В статье рассматриваются вопросы компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и основные мероприятия по ее профилактике. Рассматриваются признаки и причины компьютерной зависимости в данном возрасте.
Ключевые слова: зависимость, компьютерная зависимость, интернет-зависимость, признаки компьютерной зависимости
В век информационных технологий, компьютер является неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. Федеральный образовательный стандарт ориентируется на повышение информационной компетентности у младших школьников. По мнению М. В. Жуковой, ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность [3].
На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости младших школьников является одной из самых актуальных. Дети с раннего возраста имеют доступ к электронной технике: смотрят мультфильмы, играют в виртуальные игры. Современное обучение требует выполнение домашнего задания при помощи компьютера, школьникам приходится искать материал в Интернете, большую часть заданий им необходимо выполнять в электронном виде (доклады, презентации, рефераты и т. д.). Вопрос в том, насколько младший школьник, включенный в такой учебный процесс, сможет в дальнейшем социализироваться.
Проведение время за компьютером и в сети Интернет может как положительно, так отрицательно влиять на развитие личности младшего школьника. С точки зрения положительного влияния работа за компьютером помогает учащимся развивать интеллектуальные способности, повышать уровень эрудиции, способствует развитию памяти. Социальные сети помогают приобретать более широкий круг знакомых и друзей, способствуя развитию коммуникативных навыков. Онлайн — игры помогают развивать воображение. К противоречивому влиянию сети Интернет на личность школьников исследователи относят интернет-аддикции, то есть зависимость от компьютера. Сюда относят пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Это неуправляемая тяга влечет за собой много негативных последствий для школьников в сфере коммуникации. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.
Термин компьютерной зависимости появился относительно недавно, примерно в девяностых годах прошлого столетия. Под этим термином Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот, понимают такое «нехимическое» расстройство личности, при котором обычные привычки и интересы перестают занимать основную часть свободного времени, отходя на второй план [1]. Таким образом, компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, независимо от пола [3]. По мнению А. Е. Войскуновского, неконтролируемое времяпрепровождение школьника за компьютером, обязательно со временем перерастёт в навязчивую привычку, которая по своей силе и проявлениям имеет сходство с наркотической [4].
В России тема компьютерной зависимости раскрыта в работах таких авторов как: В. Абраменкова, А. Е. Войскунский, В. А. Бурова, А. Ю. Егоров, С. В. Лободина, А. Н. Ивлева, К. Янг и др. Разделяют два вида компьютерной зависимости: от компьютерных игр и интернет-зависимость.
Наиболее выражено неблагоприятное влияние компьютерной зависимости на социальные качества младшего школьника, такие как дружелюбие, желание общаться, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается деградация социальных связей личности и так называемая социальная дезадаптация ребенка. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности появляется необъяснимая агрессивность и различные виды антисоциального поведения [2].
Подчинение «всемирной паутине» и видеоиграм, у младших школьников можно отнести к проблемам современной семьи, потому что именно родители и другие родственники, в первую очередь, способны положительно повлиять на ребёнка, чтобы предотвратить компьютерную зависимость.
Признаком аддикции (зависимости) является не само по себе количество времени, проводимое за компьютером, а сосредоточение всех интересов ребенка вокруг компьютера, отказ от других видов деятельности. Младшие школьники свой путь к зависимости обычно начинают с пристрастия к незатейливым играм — кибераддикции, где ребёнок отождествляет себя с персонажем, который строит города и побеждает врагов. В старшем возрасте проявляется сетевая зависимость — «сетеголизм». Данная зависимость является более серьезной, так как в этой ситуации ребёнок не мыслит своей жизни без компьютера [1].
Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое проявляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается [5].
А. Е. Войскунский перечисляет следующие характеристики зависимого поведения от сети Интернет [4]:
– отсутствие желание проводить досуг за пределами виртуальной реальности; пренебрежение домашними и рабочими делами;
– неспособность контролировать времяпрепровождение за компьютером;
– нежелание слушать негативные отзывы о бесконтрольном времени препровождения в сети от близких и друзей и др.
Особенности поведения младшего школьника, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости, связаны с приоритетами в общении ребенка, нежеланием выполнять домашние поручения, контролем времени, снижением успеваемости и пренебрежением к успехам.
Таким образом, большинство исследователей рассматривают в качестве критериев диагностики компьютерной зависимости у младших школьников, появившиеся негативные качества личности (агрессивность, необщительность, некритичность к своему поведению и высказываниям) и поведенческие особенности, которые не способствуют социализации ребенка (пренебрежение учебой, семейными обязанностями и нормам личной гигиены). При наличии нескольких критериев у ребенка, можно диагностировать компьютерную зависимость.
Основная причина для возникновения компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте кроется в детско-родительских отношениях в семье, а именно отсутствие эмоциональной поддержки, которая в дальнейшем влияет на социализацию ребенка. Виртуальная реальность позволяет получить недостающую любовь и эмоциональное тепло, все суррогаты, связанные с дружескими отношениями, но так необходимые в этом возрасте. Также возможно возникновение компьютерной зависимости у ребенка при наличии инвалидности, что приводит к более узкому кругу общения, а возможность выйти в сеть позволяет его расширить.
Профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников должна быть организована с учётом системности и непрерывности профилактической деятельности, и должна быть направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, развитие навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции поведения, обучение учащихся эффективным моделям деятельности с компьютером.
Большое значение для профилактики зависимости имеет информационно-просветительская деятельность с педагогами и родителями, которая освещает вопросы негативного влияния Интернета и компьютерных игр на детей, а также необходимых мер по предотвращению формирования компьютерной зависимости. Для родителей важно сохранять баланс между требовательностью в отношении регламентации времени общения с компьютером и включенностью в жизнь ребенка.
Таким образом, информационные технологии могут нести как положительные черты, так и отрицательные. Излишнее увлечение компьютером имеет отрицательные последствия для физического и психического здоровья младшего школьника, возникают изменения в эмоциональной, поведенческой, мотивационной и когнитивной сферах.
Профилактика компьютерной зависимости младших школьников зависит от родителей и педагогов, окружающих ребенка. В первую очередь родители делают жизнь ребёнка более яркой, эмоциональной, наполненной общением и впечатлениями, поэтому важно не допустить, что бы виртуальный мир стал для ребенка важнее, чем реальный. Исследования показывают, что профилактика компьютерной зависимости должна начинаться в младшем возрасте. В заключение, следует отметить, что хотя основной группой риска для развития компьютерной зависимости (как игровой, так и непосредственно сетевой) являются подростки, тем не менее, требует внимания профилактика риска возникновения компьютерной зависимости среди младших школьников.
Литература:
- Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика.- Днепропетровск: Пороги.- 2006.- 196 с.
- Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс». — 2004.
- Жукова М. В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации // Вестник Челябинского государственного университета, 2013.- Выпуск 11.
- Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскуновский // Психологический журнал, 2004. — Т. 25. — № 1.
- Аветисова А. А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А. А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2011. — Т. 8. — № 4.