Исследование посвящено рассмотрению особенностей формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка, что способствует дальнейшему развитию графических навыков, которые активно формируются и отрабатываются на уроках изобразительного искусства. В исследовании рассмотрены особенности формирования графических умений и навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, разработан комплекс диагностических заданий по выявлению уровня сформированности графических умений и навыков, разработан и апробирован комплекс занятий, направленный на развитие графических умений и навыков.
Ключевые слова: графические умения и навыки, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью, рисование
Графические навыки — одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях, поэтому формирование данных навыков так необходимо для эффективного школьного обучения. Изучением особенностей графических умений и навыков в рисовании школьников с интеллектуальной недостаточностью занимались такие учёные, как Т. С. Комарова, И. A. Грошенков, И. М. Соловьев. Эти учёные изучали особенности предметного рисования, которое включает в себя: строение, форму предметов, пространственную организацию рисунка. Было выявлено, что рисунки детей с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд особенностей и в них часто наблюдается: примитивность, схематичность, статичность, стереотипность [2,146].
Нами проведено опытно-экспериментальное исследование, целью которого являлось: обоснование процесса формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Исследование лиц с интеллектуальной недостаточностью происходило с целью определения уровня сформированности графических умений и навыков в рисовании.
Данное исследование осуществлялось поэтапно в течении года. На базе: ГКОУ Волгоградская школа-интернат № 3 г. Волгограда.
Количество исследуемых 10 детей в возрасте 9–11 лет, с диагнозом умственная отсталость средней и лёгкой степени.
Для реализации первого этапа практического исследования нами были использованы критерии и показатели уровней развития изобразительных умений в рисовании, выделенные Т. С. Комаровой [3,с.84–87]. Данные критерии приведены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии ипоказатели уровней развития графических умений врисовании
Критерии |
Показатели |
1. Технические умения |
– умение пользоваться карандашом; – умение пользоваться кисточкой и красками; – владение формообразующими движениями |
2. Умение перевода реального объекта в графический образ |
– умение передавать форму; – умение правильно передавать пропорции предмета; – умение правильно передавать строение, пространственное положение предмета и его частей. |
3. Самостоятельность замысла в рисовании |
– умение разработать замысел – умение реализовать замысел |
На основе данных критериев нами были подобраны и реализованы 3 серии диагностических заданий: 1 серия — «Солнышко» (Подборка материала Трофимовой О. В.), «Кисть рябины» (по образцу) (Подборка материала Трофимовой О. В.); 2 серия — «Мышонок» (Бучарова Е. А. программа диагностики изобразительных умений и навыков), «Елочка» (рисование карандашом) (Сакулина Н. П., Комарова Т. С.); 3 серия- «Незаконченный рисунок».Я. Л. Коломенский и Е. А. Панько, «Самостоятельный выбор замысла рисунка».
В результате проведения диагностического исследования нами было выявлено, что наибольшее количество младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в классе имели низкий уровень сформированности графических умений и навыков. Данные, полученные нами в ходе проведения обследования указывают на необходимость проведения формирующей работы у данной категории детей.
На втором этапе практического исследования был проведён формирующий эксперимент, который заключался в проведении занятий по формированию графических умений и навыков, разработанные и апробированные с опорой на образовательную программу И. А. Грошенкова для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с интеллектуальной недостаточностью [1,с.24]. Цель формирующего эксперимента состояла в разработке и практической реализации комплекса занятий, направленного на формирование графических навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Задачами формирующего эксперимента являлись: формирование технических умений и навыков в рисовании, формирование умения переводить реальный объект в графический (умение передать форму, пропорции, пространственное положение, строение и свойства рисунка), формирование самостоятельности замысла в рисовании.
Формирующий эксперимент проходил в течение двух месяцев в рамках уроков ИЗО по следующим направлениям: декоративное рисование, рисование на темы, рисование с натуры.
Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы; учить детей от руки проводить прямые линии, делить отрезок на равные части; упражняться в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; учить различать и называть цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый) пользоваться красками и кисточкой.
Рисование с натуры учит детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства; аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
Рисование на темы учит детей объединять предметы по признаку формы; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов; отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом; учит самостоятельности в рисовании.
По данным направлениям формирующей работы были подобраны занятия, которые способствовали развитию графических умений и навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Перечень занятий по каждому направлению:
Декоративное рисование в полосе геометрического узора по образцу, декоративный рисунок в круге по образцу, составление праздничного узора к 8 Марта.
Рисование с натуры яблока, будильника, игрушки грузовика, игрушки кораблика.
Рисование на темы «Весна пришла!», «Наши друзья — животные», иллюстрирование русской народной сказки «Колобок».
Каждое направление формирующего эксперимента решало комплекс коррекционно-развивающих задач.
Задачи декоративного рисования: учить детей правильно держать карандаш и уверенно проводить прямые линии; соблюдать ритмичность элементов узора; формировать графические навыки в рисовании кистью декоративных элементов; развивать у учащихся умение пользоваться кистью и красками; умение располагать элементы рисунка по всему пространству листа бумаги.
Задачи рисования с натуры: научить построению рисунка с натуры с применением пропорции; учить детей рисовать предмет несложной формы, передавая его существенные признаки и детали; учить детей передавать строение, пропорции и форму частей предмета; пользоваться формообразующими движениями; развивать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, соблюдать определенную последовательность работы.
Задачи рисования на темы: учить детей размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения; развивать умение изображать рисунок карандашами и красками, создавая цельный художественный образ; развивать умение самостоятельно выполнять композицию иллюстрации.
Далее был проведён контрольный эксперимент, в котором использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте и было проведено сравнение полученных данных.
После проведения формирующего эксперимента в классе наблюдалась положительная динамика уровня сформированности графических умений и навыков в рисовании, так как занятия создавали условия для повышения уровня сформированности графических умений и навыков в рисовании, а именно: технических умений и навыков (умение пользоваться карандашом, умение пользоваться кисточкой и красками, владение формообразующими движениями); умения переводить реальный объект в графический (умение передавать форму, передавать пропорции предмета, передавать строение, пространственное положение предмета и его частей); самостоятельности замысла в рисовании (умение разработать и реализовать замысел самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обратиться с вопросами для решения изобразительных задач).
Всё выше перечисленное позволяет нам сделать вывод о том, что составленный и практически реализованный комплекс занятий по формированию графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью эффективен и может быть рекомендован для внедрения в практику специального дефектологического образования и использован для коррекции низкого уровня сформированности графических умений и навыков в рисовании.
Литература:
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. В. Воронковой (М.«Просвещение», 2011г.)
- Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 2011. — 200 с.