Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 22.05.2017

Статья просмотрена: 2898 раз

Библиографическое описание:

Березина, Ю. Ю. Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Ю. Ю. Березина, Я. В. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 429-431. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43649/ (дата обращения: 15.11.2024).



Исследование посвящено рассмотрению особенностей формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка, что способствует дальнейшему развитию графических навыков, которые активно формируются и отрабатываются на уроках изобразительного искусства. В исследовании рассмотрены особенности формирования графических умений и навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, разработан комплекс диагностических заданий по выявлению уровня сформированности графических умений и навыков, разработан и апробирован комплекс занятий, направленный на развитие графических умений и навыков.

Ключевые слова: графические умения и навыки, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью, рисование

Графические навыки — одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях, поэтому формирование данных навыков так необходимо для эффективного школьного обучения. Изучением особенностей графических умений и навыков в рисовании школьников с интеллектуальной недостаточностью занимались такие учёные, как Т. С. Комарова, И. A. Грошенков, И. М. Соловьев. Эти учёные изучали особенности предметного рисования, которое включает в себя: строение, форму предметов, пространственную организацию рисунка. Было выявлено, что рисунки детей с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд особенностей и в них часто наблюдается: примитивность, схематичность, статичность, стереотипность [2,146].

Нами проведено опытно-экспериментальное исследование, целью которого являлось: обоснование процесса формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Исследование лиц с интеллектуальной недостаточностью происходило с целью определения уровня сформированности графических умений и навыков в рисовании.

Данное исследование осуществлялось поэтапно в течении года. На базе: ГКОУ Волгоградская школа-интернат № 3 г. Волгограда.

Количество исследуемых 10 детей в возрасте 9–11 лет, с диагнозом умственная отсталость средней и лёгкой степени.

Для реализации первого этапа практического исследования нами были использованы критерии и показатели уровней развития изобразительных умений в рисовании, выделенные Т. С. Комаровой [3,с.84–87]. Данные критерии приведены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии ипоказатели уровней развития графических умений врисовании

Критерии

Показатели

1. Технические умения

– умение пользоваться карандашом;

– умение пользоваться кисточкой и красками;

– владение формообразующими движениями

2. Умение перевода реального объекта в графический образ

– умение передавать форму;

– умение правильно передавать пропорции предмета;

– умение правильно передавать строение, пространственное положение предмета и его частей.

3. Самостоятельность замысла в рисовании

– умение разработать замысел

– умение реализовать замысел

На основе данных критериев нами были подобраны и реализованы 3 серии диагностических заданий: 1 серия — «Солнышко» (Подборка материала Трофимовой О. В.), «Кисть рябины» (по образцу) (Подборка материала Трофимовой О. В.); 2 серия — «Мышонок» (Бучарова Е. А. программа диагностики изобразительных умений и навыков), «Елочка» (рисование карандашом) (Сакулина Н. П., Комарова Т. С.); 3 серия- «Незаконченный рисунок».Я. Л. Коломенский и Е. А. Панько, «Самостоятельный выбор замысла рисунка».

В результате проведения диагностического исследования нами было выявлено, что наибольшее количество младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в классе имели низкий уровень сформированности графических умений и навыков. Данные, полученные нами в ходе проведения обследования указывают на необходимость проведения формирующей работы у данной категории детей.

На втором этапе практического исследования был проведён формирующий эксперимент, который заключался в проведении занятий по формированию графических умений и навыков, разработанные и апробированные с опорой на образовательную программу И. А. Грошенкова для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с интеллектуальной недостаточностью [1,с.24]. Цель формирующего эксперимента состояла в разработке и практической реализации комплекса занятий, направленного на формирование графических навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Задачами формирующего эксперимента являлись: формирование технических умений и навыков в рисовании, формирование умения переводить реальный объект в графический (умение передать форму, пропорции, пространственное положение, строение и свойства рисунка), формирование самостоятельности замысла в рисовании.

Формирующий эксперимент проходил в течение двух месяцев в рамках уроков ИЗО по следующим направлениям: декоративное рисование, рисование на темы, рисование с натуры.

Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы; учить детей от руки проводить прямые линии, делить отрезок на равные части; упражняться в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; учить различать и называть цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый) пользоваться красками и кисточкой.

Рисование с натуры учит детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства; аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

Рисование на темы учит детей объединять предметы по признаку формы; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов; отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом; учит самостоятельности в рисовании.

По данным направлениям формирующей работы были подобраны занятия, которые способствовали развитию графических умений и навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Перечень занятий по каждому направлению:

Декоративное рисование в полосе геометрического узора по образцу, декоративный рисунок в круге по образцу, составление праздничного узора к 8 Марта.

Рисование с натуры яблока, будильника, игрушки грузовика, игрушки кораблика.

Рисование на темы «Весна пришла!», «Наши друзья — животные», иллюстрирование русской народной сказки «Колобок».

Каждое направление формирующего эксперимента решало комплекс коррекционно-развивающих задач.

Задачи декоративного рисования: учить детей правильно держать карандаш и уверенно проводить прямые линии; соблюдать ритмичность элементов узора; формировать графические навыки в рисовании кистью декоративных элементов; развивать у учащихся умение пользоваться кистью и красками; умение располагать элементы рисунка по всему пространству листа бумаги.

Задачи рисования с натуры: научить построению рисунка с натуры с применением пропорции; учить детей рисовать предмет несложной формы, передавая его существенные признаки и детали; учить детей передавать строение, пропорции и форму частей предмета; пользоваться формообразующими движениями; развивать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, соблюдать определенную последовательность работы.

Задачи рисования на темы: учить детей размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения; развивать умение изображать рисунок карандашами и красками, создавая цельный художественный образ; развивать умение самостоятельно выполнять композицию иллюстрации.

Далее был проведён контрольный эксперимент, в котором использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте и было проведено сравнение полученных данных.

После проведения формирующего эксперимента в классе наблюдалась положительная динамика уровня сформированности графических умений и навыков в рисовании, так как занятия создавали условия для повышения уровня сформированности графических умений и навыков в рисовании, а именно: технических умений и навыков (умение пользоваться карандашом, умение пользоваться кисточкой и красками, владение формообразующими движениями); умения переводить реальный объект в графический (умение передавать форму, передавать пропорции предмета, передавать строение, пространственное положение предмета и его частей); самостоятельности замысла в рисовании (умение разработать и реализовать замысел самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обратиться с вопросами для решения изобразительных задач).

Всё выше перечисленное позволяет нам сделать вывод о том, что составленный и практически реализованный комплекс занятий по формированию графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью эффективен и может быть рекомендован для внедрения в практику специального дефектологического образования и использован для коррекции низкого уровня сформированности графических умений и навыков в рисовании.

Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. В. Воронковой (М.«Просвещение», 2011г.)
  2. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 2011. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная недостаточность, умение, навык, рисование, формирующий эксперимент, декоративное рисование, лист бумаги, ребенок, школьник, элемент рисунка.


Ключевые слова

рисование, графические умения и навыки, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью

Похожие статьи

Развитие познавательных способностей у младших школьников посредством творческих заданий

В данной статье рассматривается важность использования творческих заданий в развитии познавательных способностей у младших школьников. Авторы обращают внимание на значимость развития умственных навыков, логического мышления и креативности у детей в э...

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье проводится теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается возможность использования в качестве средства работы с дошкольниками театрально-игровой деятельности, дают...

Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у детей 4–5 лет в процессе проектной деятельности

Статья посвящена изучению актуальной проблемы дошкольной педагогики на современном этапе — использованию проектной деятельности в формировании представлений у детей 4–5 лет о правилах пожарной безопасности. Анализ и обобщение подходов и концепций к и...

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Опыт сценарного развития оздоровительной работы (в рамках реализации программы по обучению плаванию в ДОУ «Юные пловцы»)

В статье представлен опыт реализации сценарного планирования оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены различные компоненты программы по оздоровлению детей дошкольного возраста, перечислены методы обучения дошкольник...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Детский возраст является периодом интенсивного развития различных аспектов личности ребенка. Одним из важных аспектов является развитие творческих способностей. Творческое мышление и воображение играют ключевую роль в формировании интеллектуальных, э...

Похожие статьи

Развитие познавательных способностей у младших школьников посредством творческих заданий

В данной статье рассматривается важность использования творческих заданий в развитии познавательных способностей у младших школьников. Авторы обращают внимание на значимость развития умственных навыков, логического мышления и креативности у детей в э...

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье проводится теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается возможность использования в качестве средства работы с дошкольниками театрально-игровой деятельности, дают...

Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у детей 4–5 лет в процессе проектной деятельности

Статья посвящена изучению актуальной проблемы дошкольной педагогики на современном этапе — использованию проектной деятельности в формировании представлений у детей 4–5 лет о правилах пожарной безопасности. Анализ и обобщение подходов и концепций к и...

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Опыт сценарного развития оздоровительной работы (в рамках реализации программы по обучению плаванию в ДОУ «Юные пловцы»)

В статье представлен опыт реализации сценарного планирования оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены различные компоненты программы по оздоровлению детей дошкольного возраста, перечислены методы обучения дошкольник...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Детский возраст является периодом интенсивного развития различных аспектов личности ребенка. Одним из важных аспектов является развитие творческих способностей. Творческое мышление и воображение играют ключевую роль в формировании интеллектуальных, э...

Задать вопрос