топлива.
Место проведения акции:
- АЗС № 11 ул. Волочаевская 15.
- АЗС № 12 пересечение пр.60-летия Октября с ул. Аэродромной.
- АЗС № 15 пересечение пр.60-летия Октября с ул. Суворова.
- АЗС № 7 пер.3-ий Путевой.
- АЗС № 13 пересечение ул. П. Л. Морозова с ул. Флегонтова.
- АЗК № 14 пересечение ул. П. Л. Морозова с пер. Инский.
- АЗС № 9 пересечение дорог Хабаровск/Гаровка-2/Ракитное.
- АЗК № 18 Чернореченское шоссе, 11В.
- АЗК № 19 пересечение пр.60-летия Октября с Восточным шоссе.
- АЗС № 3 ул. Космическая.
Участником акции становится автовладелец, совершивший покупку единовременно не менее 40 литров любого вида реализуемого топлива, в течение периода проведения акции. Единовременная заправка топлива не менее 40 литров независимо от объема, превышающего 40 литров, дает право на получение одного лотерейного билета. Участник акции имеет право принять участие в беспроигрышной лотерее. Ему предлагается вытянуть жетон, в котором указан один из призов:
– автомобильный ароматизатор;
– брелок с логотипом компании ОАО «НК «Роснефть»;
– влажные салфетки для автомобиля.
Участник должен заполнить анкету, в которой он указывает ФИО, контактный телефон, количество купленного топлива и его наименование, государственный регистрационный номер своего автомобиля.
Таблица 2
Внешний вид анкеты участника акции «Дорога влето»
АНКЕТА УЧАСТНИКА АКЦИИ «ДОРОГА ВЛЕТО» ООО «РН-ВОСТОКНЕФТЕПРОДУКТ» |
|
ФИО |
Иванов Иван Иванович |
Контактный телефон |
81112223344 |
Марка и количество топлива |
АИ-92, 50л. |
Дата покупки |
03/06/2016 |
Гос.номер личного автомобиля |
А123БВ |
В среднем на 1 АЗС/АЗК в день бывает 210 клиентов, из них заправляется на 40 литров и более в среднем 75 человек. Следовательно, за 1 месяц в акции примет участие около 2 250 человек на 1 АЗС/АЗК. В акции принимают участие 10 АЗС/АЗК. Расчет затрат, связанных с проведением акции представлен в таблице 3.
Таблица 3
Затраты на проведение акции врасчете на 1 АЗС/АЗК
Наименование |
Количество |
Стоимость 1 единицы, руб. |
Общая стоимость |
Автомобильный ароматизатор |
750 |
30 |
22 500 |
Брендированный брелок |
750 |
35 |
26 250 |
Салфетки для автомобиля |
750 |
35 |
26 250 |
Анкеты |
750 |
1 |
750 |
Баннер |
1 |
1 500 |
1 500 |
Рекламные листовки |
2 250 |
1 |
2 275 |
ИТОГО |
79 675 руб. |
Следовательно, по всем десяти АЗС/АЗК затраты на проведение акции составят 796 750 руб.
Стоимость главного приза — двух бочек бензина составит 4 800 руб. Стоимость услуг компании по проведению итогового розыгрыша составят 57 000 руб. Средства на непредвиденные расходы и расходы сверх нормы были предусмотрены в размере 50 000 руб. Исходя из этого общие затраты на проведение акции «Дорога в лето» составят 908 550 руб.
По результатам независимых исследований (информационно-аналитический центр «Cortes») проведение акции позволяет увеличивать количество автовладельцев, заправляющихся на 1 АЗС/АЗК в день на 30 %. Это значит, что в день на одной АЗС/АЗК в среднем буде заправляться 2 925 человек.
Следовательно, в расчете на все АЗС/АЗК, на которых планируется проведение акции, будет получен дополнительный доход в размере 1 687 500 руб.
Экономический эффект рассчитывается путем деления дополнительного дохода на общие затраты по проведению акции. То есть акция окупится почти в два раза. Полученное значение свидетельствует о весьма существенном положительном эффекте. Это означает, что проведение стимулирующей акции «Дорога в лето» является экономически целесообразным мероприятием по увеличению объемов продаж на АЗС/АЗК и принесет дополнительный доход Обществу.
В настоящее время проблема ежегодного повышения цен на электроэнергию очень актуальна. В таких условиях единственным решением будет экономия электроэнергии. При всех плюсах компактные лампы имеют один недостаток — их стоимость. Применение энергосберегающих ламп более выгодно, нежели ламп накаливания, и, несмотря на то, что цена на них выше, все равно за счет экономии электроэнергии, энергосберегающая лампа окупится довольно в быстрые сроки.
Таблица 4
Расчет затрат на эксплуатацию ЛН иКЛЛ
Параметр |
Значение |
|||
ЛН |
КЛЛ |
|||
Мощность лампы, кВт |
0,10 |
0,023 |
||
Световой поток лампы, лм |
1 380,00 |
1 350,000 |
||
Среднее время работы в сутки |
24,00 |
24,000 |
||
Среднее время работы в год |
8 760,00 |
8 760,000 |
||
Количество ламп, установленных для освещения |
14,00 |
14,000 |
||
Потребляемая за год энергия, кВ/ч |
12 264,00 |
2 820,720 |
||
Затарты на электроэнергию, руб/год |
42 801,36 |
9 844,310 |
||
Затарты на утилизацию, руб. |
— |
20,000 |
||
Стоимость лампы, руб. |
15,00 |
165,000 |
||
Нормативный срок службы, ч. |
1 000,00 |
10 000,000 |
||
Итого затраты на эксплуатацию ламп, руб/год |
43 011,36 |
7 201,360 |
||
Экономический эффект от мероприятия рассчитывается как разница между затратами на эксплуатацию ЛН и затратами на эксплуатацию КЛЛ. В ходе расчета был получен следующий результат 35 810 руб./год
Также необходимо рассчитать срок окупаемости внедрения мероприятия. Он рассчитывается путем деления затрат по эксплуатации КЛЛ на полученный экономический эффект. Следовательно, срок окупаемости составит 0,2 года, т. е. через 2 месяца после введения в эксплуатацию КЛЛ, затраты на их приобретение полностью окупятся.
Этот расчет произведен в расчете на одну АЗС, экономический эффект от внедрения мероприятия по всем десяти АЗС составит 358 100 руб./год
По итогам расчета можно сделать вывод о том, что предложенное мероприятие по замене обычных ламп накаливания на энергосберегающие компактные люминесцентные лампы имеет положительный экономический эффект и небольшой срок окупаемости.
Таким образом, было разработано несколько блоков мероприятий, направленных на совершенствование организационного и управленческого механизма деятельности ООО «РН-Востокнефтепродукт». А именно, было предложено проведение стимулирующей акции, направленной на увеличение розничных продаж нефтепродуктов. Данная акция проводится не только на выявленных убыточных АЗС, но и на всех АЗС/АЗК, расположенных в г. Хабаровске и ближайшем окружении. Благодаря этому мероприятию был получен дополнительный доход в размере 1 687 500 руб., а экономический эффект составил 1,84 рубля на 1 рубль затрат.
Вследствие реализации этого мероприятия ООО «РН-Востокнефтепродукт» сможет увеличить рентабельность своей деятельности, так как не будет убыточных АЗС/АЗК. Следует отметить, что руководством Общества было принято решение о ликвидации АЗС № 504, дальнейшее функционирование которой не было экономически целесообразным. По итогам продажи были выручены денежные средства в размере 65 757 424,97 руб.
Если разработанные мероприятия будут внедрены в производственную деятельность ООО «РН-Востокнефтепродукт», то риск возникновения кризисной ситуации на предприятии будет сведен к минимуму.
Литература:
- Вестник оценщика: [сайт]. URL: http://www.appraiser.ru
- Ендовицкий Д. А., Лубков В. А., Сасин Ю. Е. Анализ влияния внутренних и внешних факторов на уровень деловой активности организации // Справочник экономиста. 2007. № 8. С 84–91.
- Финансовая отчетность ООО «РН-Востокнефтепродукт» за 2015–2016.