В статье анализируются разноплановые подходы по формированию понятия коррупции.
Изначально, по нашему мнению, трудности формирования единого определения коррупции объясняются, с одной стороны, с его проникновением в различные сферы общественной и государственной жизни, а с другой — тем, что данный феномен традиционно является объектом изучения различных общественных наук, в связи с чем возникает многообразие подходов к исследованию коррупции, что и обусловливает отсутствие удовлетворяющего всех однозначного определения этого явления.
Считается, что исторически первые определения коррупции относятся к области права. Однако и в правовой науке нет единого толкования коррупции, так как различные школы права по-разному трактуют данное явление. Так, как справедливо указывает А. Землин:
− социологическая трактовка права квалифицирует коррупцию как социальное явление, которое возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, и может быть обнаружено на всех уровнях управления, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование;
− естественная теория права определяет сущность коррупции в терминах «справедливое — несправедливое»;
− историческая школа права рассматривает коррупцию как своего рода «традицию» политической и правовой культуры;
− правовой позитивизм определяет суть коррупции с точки зрения ее роли в стабильности и эффективности функционирования государственно-правовой системы [8, ст. 78–79].
Обобщающие признаки коррупции были сформулированы в руководстве, подготовленном секретариатом VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.), под названием «Практические меры борьбы с коррупцией». К ним относится:
а. противозаконный характер использования своего служебного положения субъектами коррупционных правонарушений;
б. многоотраслевой характер коррупционных правонарушений (дисциплинарные, административные и уголовные правонарушения);
в. ограничение круга субъектов коррупционных преступлений государственными должностными лицами;
г. деление наиболее опасных проявлений коррупции на две большие группы: первая — коррупционные хищения государственного или общественного имущества; вторая — злоупотребление государственными служащими своим служебным положением в целях незаконного получения каких-либо преимуществ при отсутствии признаков хищения [2].
В свою очередь, Российская юридическая энциклопедия определяет коррупцию как «использование государственными служащими и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения материальных и иных благ и преимуществ как в личных, так и групповых интересах» [9, с. 215].
Латинско-русский словарь, кроме вышеуказанных значений, приводит и такие, как «совращение, упадок, извращение, плохое состояние, превратность (мнения или взглядов), а также расстраивать, повреждать, приводить в упадок, обольщать, соблазнять, искажать, фальсифицировать, позорить, бесчестить» [5, с. 70].
Как справедливо отмечает А. Аникин, в понимании коррупции в широком (политологическом) смысле, принято выделять наличие у должностных лиц возможности непосредственно распределять выгоды или давать разрешение на подобное распределение, когда искушение получить личную прибыль преобладает над долгом и обязанностью служить интересам государства и общества [4, с. 5].
Соответственно, коррупция имеет место:
− когда государственная функция выполняется чиновником;
− когда при наличии установленных правил, существует возможность для данного лица действовать по собственному усмотрению;
− когда преследуется цель получения личной выгоды.
Коррупция в широком смысле включает в себя и взяточничество, и самостоятельное чиновничье предпринимательство.
Коррупция в узком (уголовно-правовом) смысле — это явление, при котором должностные лица сознательно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради дополнительного материального или иного вознаграждения.
При этом в коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто подкупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует, нарушая служебный долг, преследуя частные интересы. В то же время, можно выделить три типичных уголовно-правовых признака преступлений коррупционного характера:
1) активный и пассивный подкуп (в том числе взяточничество как одна из его форм);
2) надлежащий субъект (публичное должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих и иных организациях, а также лица, исполняющие функции арбитров или присяжных заседателей);
3) злоупотребление надлежащего субъекта своими полномочиями в рамках осуществляемых им функций, совершенное в корыстных целях в обстоятельствах подкупа, либо сопряженное с ним из корыстной заинтересованности [11, с. 70].
Следовательно, преступлением коррупционного характера можно считать любое должностное (или служебное) преступление, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
Отличительными признаками коррупции как явления следует считать:
− ресурс, доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;
− интерес, являющийся движущей силой и мотивом деятельности участников коррупционных действий;
− ущерб, нанесенный общественным интересам коррупционным поведением.
В узком смысле слова, коррупция — это совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве РФ и отличающихся таким квалифицирующим признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.
Как верно замечает С. Н. Шишкарев, коррупционные отношения — это отношения «обладающих полномочиями публичной власти и иных лиц, возникающие по поводу неправомерного использования государственных и общественных ресурсов, властных полномочий, целью которых являются личные, групповые или корпоративные интересы» [11, с. 97–98].
Необходимо отметить, что к настоящему моменту законодателем введен и активно используется термин «коррупционные правонарушения», так Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет коррупцию через перечисление следующих противоправных деяний:
а. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б. совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица [3].
Соответственно, отечественный законодатель не дает четкого определения и это, безусловно, создает ряд проблем для правоприменительной деятельности.
В то же время, следует отметить, что международные документы стремятся сформулировать определение коррупции в самом общем виде, что, естественно, объясняется стремлением охватить все разнообразие национальных законодательств. Так, например, в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом на заседании 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г. говорится, что «понятие коррупции охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение» [1].
На первой сессии Группы Совета Европы по проблемам коррупции (Страсбург, 22-24 февраля 1995 г.) коррупция была определена как «подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений такого рода, и имеющее целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц» [7, с. 93].
Конвенция Совета Европы от 4 ноября 1999 года «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» определяет коррупцию как продажность и подкуп публичных должностных лиц при условии ненадлежащего исполнения обязанностей или поведения получателя взятки, предоставления ненадлежащих выгод или их обещания [6, с. 32].
По определению Междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других [10, с. 39].
Таким образом, федеральное законодательство и международные акты используют различные подходы и определения термина «коррупция», что влияет на различную оценку и квалификацию асоциальных деяний в качестве коррупционных. Однако, по нашему мнению, несмотря на всю важность формулирования единого понятия коррупции, наибольшую важность все-таки представляет определение составов коррупционных правонарушений и законодательный запрет на их совершение.
Литература:
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят на заседании 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г. /Консультант Плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=34685;fld=134;dst=100543;rnd=189271.8731899465004774;;ts=01892719214316321384252
- Практические меры борьбы с коррупцией: Материалы Секретариата VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, 1990 г. /Консультант Плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/line.cgi?req=doc;base=LAW;n=34685;fld 134;dst=100543;rnd=189271.8731899465004774;;ts=0189271921431632138425
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12 2008 г. № 273- ФЗ (ред. от 15.02.2016) //Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228
- Аникин А. А. Взяточничество как коррупционное преступление и меры противодействия ему /Автореф. канд. юрид. наук. М. 2009.
- Дворецкий И. Х. Латино-русский словарь. — Спб: Лань, 2006. — 144с.
- Жданов Ю. Н. Европейское уголовное право. Перспективы развития — М.: Статут, 2001. — 232 с.
- Наумов Л. В. Ответственность за коррупционные преступления но законодательству России, европейских стран и США (сравнительно-правовой анализ) / А. В. Наумов // Организованная преступность и коррупция: исследования, обзоры, информация. — 2000. — № 1. — С. 93–99.
- Противодействие коррупции в Российской Федерации / Под ред. А. Землина — М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. — 293с.
- Российская юридическая энциклопедия /Гл. ред. А. Я. Сухарев. — М.: Энциклопедия, 1999. — 344с.
- Тихомиров Ю. А. Право против коррупции // Журнал российского права. — 2007. — № 5. — С. 39.
- Шишкарев С. Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики: монография. — М.: НОРМА, 2010. — 198 с.