Психологические особенности клиентов юридической клиники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 22.05.2017

Статья просмотрена: 756 раз

Библиографическое описание:

Колесова, Е. А. Психологические особенности клиентов юридической клиники / Е. А. Колесова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 336-341. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43661/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье анализируются цели создания юридических клиник, категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и их психологические особенности, которые должен учитывать консультирующий студент юридической клиники.

Ключевые слова: юриспруденция, юридические клиники, консультирование, психологическая особенность инвалидов, возрастная психология, социально-психологические особенности клиентов-выпускников учреждений для детей-сирот, психологические особенности представителей коренных малочисленных народов Севера

Анализ российского и зарубежного опыта юридических клиник свидетельствует о том, что деятельность юридических клиник связана с двумя главными целями — образовательной и правозащитной (социальной).

Образовательная цель является многоплановой и касается самого студента, выработки у него определенных профессиональных и личностных компетенций; преподавателя-куратора юридической клиники, который фактически получает возможность применять свои теоретические знания и навыки на практике.

Социальная (правозащитная) функция юридических клиник проявляется в том, что определенные граждане получают бесплатную юридическую помощь. [3]

Юридическая клиника юридического факультета СВФУ им. М. К. Аммосова оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также некоммерческим организациям в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Консультации дают студенты старших курсов, обучающихся по юридической специальности под контролем преподавателей юридического факультета. [4]

Для работы с категориями граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации, консультирующий студент под контролем преподавателей, помимо своих правовых знаний, обязан учитывать психологические особенности, социально-психологические проблемы граждан, которые получают у него бесплатную юридическую помощь.

На основании статьи 20 Федерального Закона О бесплатной юридической помощи в РФ № 324-ФЗ от 21.11.2011 г. к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи относятся:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 397-ФЗ);

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 167-ФЗ).

4.1. лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью (п. 4.1 введен Федеральным законом от 02.07.2013 № 167-ФЗ);

4.2. усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей (п. 4.2 введен Федеральным законом от 02.07.2013 № 167-ФЗ).

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1. граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а. супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б. дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в. родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г. лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д. граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е. граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации (п. 8.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 271-ФЗ).

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. [1]

Согласно статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) О бесплатной юридической помощи в РС (Я) 1146–3 № 1191-IV от 15.12.2012 г. к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи относятся:

1) малоимущие граждане;

2) инвалиды I, II, III групп; (п. 2 в ред. Закона РС (Я) от 02.04.2014 1289–3 № 133-V);

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации (в ред. Закона РС (Я) от 02.04.2014 1289–3 № 133-V).

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей (в ред. Закона РС (Я) от 02.04.2014 1289–3 № 133-V).

4.1. лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью (п. 4.1 введен Законом РС(Я) от 02.04.2014 1289-З № 133-V);

4.2. усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей (п. 4.2 введен Законом РС(Я) от 02.04.2014 1289-З № 133-V).

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а. супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б. дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в. родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г. лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д. граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е. граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации (п. 9 в ред. Закона РС(Я) от 25.03.2015 1414-З № 383-V).

10) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия);

11) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (п. 11 введен Законом РС(Я) от 02.04.2014 1289-З № 133-V);

12) несовершеннолетние, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов несовершеннолетних (п. 12 введен Законом РС(Я) от 02.04.2014 1289-З № 133-V);

13) ветераны тыла (п. 13 введен Законом РС(Я) от 02.04.2014 1289-З № 133-V);

14) представители коренных малочисленных народов Севера (п. 14 введен Законом РС(Я) от 02.04.2014 1289-З № 133-V). [2]

Следует отметить, что Республиканский Закон о бесплатной юридической помощи в РС (Я) расширяет перечень категорий граждан, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи за счет граждан: имеющих трех и более детей, представителей коренных малочисленных народов Севера и т. д.

Далее мы рассмотрим труды специалистов в области психологии, педагогики по изучению психологических особенностей наиболее актуальных категорий граждан, с Федерального и Республиканского Законов, которые могут стать клиентами юридической клиники нуждающиеся в бесплатной юридической помощи:

  1. психологические особенности инвалидности;
  2. психологические особенности зрелости;
  3. психологические особенности детей-сирот (выпускников детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  4. психологические особенности представителей коренных малочисленных народов Севера.

Ситуация инвалидности несет в себе деструктивный потенциал. Ограниченность жизнедеятельности и неопределенность будущего фрустрируют инвалида, часто приводят к истощению психических сил. Одни винят во всем себя, другие — внешнее обстоятельства, третьи оказываются фаталистами и мирятся с ситуацией фрустрации, четвертые готовы активно воздействовать на эти обстоятельства, желая изменить их.

При рассмотрении социально-психологических проблем инвалидов следует учитывать наличие или отсутствие комплекса неполноценности. Термин «комплекс неполноценности» ввел немецкий психиатр Альфред Адлер, считая его полезным для самосовершенствования: люди, которые изначально чувствуют в чем-то свою несостоятельность, пытаются это компенсировать. [5]

В зрелом возрасте отставание психологического возраста приводит к реализации инфантильных установок личности, а ориентация на давно сложившиеся стереотипы, искусственное продлевание стиля жизни, свойственное предыдущему возрастному периоду, приобретает функции защитного механизма.

Совсем иным является характер ощущения себя более молодым у людей деятельных, творческих. Здесь сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.

Если человек «отдается делу, которому он себя посвятил» (В. Франкл), то его работа не связана с конечными целями; соответственно, психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. При творческом отношении к своему делу перед человеком постоянно открываются новые перспективы, ведь процесс творчества бесконечен.

В этом втором случае «отставание» психологического возраста от паспортного, по сути, не является отставанием: сохранение черт молодости (протяженной перспективы, постоянного повышения продуктивности) отнюдь не отрицает адекватности психологического возраста главной задаче зрелости — наиболее полной реализации себя, наиболее полной продуктивности своей жизни. Напротив, она выполняется при этом гораздо более успешно. Есть все основания говорить в данном случае о более высоком, чем при просто адекватном психологическом возрасте, уровне зрелости. [6]

Дети, воспитывающиеся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с раннего детства имеют дело не с одним взрослым, постоянно присутствующим центральным персонажем их жизни, а с множеством взрослых, все время сменяющих один другого. То есть происходит распределение материнских функций между несколькими воспитателями. Этот фактор многие ученые считают основным, определяющим практически все особенности психического развития детей из детских учреждений для сирот.

Особенности психического развития детей–сирот выражаются не просто в отставании психического развития по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, а носит качественно другой характер. Это проявляется в:

− несформированности внутреннего идеального плана картины мира,

− в логичности и последовательности мышления, мотивации, поведенческих реакций с внешней ситуацией.

Развиваясь ребенок, воспитывающийся вне семьи, сталкивается со следующими сложностями:

Первая стадия (первый год жизни) — конфликт между базовым доверием — недоверием к миру. Вследствие материнской депривации разрешение этого конфликта завершается развитием недоверия к окружающему миру.

Вторая стадия (ранее детство) — конфликт между самостоятельностью и несамостоятельностью разрешается в сторону несамостоятельности, поскольку при коллективном воспитании у ребенка самостоятельность не формируется. При этом формируется либо сомнение (в случае полного попустительства и безразличия к ребенку), либо стыд, в случае жесткого воспитания.

Третья стадия (дошкольное детство) — конфликт между инициативой и чувством вины. Этот конфликт также разрешается в неконструктивную сторону чувства вины. Дело в том, что строго регламентированное воспитание с пошаговым внешним контролем за выполнением указаний взрослых, не зависящим от ребенка режимом дня, не создает у ребенка почвы для развития инициативы (проявление инициативы, наоборот, может наказываться). Кроме того, в дошкольный период осваиваются через игры мужские и женские, материнские и отцовские роли, что практически невозможно для ребенка, воспитывающегося вне семьи.

Четвертая стадия (младший школьный возраст) — конфликт между компетентностью и чувством неполноценности. Конфликт решается в сторону чувства неполноценности, поскольку, во-первых, дети часто неуспешны в школе и, во-вторых, педагоги склонны замечать и обращать внимание ребенка на его промахи, недостатки, неумелость, а не на то, что он реально умеет.

Пятая стадия (подростковый и юношеский возраст) — центральным становится конфликт между достижением идентичности и спутанной идентичностью. Эта стадия наиболее значима с сензитивной точки зрения достижения идентичности. Подросток на новом уровне вновь решает конфликты предыдущих стадий. Оказывается, что использовать еще один шанс и решить предшествующие конфликты, исправить неблагоприятный опыт детства у детей -сирот не получается. В силу особенностей интернатного учреждения (обособленность, известная закрытость и т. д.), недостатка общения с другими, не работающими в учреждении взрослыми и «домашними» детьми, подростку обычно не удается обрести веру в окружающих людей и доверие к миру в целом, не удается достичь самостоятельности, стать инициативным. Также у ребенка из детского дома, как правило, нет свободы профессионального выбора, выбора дальнейшей программы обучения, места жительства и т. п., что существенно осложняет процесс его дальнейшей социальной адаптации.

Оценивая психологический статус выпускника специалисты отмечают у него:

− осознанное, целенаправленное стремление получать материальные, социальные или психологические льготы (преимущества);

− вместо проявления активной экономической позиции многие выпускники пытаются получить максимум того, что может дать статус «сироты» или «оставшегося без попечения родителей». Специалисты органов опеки и попечительства говорят о том, что часто при обращении к ним выпускники спрашивают: «А что я еще могу бесплатно получить?»;

− наличие повышенного уровня виктимности, то есть высокой вероятности стать жертвой насилия, шантажа, обмана, жестокости.

В целом, современные исследования выделяют следующие характерные особенности индивидуального психологического развития выпускников:

− интеллектуальная недостаточность, выраженная в умеренной степени, при значительной дисгармоничности умственного развития;

− стойкий компонент инфантилизма — личной незрелости, главным образом, в плане общения, понимания себя и других людей, их и своих собственных интересов;

− при формальной вменяемости им свойственна практическая неспособность целенаправленно строить свою жизнь и последовательно отстаивать свои интересы и права;

− эмоциональная неустойчивость — снижение способности противостоять стрессовым нагрузкам, склонность действовать под влиянием аффекта, импульсивно, без учета реальности;

− повышенная внушаемость — некритическая доверчивость и подверженность манипулятивным психологическим воздействиям;

− психофизическая зависимость — многие выпускники в течение достаточно долгого времени обращаются к своим воспитателям или другим взрослым, за советом. Им свойственно стремление найти себе советчика, на которого можно было бы переложить принятие решения.

Личностные особенности людей, имеющих в своем прошлом опыт сиротства, отличаются тем, что для них характерно представление, что «источник всех благ» лежит вовне, и они считают, что единственный способ обрести желаемое — это получить его из этого внешнего источника. Для большей части таких людей предпочтительнее найти кого-то другого, кто возьмет на себя заботу, по разрешению трудной жизненной ситуации, вместо того, чтобы действовать самому.

Приступая к работе с клиентом, о котором известно, что он принадлежит к группе людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, студент должен быть готов столкнуться с такими его специфическими особенностями как нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствием стремления учитывать мнение других людей, дефицитом искренних эмоциональных отношений, замкнутостью. Подобные нарушения в формировании личности зависят от того, в каком возрасте ребенок лишился родительской заботы и был помещен в учреждение сиротского типа. [7]

Для коренных народов, проживающих в таких климато-геофизических условиях, где среда носит неблагоприятный, экстремальный характер, жизнь в ней, как отмечают исследователи эскимосской культуры, проходит на последнем рубеже возможного [2]. Отсюда становится понятным обращение исследователей к вопросу влияния экстремальных условий жизнедеятельности на личность и ее здоровье [3, 7, 8]. Существует мнение, что особый «менталитет» коренных северян не только проявляется, но и формируется в условиях дискомфортного, то есть «паранормального» с социокультурной точки зрения сосуществования этносов, поскольку в условиях межэтнической гармонии какие-либо его проявления не отмечаются ни у одного из соприкасающихся этносов» [3].

В ряде исследований, посвященных изучению представителей хантыйского, ненецкого и селькупского этносов, было установлено, что условия Крайнего Севера оказывают негативное влияние на личность [7, 8]. Это проявляется в том, что у лиц, переезжающих в районы Крайнего Севера, происходит сглаживание (или нивелирование) стеничных или сильных свойств личности и проявляются качества, уходящие своими корнями в тормозимые и слабые свойства нервной системы.

Так, по данным В. А. Лобовой, тревожность и сензитивность (сверхчувствительность, которая в норме с возрастом обычно сглаживается) даже у здоровых людей оказались в 2–2,5 раза выше, чем в регионах с благоприятными климатическими условиями. Кроме того, ею было установлено, что длительное проживание в арктических регионах снижает подвижность нервных клеток у индивидов, что характеризуется либо их пассивным состоянием, либо истощением. Это выражается в быстро наступающей утомляемости и изменении индекса психического темпа при интеллектуальной нагрузке. Как выявила В. А. Лобова, у коренного населения психический темп носит малоподвижный и ригидный характер, обеспечивая тем самым реальную возможность сохранения и восстановления оптимального уровня работоспособности в нестабильной арктической среде [12].

Согласно данным С. В. Дерябиной и Т. З. Биктимирова, организм человека в экстремальных условиях (полярная ночь, перепады температуры, выраженные колебания атмосферного давления и другие) начинает искать оптимальный режим для выживания. Формируются так называемые «полярное напряжение», а также «северная» капсулированность, отгороженность, замкнутость личности, при которой снижается разговорный градиент и потребность в общении.

Все это, по мнению исследователей, ведет к фокусированию избыточного эмоционального напряжения на организме и заболеваниям различных органов, а также психоэмоциональным, когнитивным и поведенческим расстройствам [8].

Тем самым, студенту следует учитывать социально-психологические аспекты при организации работы с представителем коренных малочисленных народов Севера.

Специфика работы с данными категориями клиентов, связана с актуализацией собственных ценностных и этических ориентаций студента. Опираясь на свои знания и опыт, студент принимает на себя ответственность за содержание и последствия своего воздействия на клиента. Обычно в своей практике он руководствуется такими ценностями как уважение, способствование самоопределению клиента, сохранение объективного отношения к нему, проявление честности в отношениях с ним, которые, в свою очередь, должны привести к достижению запланированных перемен в соответствии с базовыми профессиональными ценностями студента. При этом важно, чтобы ценности, которыми руководствуются студент, не мешали ему использовать свои знания.

Таким образом, на студента, который проводит в юридической клинике бесплатную юридическую помощь отводится ответственная роль в обладании властью и знанием над пользованиями его услуг. Он должен обладать специфическими знаниями в разных областях науки. От него ожидается, выполнение этических принципов и юридических предписаний. Студент должен сохранять самосознание и критическую рефлексию, а его консультативная работа должна иметь в качестве базы, необходимые научные знания, руководства, четкую систему ценностей, учет психологических особенностей каждого из категории граждан, которому он предоставляет бесплатную юридическую помощь в юридической клинике.

Литература:

  1. Федеральный Закон Российской Федерации № 324-ФЗ от 21.11.2011 г. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.
  2. Закон Республики Саха (Якутия) О бесплатной юридической помощи в РС (Я) 1146–3 № 1191-IV от 15.12.2012 г.
  3. Шугрина Е. С. Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С. 898–906.
  4. https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/yf/clinik/
  5. Психология инвалидности: Метод. указания / Сост. Н. А. Соловьева; Яросл. гос. ун-т. — Ярославль, 2004. 47 с.
  6. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. К90 Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
  7. Барабохина В. А., Замалдинова Г. Р., Ивашкина Ю. Ю. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей: сборник методических материалов для специалиста по социальной работе. — СПб: «Айсинг», 2010 — С. 27–34.
  8. https://infourok.ru/psihologicheskoe-blagopoluchie-korennih-malochislennih-etnosov-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-1762007.html
Основные термины (генерируются автоматически): бесплатная юридическая помощь, чрезвычайная ситуация, Российская Федерация, попечение родителей, ребенок, гражданин, юридическая клиника, категория граждан, малочисленный народ Севера, оказание.


Ключевые слова

юриспруденция, консультирование, юридические клиники, психологическая особенность инвалидов, возрастная психология, социально-психологические особенности клиентов-выпускников учреждений для детей-сирот, психологические особенности представителей коренных малочисленных народов Севера

Похожие статьи

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...

Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы

Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Основные аспекты оказания психологической помощи молодежи в процессе первичной профессионализации и трудоустройства

В статье проводится теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности, выделяются условия успешной первичной профессионализации студентов вуза. Рассматривается психологическая готовность студентов-выпускников к трудоустройству,...

Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.

Психологические особенности профессиональной деятельности юриста

Юрист при осуществлении своей деятельности работает с различными людьми, что предполагает умение найти правильный подход к каждому из них. Статья посвящена психологическим особенностям профессиональной деятельности юриста. Отмечается, что на сегодняш...

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза

В статье исследуется проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза. Рассмотрена сущность понятия «психологическая готовность», проанализированы компоненты, условия и возможности ...

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Психологическая система П. Я. Гальперина и современные взгляды на подготовку дефектологов

В данной статье речь идет об особенностях психологической системы П. Я. Гальперина и ее применимости в рамках современной подготовки специалистов дефектологического профиля. Автор дает определение психологической системе П. Я. Гальперина, а также кра...

Похожие статьи

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...

Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы

Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Основные аспекты оказания психологической помощи молодежи в процессе первичной профессионализации и трудоустройства

В статье проводится теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности, выделяются условия успешной первичной профессионализации студентов вуза. Рассматривается психологическая готовность студентов-выпускников к трудоустройству,...

Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.

Психологические особенности профессиональной деятельности юриста

Юрист при осуществлении своей деятельности работает с различными людьми, что предполагает умение найти правильный подход к каждому из них. Статья посвящена психологическим особенностям профессиональной деятельности юриста. Отмечается, что на сегодняш...

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза

В статье исследуется проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза. Рассмотрена сущность понятия «психологическая готовность», проанализированы компоненты, условия и возможности ...

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Психологическая система П. Я. Гальперина и современные взгляды на подготовку дефектологов

В данной статье речь идет об особенностях психологической системы П. Я. Гальперина и ее применимости в рамках современной подготовки специалистов дефектологического профиля. Автор дает определение психологической системе П. Я. Гальперина, а также кра...

Задать вопрос