В данной работе отмечен тренд на ведение здорового образа жизни среди населения, проведена оценка актуальности вывода инновационного продукта — диетического белкового мороженого — на российский рынок.
Ключевые слова: анализ актуальности, продвижение продукта, рынок мороженого, инновационный продукт, здоровый образ жизни, тренды, потребительское поведение
Прежде чем выводить на рынок инновационный продукт, необходимо изучить смежные рынки, на которых он будет представлен, определить его преимущества, изучить предложения конкурентов, оценить перспективы занятия позиций.
В данной работе проанализированы перспективы вывода на рынок продукта — натурального диетического мороженого. Его преимущества состоят в том, что оно производится из полностью натуральных ингредиентов, содержит большое количество белка, содержит мало калорий, не содержит сахара. Оно подойдет как спортсменам, регулярно занимающимся спортом, так и людям, которые следят за своим питанием. В виду использования натурального сырья цена продукта относится к ценовой категории «выше среднего», и тем не менее доступна большей части населения.
Статистические данные говорят о росте сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний аллергического характера, ожирения и многих других заболеваний, традиционно связанных с питанием и образом жизни. Поэтому сегодня производители и потребители продуктов питания стремятся делать более здоровый выбор. В последние годы в России наблюдается ярко выраженный тренд на занятие фитнесом: наблюдается умеренный рост количества людей, занятых в экономике и регулярно занимающихся физической культурой. (См. Таблица 1). [1]
Таблица 1
Численность трудящихся занимающихся физической культурой испортом вспортивных клубах (2008–2015гг.)
Также в мире наблюдается возрастающий потребительский спрос на натуральную продукцию. Больше стран задумываются об экологии и качестве продуктов. Вслед за мировым трендом все больше россиян начинают вести здоровый образ жизни.. Соответственно, в последние годы рынок натуральных продуктов нашей страны также постепенно растет. Согласно исследованию компании Euromonitor International, объем рынка натуральных продуктов в России составляет порядка $ 150 млн. При этом наиболее платежеспособное население сосредоточено в мегаполисах — в Москве и, чуть меньшей степени, в Санкт-Петербурге, а также в других городах-миллионниках и в ряде других меньших городов с высоким уровнем доходов населения. [2]
В России статус экопродуктов на законодательном уровне не определен. Более того, с 2010 года в России в принципе отменена обязательная сертификация продуктов питания. Сейчас производителям продуктов питания достаточно заполнить декларацию соответствия, в которой содержится информация о производителе, товаре, а также подтверждение безопасности продукции. Заполняя декларацию, изготовитель принимает на себя ответственность за соответствие продукции нормам безопасности. Получение сертификата на продукцию теперь является исключительно жестом доброй воли.
Тем не менее, даже такая крупная компания, как Valio (Финляндия), чьи массово (промышленно) произведенные продукты воспринимаются как качественные и натуральные, на своей популярной в России сметане вводит помимо знака «Финский продукт» знак «Эко-тест-плюс», выданный АНО «Тест-С.-Петербург».
СМИ и интернет-издания, пропагандируя здоровый образ жизни, мотивируют потребителей внимательно изучать состав продуктов питания, которые они приобретают. Современный покупатель знает о Е-кодах и насыщенных жирах в разы больше покупателя девяностых. Многие производители продуктов питания, следуя за потребительским спросом, активно развивают функциональные направления (продукты, обогащенные полезными компонентами). Особенно это касается продуктов кисломолочной группы (различные напитки, обогащенные бифидобактериями, йогурты и т. д.), зерновых и хлебобулочных изделий.
Согласно прогнозам «Экокластера», в ближайшие годы рост продаж экопродукции также будет составлять 20–30 % в год. Однако надо отметить, что доля России в общем объеме продаж экологически чистой продукции ничтожно мала. Ее мировой оборот за последние десять лет увеличился в разы и достиг объема в $ 80 млрд. По прогнозам экспертов, к 2020 году ожидается рост этого сегмента до $ 200 млрд.
Что касается рынка мороженого, то российская отрасль адаптируется к кризису 2015 года. Если в 2015 году она снизила выпуск на 5 %, то по итогам семи месяцев 2016 года она нарастила его на 7 %. По оценкам IndexBox данный спад связан со скачком цен в виду продовольственной инфляции (по неофициальным данным 19,1 %) и снижением реальных доходов населения (минус 4,3 %). Достичь восстановления роста производства отрасли удалось за счет адаптации участников отрасли к изменившимся условиям рынка.
Таблица 2
Объем производства мороженого в 2010— июле 2016гг., внатуральном истоимостном выражении
По оценке IndexBox отрасль по производству мороженого продолжит умеренны рост в среднесрочной перспективе в виду роста реальных доходов населения (по оценке МЭР, в 2017–2019 гг. они суммарно вырастут на 3,8 %) и увеличения экспорта российской продукции в Китай и страны СНГ. [3]
В виду экономического кризиса и курса на импортозамещения предпочтения россиян к происхождению бренда мороженого изменились: 68 % выбирают продукты отечественного производства, в то время как 10 % — международные марки. [4] Это говорит о том, что доверие к отечественным производителям растет, и при продвижении нового продукта на рынок мороженого можно рассчитывать на лояльность российских потребителей.
Также был проведен опрос на фокус-группе из 115 человек, регулярно занимающихся спортом на предмет интереса к потреблению нового продукта — натурального диетического мороженого. Более 62 % опрошенных выразили желание приобрести новый продукт, около 20 % — отказались, а остальные — воздержались от ответа. Большая часть опрошенных предпочла потреблять продукт после тренировки, а также в летний период в качестве десерта.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что исследуемый инновационный продукт — высокобелковое натуральное мороженое — в данный момент востребован на российском рынке. Существует тенденция на здоровый образ жизни и увеличение числа люде, занимающихся спортом. Проанализировав потенциальные рынки, стало понятно, что потребление мороженого постепенно растет, а спрос на натуральные полезные продукты увеличивается с каждым годом. Население готово приобретать качественные продукты и беспокоится о своем здоровье.
Также стоит учесть лояльность населения к отечественному производителю. Безусловно, необходимо уделить большое внимание брендингу, так как в современном мире люди приобретают не столько продукт, как бренд и эмоции. Грамотное изучение целевой аудитории, верно сформулированное уникальное торговое предложение позволят выделиться среди конкурентов и увеличить продажи.
Литература:
- Министерство спорта Российской Федерации. Анализ статистических наблюдений населения, занятого в экономике и вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом. (http://www.minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2016/10/ %D1 %82 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %B4 %D1 %8F %D1 %89 %D0 %B8 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %8F.pdf)
- Исследования компании «Агриконсалт» «Обзор российского рынка натуральных и фермерских молочных продуктов».
- Исследования IndexBox “Рынок мороженого в России: Отечественное производство адаптируется к кризису” (http://www.indexbox.ru/news/proizvodstvo-morogenogo-v-rossii-adaptiryetsya-k-crizisy/)
- Глобальное исследование Nielsen “Международный бренд или местный производитель” (http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/reports/2016/global-vs-local-study-2016.html)
- Микроэкономика. Под ред. Артамонова В.С, Иванова С. А. (2009, 320с.)
- Билл Олет «Путеводитель предпринимателя» (2015, 336 с.)