Детство, в особенности подростковый период, является таким периодом в жизни человека, когда закладываются основы личностной активности, ценности, определяющие «качество» будущей жизни. Одновременно это такой жизненный период, когда ребенок и как человек, и как личность наименее защищен от социального, психологического и физического воздействия стрессора, что может привести к постоянному эмоциональному напряжению. А если при этом возникает какая-то психотравма (например, на человека сильно подействовала какая-то информация), то психологическая защита, которая существует у каждого, нарушается.
Психотравмирующим воздействием обладает и организационная сторона образовательного процесса. Важно помнить, что недостаток информации из окружающей среды или различного вида депривации ограничивают развитие ребенка по всем направлениям, а перенасыщенная информацией среда с беспорядочной организацией стимулов его дезорганизует. Поэтому нерациoнальное расписание и организация жизнедеятельности учащихся, постоянные изменения расписания занятий, замены педагогов, не продуманная организация питания, внутришкольных мероприятий, несбалансированность и разноплановость требований повышают раздражительность, оставляют «осадок» неприятных воспоминаний, которые имеют тенденцию к накоплению и снижению мотивации школьника к образованию в целом. И как результат этого — получение психотравмы.
Психическая травма — это фактор, действующий своим сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой. В результате действия психотравмы (стрессора) возникает состояние стресса [1].
Можно предположить, что фактором психологического травматизма ученика выступают его одноклассники и ученический коллектив в целом.
Наиболее значимым фактором травматизма школьников выступают педагоги. Несмотря на тенденцию к гуманизации образования, по-прежнему в школе преобладает силовая, авторитарная педагогика. Дубровский А. А. [2], утверждает, что 35–40 % неврозов, выявляемых в школьном возрасте, возникают по вине учителей. Исследование, проведенное сотрудниками Института возрастной физиологии (г. Москва) показало, что в школе, где работает авторитарный жесткий учитель, школьники болеют в 3 раза чаще, а психических отклонений у таких детей гораздо больше. У авторитарных педагогов дети почти с первых дней пребывания в школе попадают в ситуацию отрицательного оценивания, хронического неуспеха. Жесткий, авторитарный, бескомпромиссный учитель во время урока делает очень много замечаний, и с родителями бывает очень строг, постоянно высказывая свое недовольство по отношению к ученику. В результате в семьях происходят конфликты под воздействием учителя. Поэтому причинами нарушения здоровья становится двойной пресс, в школе и дома, постоянное недовольство взрослых, чрезмерные требования, предъявляемые учителем и родителем. По К. И. Платонову [3], у учащегося в результате неуважительного отношения педагога, несправедливого, предвзятого отношения к нему, высмеивания его поведения перед всем классом, внешнего вида, способностей, грубого, унижающего порицания развивается «дидактогения».
Дидактогения — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, трененра, руководителя и т. п.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно оказывающееся на его деятельности и межличных отношениях [4]. Дидактогения имеет два источника своего происхождения, которые взаимосвязаны друг с другом: один — идущий от педагога, другой — от структуры образовательного процесса (порождаемой самой системой образования). На данном этапе будем рассматривать дидактогению как психическую травму, источником которой является только педагог.
В нашем экспериментальном исследовании была поставлена цель — выявить психотравмирующие факторы в школе для подростков 13–14 лет.
Исследование проводилось на группе учеников 7-го класса МБОУ гимназии № 25. Выборка составила 22 человека 13–14 лет.
На первом этапе исследования учащимся предлагалось пройти анкетирование, основной целью которого было проанализировать отношения между учениками и педагогами.
В анкетировании респондентам нужно было продолжить предложенные фразы:
- Меня обижает, когда учитель…
- В общении с учителями меня радует…
- Я с удовольствием иду на урок…
- Я с нетерпением жду, когда закончится урок…
Анализ первого суждения («Меня обижает, когда учитель…») дало следующие результаты: большая часть анкетируемых (36 %) продолжили фразу примерно следующим образом: «…ругает меня, когда я не виноват». Такое заключения для детей данной возрастной группы не удивительно, ведь подростковый период — один из самых сложных в жизни ребенка. Прежде всего потому, что ребёнок в этом возрасте стремится всеми силами отстаивать свою свободу, ему хочется, чтобы к нему относились, как к взрослому. Любая критика в этом возрасте болезненна. Можно сделать вывод, что ребёнок в подростковый период зачастую воспринимает любое замечание учителя близко к сердцу, поэтому и считает, что его ругают незаслуженно. Но не исключён и другой вариант, когда вина за необоснованное замечание может стоять за педагогом.
«Меня обижает, когда учитель меня ругает» — так ответили 13 % респондентов. Здесь возможна связь с первым суждением, но данная фраза, по сравнению с первой, обобщена и размыта. То есть, ребенок не указывает, за что его ругают, важен сам факт того, что педагог агрессивно ведет себя по отношению к ребенку и, вероятно, по вине самого учащегося.
Следующие 13 % составляют те респонденты, которые обижаются, когда педагог ведет себя агрессивно и грубо в отношении к ученикам. Суждения были примерно такими: «Меня обижает, когда учитель груб и беспощаден», «…когда учитель злится», «…когда учитель не может сдерживать ярость». Если в первых суждениях в большей степени говорится именно об агрессии учителя, которая выражалась в конкретных замечаниях, то здесь ребенок отрицательно реагирует на тот факт, что педагог не может сдержать ярость и злость в принципе, что может уже говорить об отрицательных качествах самого учителя.
10 % составили те респонденты, которые обижаются, когда учитель не слушает их или по какой-либо причине не спрашивает на тему, к примеру, домашнего задания. Здесь причиной может служить либо предвзятое отношение учителя к ученику, либо проблема может крыться в самом ребёнке, у которого может быть завышенная потребность во внимании со стороны как сверстников, так и взрослых, что также наблюдается в подростковом возрасте.
Наконец, по 1 % составили суждения, не относящиеся ни к одной из перечисленных и рассмотренных нами групп, такие как «Меня обижает, когда учитель ставит незаслуженную оценку» или «Меня обижает, когда учитель не шутит». Последнее характеризует ту ситуацию, когда ученик ждёт от учителя соответствующего поведения, наверняка, потому, что другие учителя вели себя именно так.
Далее респондентам предлагалось продолжить суждение «В общении с учителями меня радует…». Многие ученики отметили, что их радует доброта и понимание со стороны учителей. Другую группу составили учащиеся, которые поставили в области ответа прочерк или отметили, что их ничего не радует. Такой ответ может свидетельствовать о том, что ребёнок находится в стрессовом состоянии или в состоянии, близком к стрессу.
Проанализировав суждение «Я с удовольствием иду на урок…», мы выявили следующие особенности: популярность тех или иных школьных предметов может объясняться благоприятной атмосферой, которую создают учителя на уроках, интересным объяснением материала, также личным интересом учащихся.
Для сравнения, а также выявления психотравмирующих факторов мы построили диаграмму, где отображены, наоборот, те школьные предметы, на которые ученики по тем или иным причинам ходят без удовольствия.
Таким образом, данное исследование позволило нам выявить следующие психотравмирующие факторы:
- Агрессия со стороны преподавателя по отношению к ребёнку. Причем здесь не имеет значения, кто именно является инициатором.
- Нежелание ребёнка ходить на определенные уроки. Может быть следствием первого психотравмирующего фактора.
Также среди учащихся 7-го класса был проведён опрос. Респондентам необходимо было ответить на вопрос «Какие ситуации в школе вызывают у вас стресс?». В этом исследовании приняли участие 18 учеников.
Ответ учащихся должен был состоять из трех уровней: первый — та ситуация, которая вызывает самый сильный стресс. На втором месте должна была быть та ситуация, которую респонденты считают менее стрессовой, и на третьем месте наименее стрессовая ситуация.
Исследование показало, что наиболее сильный стресс у респондентов вызывает контрольная работа, в особенности если она проводится без предупреждения учителя. Пять учеников поставили её на первое место по уровню силы стресса, 4 ученика — на второе место. Причиной можно считать страх получения плохой оценки, ссоры с родителями на этой почве, боязнь оказаться хуже кого-либо среди одноклассников.
На втором месте оказалась «ссора с одноклассниками», где на первое место по уровню стресса ее поставили 3 человека, на второе — 3 человека, на третье — 1. Как было отмечено ранее, опрос проводился среди подростков, а в этом возрасте, как известно, важный фактором психического развития ребёнка является общение со сверстниками. Подростку важно быть принятым и признанным в какой-либо группе, классе и т. д. Страшнее всего в этом возрасте для него одиночество, поэтому страх остаться без внимания сверстников вызывает у подростка сильнейший стресс.
На третьем месте находится страх ответа у доски (у трех респондентов на первом месте). Здесь так же, как и при контрольной работе, причиной можно считать страх получения плохой оценки, ссоры с родителями на этой почве, боязнь оказаться хуже кого-либо среди одноклассников.
Трое учеников отметили как самую стрессовую ту ситуацию, когда «учитель кричит, а я не виноват». Этот же психотравмирующий фактор мы выявили в первом исследовании — анкетировании. Ребёнок в подростковый период зачастую воспринимает любое замечание учителя близко к сердцу, поэтому и считает, что его ругают незаслуженно. Но не исключён и другой вариант, когда вина за необоснованное замечание может стоять за учителем.
Таким образом, данное исследование позволило нам выявить следующие психотравмирующие факторы: контрольная работа (особенно, если она проводится без предупреждения), ссора с одноклассниками, ответ у доски, незаслуженное, по мнению ученика, замечание учителя (зачастую в грубой форме).
Стоить отметить, что психотравмирующие факторы со стороны педагога нередко бывают причинами и травматизации ученика со стороны сверстников, так как известно, что в подростковом возрасте ребёнок сильно подвержен чужому влиянию, особенно, если оно происходит от взрослого человека, и склонен подражать ему. То есть, если, например, учитель высмеивает ученика, его поведение, успеваемость, внешний вид и т. д., одноклассники, по большей вероятности, будут делать то же самое.
Исходя из сделанных выводов, подросток, чтобы избежать травматизации, должен, прежде всего, следить за своим психическим здоровьем, под руководством родителей совершать профилактические мероприятия. Со стороны образовательных учреждений, прежде всего, должна вестись работа по ликвидации пробелов психологической культуры педагогов. Педагог ни в коем случае не должен кричать на ребёнка, высмеивать его перед всем классом, ставить незаслуженные оценки. В работе с детьми необходим индивидуальный подход, иначе психологических травм детям не избежать.
Литература:
- Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Дубровский А. А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей — будущее народа. — М.: Просвещение, 1988.
- Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. — М.: Книга по Требованию, 2012.
4. Психологический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=2 56.