Внутренняя геополитика России в социально-экономическом аспекте на примере Южного федерального округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 23.05.2017

Статья просмотрена: 596 раз

Библиографическое описание:

Меркушев, А. В. Внутренняя геополитика России в социально-экономическом аспекте на примере Южного федерального округа / А. В. Меркушев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 213-220. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43709/ (дата обращения: 16.11.2024).



Изменения в политическом контуре после присоединения Республики Крым и г. Севастополь повлияли на процесс формирования геополитического поля ЮФО. В статье проводится анализ «проблемных» территорий в геополитическом аспекте с применением социально-экономической дифференциации субъектов РФ в рамках ЮФО.

Ключевые слова: геополитика, безопасность, социально-экономические показатели, пояс безопасности

Changes in the political circuit after the accession of the Republic of Crimea and Sevastopol influenced the process of formation of the geopolitical field of the SFD. It is the article, which in analyzes the «problem» territories in the geopolitical aspect with the use of socio-economic differentiation of subjects of the Russian Federation in the framework of the SFD.

Key words: geopolitics, security, socio-economic indicators, the security belt.

Прежде всего, чтобы иметь более полное представление о термине «внутренняя геополитика», следует обратить внимание на предшествующее понятие, собственно саму геополитику. Существует множество разносторонних определений данному понятию, вот некоторые из них.

А. Дугин в своей книге «Основы геополитики» так описывает понятие геополитика: «Геополитика — это мировоззрение и в этом качестве ее лучше сравнивать не с науками, но с системами наук. Она находится на том же уровне, что и марксизм, либерализм и т. д., т. е. системы интерпретаций общества и истории, выделяющие в качестве общего принципа какой-то один важнейший критерий и сводящие к нему все остальные бесчисленные аспекты человека и природы» [1, с 10].

Далее он приводит пример Карла Маркса и Адама Смита, которые сформировали собственную идеологию в контексте «экономика и судьба».

А. Дугин считает, что аналогом этой идеологии выступает и геополитика, но главным «движущим» фактором является географический рельеф [1, с. 11].

Продолжает свою мысль он такими словами: «Геополитика — это мировоззрение власти, наука о власти и для власти». Безусловно, в подтверждение его слов выскажусь и я, как многие другие исследователи данной тематики до меня, географическая константа — присутствие в геополитическом восприятии существования и жизни тех или иных государств и территорий. А этот процесс обуславливается развитием общества и общественных отношений между странами и народами [1, с 11].

В учебнике В. Колосова и Н. Мироненко по политической географии приводится еще и такое определение понятию геополитика — это политика государств, в особенности внешняя, в основном определена географическими факторами: пространственным расположением, наличием или отсутствием определенных ресурсов, климатом, плотностью населения и темпами его прироста и пр. [2, с 9].

Авторы ссылались на «Советский энциклопедический словарь 1989 года».

Н. Стариков считает, что геополитика — это некое уравнение, проецирующееся в таком выражении как, геополитика = политика + история + география. И здесь автор, безусловно, прав, ибо, опираясь на исторический опыт и формирование изучаемого геополитического процесса, в той или стране, а также грамотным картографическим языком объяснив и раскрыв весь потенциал изучаемой территории ею можно эффективно управлять, придать необходимый виток к развитию оного [3, с. 8].

З. Бжезинский считал, что геополитика — это теория позиционной игры на «мировой шахматной доске».

В итоге можно вывести такое определение для понятия геополитика. Геополитика — это наука управления государством, по средствам анализа географического положения, изменений в социально-экономической сфере данного государства, а также анализа исторического опыта и перспектив дальнейшего развития данного пространства страны.

Вариаций, описывающих понятие геополитика, как мы с вами выяснили, существует многое множество и конечно «наиболее верное» определение невозможно выделить. Поэтому практически все теоретики геополитики проводят несколько аналогий и выводят для себя некую константу, ведь известна не прописная истина — сколько людей, столько и мнений.

А что же такое «внутренняя геополитика» государства?

Само это понятие возникло в теории И. Лакоста. В своей теории француз выделяет так называемую «внутреннюю геополитику», считая, что внутренний конфликт, а не само государство является объектом исследования. При этом французский ученый использует анализ конкретных региональных ситуаций по средствам заимствованных у различных геополитических школ методологических моделей [4, с. 235].

Лакост изучал развитие определенного региона во Франции и издал со своими единомышленниками и последователями гигантский трехтомный труд. И на этом примере прослеживалась независимость «внутренней геополитики» от внешней политики государства.

Однако, своего дальнейшего широкого распространения теория Лакоста не получила.

Но этот императив стоит обязательно учитывать при изучении геополитической ситуации в том или ином регионе планеты или страны.

Так, например, свои особые «краски» имеют такие регионы в Европе как Шотландия (Великобритания), Каталония (Испания), Страна Басков (Испания), Ломбардия (Италия), Фландрия (Бельгия) и некоторые иные территориальные образования. В своей основе это сепаратистские регионы. Такие процессы происходят не только в Европе, но и в Америке провинция Квебек (Канада), как некий островок франкоязычного населения страны [4, с. 234].

Исходя из выше изложенного первостепенной задачей «внутренней геополитики» становится изучение более мелких очагов «шахматной доски», т. е. региональный уровень в системе государства. Но, безусловно, внутренняя геополитика государства определяется его внешними политическими задачами. Это и будет единственно верным ориентиром для понятия термина «внутренняя геополитика». Внутренняя геополитика рассматривает вопросы формирования и существования, сложившейся геополитической картины не во всем в мире в целом, а в конкретном региональном контуре отдельного государства, имея несколько схожие с региональной политикой географические модели.

Так как внешняя и внутренняя политика взаимосвязаны между собой, так же считает и Г. Нурышев в своей статье, посвященной внутренней геополитической ситуации в России, то нельзя рассматривать данную, сложившуюся структуру, исходя лишь из одной географической плоскости. Зачастую внешняя политика обусловлена процессами, происходящими внутри самого государства, актора процесса анализа [4, с. 236].

В своей статье Г. Нурышев также отмечает, что внутренняя геополитика России, не должна базироваться на региональной политике. Однако, это противоречит самому базису построения актуальной геополитической картины в стране, без учета элементов региональной политики нельзя полно описать ее [4, с. 234]. Геополитика настолько сложная наука, что она словно ветви древа, опутанные плющом, переплетается со всеми возможными сопредельными науками, от демографии до культурологи и конфликтологии. Изучаемое пространство геополитической науки настолько многомерно и необъятно, что любого ученого, может иногда поставить в тупик. Поэтому нельзя геополитику рассматривать только лишь в ключе географическом. Причем и здесь сам Г. Нурышев придерживается такой точки зрения.

Стоит основательно остановиться на рассмотрении геополитического пространства России, как единому организму безопасности и целостности ее территории. Многие исследователи отмечают, что основной задачей для России остается сохранение ее территориальной целостности в существующих границах. Да верно, однако, не стоит забывать, что блюсти эту целостность, входит и в задачи региональной политики.

В данном разделе, рассмотрена территориальная организованность геополитического пространства России по средствам ее социально-экономической безопасности, ведь одной из «букв» «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» является ее социально-экономическое развитие. Эти положения изложены в таких разделах как, 3, 4, 5, 6, 7, 8 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [6].

Показатели, применяемые в анализе: ВРП на душу населения по отношению к среднероссийской величине, среднедушевые денежные доходы населения в месяц руб. по отношению к среднероссийской величине, число больничных коек на 10000 чел. населения по отношению к среднероссийской величине, а также отношение (русской) титульной нации к среднероссийскому значению [5].

На основе этих данных была проведена градация субъектов РФ по каждому из указанных выше показателей на 7 групп: 1 группа регионов имеет показатели выше 150 %, 2 группа регионов имеет показатели от 125 % до 150 %, 3 группа имеет показатели от 100 % до 125 %, 4 группа имеет показатели от 75 % до 100 %, 5 группа имеет показатели от 50 % до 75 %, 6 группа имеет показатели от 25 % до 50 % и заключительная группа 7 имеет показатели менее 25 %. Баллы начислялись по 7 группам от 1 до 7 баллов, где максимальным балом является 7, а минимальным 1. Максимально возможный итоговый балл — 28.

Таблица 1

Показатель ВРП на душу населения по субъектам ЮФО [5, с. 516–517]

Субъект РФ

ВРП на душу населения, рублей

ВРП субъектов РФ на душу населения по отношению ксреднероссийской величине,%

Присвоенный балл

Российская Федерация

403179

100

Астраханская область

283591

70,3388

3

Волгоградская область

278961

69,1904

3

г. Севастополь

45784,9

11,356

1

Краснодарский край

330100

81,8744

4

Республика Адыгея

174018

43,1614

2

Республика Калмыкия

163688

40,5994

2

Республика Крым

73190,1

18,1533

1

Ростовская область

235696

58,4594

3

По данным таблицы № 1 лидером по показателю ВРП на душу населения в ЮФО является Краснодарский край, а аутсайдером г. Севастополь.

Таблица 2

Среднедушевые доходы в месяц руб. по субъектам ЮФО [5, с. 228–229]

Субъект РФ

Среднедушевые денежные доходы вмесяц руб.

Среднедушевые денежные доходы населения вмесяц руб. по отношению ксреднероссийской величине

Присвоенный балл

Российская Федерация

30474

100

Астраханская область

24065

78,96896

4

Волгоградская область

21724

71,287

3

г. Севастополь

17892

58,71234

3

Краснодарский край

31373

102,9501

5

Республика Адыгея

22639

74,28956

3

Республика Калмыкия

14216

46,6496

2

Республика Крым

15672

51,42745

3

Ростовская область

26546

87,11032

4

По показателю среднедушевых доходов населения также лидером выступает Краснодарский край, а аутсайдер Республика Калмыкия.

Таблица 3

Число больничных коек на 10000 чел. населения по субъектам ЮФО [5, с. 425 426]

Субъект РФ

Число больничных коек на 10000 чел. Населения

Число больничных коек на 10000 чел. населения по отношению ксреднероссийской величине

Присвоенный балл

Российская Федерация

83,4

100

Астраханская область

94

112,7098

5

Волгоградская область

89,5

107,3141

5

г. Севастополь

65

77,93765

4

Краснодарский край

73,9

88,60911

4

Республика Адыгея

75,1

90,04796

4

Республика Калмыкия

86,2

103,3573

5

Республика Крым

77,6

93,04556

4

Ростовская область

81,4

97,60192

4

По показателю больничных коек на 10000 человек населения лидером выступает Волгоградская область, аутсайдером является г. Севастополь.

Таблица 4

Процент (русской) титульной нации по субъектам ЮФО [8]

Субъект РФ

Процент титульной нации (русской) вданном субъекте

Отношение (русской) титульной нации ксреднероссйскому значению в%

Присвоенный балл

Российская Федерация

77,71

100

Астраханская область

67,6

86,99009

4

Волгоградская область

90,0

115,8152

5

г. Севастополь

77,1

99,21503

4

Краснодарский край

88,3

113,6276

5

Республика Адыгея

63,6

81,84275

4

Республика Калмыкия

57,4

73,86437

3

Республика Крым

65,3

84,03037

4

Ростовская область

90,3

116,2013

5

По показателю доли титульной русской нации по субъектам лидирует Ростовская область, аутсайдер Республика Калмыкия.

В таблице 5 представлены итоговые вычисления путем сложения бальных коэффициентов по всем четырем, рассматриваемым показателям.

Таблица 5

Итоговый результат в баллах по субъектам РФ

Субъект РФ

Общий балл

Магаданская область

25

Сахалинская область

25

Ненецкий автономный округ

24

Чукотский автономный округ

24

г. Москва

23

Ямало-Ненецкий автономный округ

23

г. Санкт-Петербург

22

Камчатский край

21

Ханты-Мансийский автономный округ

21

Мурманская область

20

Республика Коми

20

Республика Саха (Якутия)

20

Хабаровский край

20

Архангельская область

19

Вологодская область

19

Красноярский край

19

Нижегородская область

19

Пермский край

19

Приморский край

19

Свердловская область

19

Воронежская область

18

Еврейская автономная область

18

Иркутская область

18

Калининградская область

18

Калужская область

18

Краснодарский край

18

Ленинградская область

18

Московская область

18

Новосибирская область

18

Томская область

18

Тюменская область

18

Ярославская область

18

Амурская область

17

Белгородская область

17

Владимирская область

17

Забайкальский край

17

Курская область

17

Липецкая область

17

Новгородская область

17

Омская область

17

Оренбургская область

17

Республика Татарстан

17

Самарская область

17

Смоленская область

17

Тверская область

17

Тульская область

17

Астраханская область

16

Волгоградская область

16

Кемеровская область

16

Костромская область

16

Орловская область

16

Республика Карелия

16

Ростовская область

16

Рязанская область

16

Саратовская область

16

Тамбовская область

16

Удмуртская Республика

16

Челябинская область

16

Алтайский край

15

Брянская область

15

Ивановская область

15

Кировская область

15

Курганская область

15

Пензенская область

15

Псковская область

15

Республика Бурятия

15

Республика Хакасия

15

Ставропольский край

15

Ульяновская область

15

Республика Башкортостан

14

Республика Марий Эл

14

Республика Адыгея

13

Республика Мордовия

13

Республика Тыва

13

г. Севастополь

12

Кабардино-Балкарская Республика

12

Карачаево-Черкесская Республика

12

Республика Алтай

12

Республика Калмыкия

12

Республика Крым

12

Республика Северная Осетия — Алания

12

Чувашская Республика

12

Республика Дагестан

11

Чеченская Республика

10

Республика Ингушетия

8

Исходя из итоговых данных, предлагаю разделить субъекты РФ на четыре группы:

  1. Пояс стабильности (количество баллов выше 19)
  2. Пояс умеренной безопасности (количество баллов от 16 до 19)
  3. Пояс частичной нестабильности (количество баллов от 14 до 15)
  4. Пояс нестабильности (количество баллов менее 14)

Место ЮФО в данной классификации.

В ЮФО входит восемь субъектов РФ: Ростовская область, Краснодарский край, Республика Крым, г. Севастополь, Республика Калмыкия, Волгоградская область, Астраханская область и Республика Адыгея.

По данным из таблицы 1 видно, что Ростовская область попадает в пояс умеренной безопасности, имея показатель — 16 баллов. Краснодарский край имеет самый высокий показатель в ЮФО, входя в пояс умеренной безопасности — 18 баллов. Республика Крым имеет показатель менее 14 баллов — 12 баллов, что определяет этот субъект в пояс нестабильности. Город Севастополь, также имеет показатель в 12 баллов. Республика Калмыкия имеет аналогичные показатели с г. Севастополем и Республикой Крым в 12 баллов. Волгоградская область оказывается в поясе умеренной безопасности с показателем в 16 баллов. Астраханская область попадает в пояс умеренной безопасности с 16 баллами. Республика Адыгея попадает в пояс нестабильности с 13 баллами.

Территория ЮФО, таким образом, разделена на 3 зоны безопасности. Нестабильная территория Крымского полуострова (Республика Крым и г. Севастополь). Умеренно-стабильная зона, включающая территории Ростовской области, Краснодарского края, Астраханской области и Волгоградской области. Нестабильная зона Прикаспия, где единственным субъектом выступает территория Республики Калмыкия. Республика Адыгея, являясь анклавом Краснодарского края, также будет входить в умеренно-стабильную зону безопасности в силу своего географического положения внутри стабильного региона.

Так выглядит территориальная безопасность территории без участия внешних сил давления, например, близости к очагам территориальных, межнациональных и иных конфликтов. Стоит учитывать и этот фактор.

C:\Users\Александр\Pictures\юфо.gif

Рис. 1. карта ЮФО [9]

Территория Республики Крым на севере граничит с территорией Украины, охваченной гражданской войной на востоке в Донбассе. Близость Республики Крым к данному очагу конфликта только усугубляет безопасность субъекта. Но наличие военно-морского порта в г. Севастополь придает геополитическую значимость территории Республики Крым равно как для ЮФО, так и для всей России в целом. Это плацдарм российского Черноморского флота, обеспечивающего безопасность всего Юга России. Важнейшим аспектом безопасности данной территории является ее отрешонность от территории Краснодарского края (имеется лишь паромное сообщение между Республикой Крым и Краснодарским краем). Этот вопрос сложен, но он уже решается правительством РФ, а именно идет строительство моста через Керченский пролив, что поможет улучшить ситуацию со снабжением субъекта [6].

Краснодарский край граничит на северо-востоке с Ростовской областью — стабильным, в социально-экономическом плане, регионе. На востоке Краснодарский край граничит со Ставропольским краем с показателем в 15 баллов (см. таблицу № 5), т. е. Ставропольский край относится к частично нестабильному поясу безопасности. На юго-востоке Краснодарский край граничит с другим государством — Республикой Абхазия, также нестабильным регионом, выходящим из кризисной ситуации, благодаря политике РФ (выделение субсидий). На западе Краснодарский край граничит, с уже ранее рассмотренным субъектом — Республикой Крым через Керченский пролив, регион также относится к поясу нестабильности. На юго-востоке Краснодарский край граничит с Карачаево-Черкесской республикой — показатель в 12 баллов, входит в пояс нестабильности (см. таблицу № 5). Внутри Краснодарского края находится еще один субъект Республика Адыгея (условно-стабильный регион в силу своего географического положения). Краснодарский край имеет стабильную социально-экономическую ситуацию на своей территории, но близость к социально нестабильным регионам Северного Кавказа частично подрывает данную классификацию.

Ростовская область граничит на востоке с Волгоградской областью (умеренно-стабильный регион), на севере с Воронежской областью, что входит в пояс умеренной безопасности с показателем в 18 баллов. На юге с Краснодарским (пояс умеренной безопасности) и Ставропольским (частично-нестабильный регион) краями и Республикой Калмыкия (пояс нестабильности). На западе Ростовская область граничит с Луганской и Донецкой народными республиками, охваченными внутриполитическим кризисом в Украине. Ростовская область имеет достаточно стабильную социально-экономическую безопасность территории, но близость к региону конфликта, накладывает свой отпечаток.

Республика Калмыкия граничит на юге с Республикой Дагестан (пояс нестабильности — 11 баллов см. таблицу № 5), на юго-западе со Ставропольским краем (частично-нестабильный регион), на западе с Ростовской областью (пояс умеренной безопасности), на востоке с Астраханской областью (пояс умеренной безопасности), на северо-западе с Волгоградской областью (пояс умеренной безопасности). Следовательно, Республика Калмыкия имеет перспективу выхода из пояса нестабильности благодаря близости к умеренно-стабильным регионам.

Город Севастополь, хоть и имеет нестабильную социально-экономическую ситуацию, он является военно-морским портом, поэтому субъект можно считать относительно-стабильным в виду того, что на территории субъекта расположен военный контингент.

Астраханская область граничит на севере с Волгоградской областью (умеренно-стабильный регион), на западе с республикой Калмыкия (пояс нестабильности), а также на востоке имеет морскую границу с Казахстаном — одним из важнейших экономических партнеров по ЕАЭС. Субъект можно считать умеренно-стабильным в силу этих обстоятельств.

Волгоградская область граничит с Саратовской (пояс умеренной безопасности, см. таблицу № 5), Воронежской (входит в пояс умеренной безопасности с показателем в 18 баллов), Астраханской (пояс умеренной безопасности), Ростовской (пояс умеренной безопасности) областями, Республикой Калмыкия (пояс нестабильности) и Казахстаном. Исходя из этого Волгоградская область наиболее стабильный в социально-экономическом плане субъект ЮФО.

Заключение

ЮФО является одним из регионов с достаточно сложной социально-экономической ситуацией. Округ разделен на три региона безопасности: нестабильная территория Крымского полуострова (Республика Крым и г. Севастополь); умеренно-стабильная зона, включающая территории Ростовской области, Краснодарского края, Астраханской области и Волгоградской области; нестабильная зона Прикаспия, где единственным субъектом выступает территория Республики Калмыкия; Республика Адыгея являясь анклавом Краснодарского края, также будет входить в умеренно-стабильную зону безопасности в силу своего географического положения внутри стабильного региона. Наиболее стабильным регионом является Волгоградская область наименее стабильными являются Республика Калмыкия и Республика Крым.

Литература:

  1. Дугин А. Г. Основы геополитики. — М.:Арктогея, 2000. — 928 с.
  2. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001, — 479 с.
  3. Стариков Н. В. Геополитика: как это делается. — Спб.: Питер, 2014. — 368с.
  4. Нурышев Г. Н. Внутренняя геополитика России: исторические основания и современные вызовы / Г. Н. Нурышев // Известия Российского государственного педагогического университета им А. И. Герцина: серия Политика и политические науки — 2005. — № 11, т. 5. — С. 233–239.
  5. Регионы России. Социально-экономические показатели: статистический сборник / [Н. С. Бугакова и др.]; под редакцией С. Н. Егоренко. — 2016: Р32 Стат. сб. / Росстат.  М., 2016.  1326 с.
  6. Мост как повод переехать [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/Crimea/view.asp?id=819628&p=15
  7. Официальный сайт президента России [Электронный ресурс] // Стратегия национальной безопасности до 2020 года: сайт. — URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424
  8. Официальный сайт Службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru
  9. Что ждет Крым в составе ЮФО? [Электронный ресурс] // Карта ЮФО: сайт. — URL: http://ncrim.ru/news/view/08–08–2016-specialisty-prognoziruyut-razvitie-kryma-v-sostave-yufo-8-avgusta-2016-goda
Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, Калмыкия, Крым, Республика, Волгоградская область, Ростовская область, севастополь, умеренная безопасность, Астраханская область, Адыгея.


Похожие статьи

Политика дистанцирования как главный аспект внешнеполитического курса СССР в Юго-Восточной Азии во второй половине 1940-х — начале 1950-х годов

В статье рассматривается специфика и проблематика одного из главных аспектов внешнеполитической доктрины СССР после Великой Отечественной войны на примере региона Юго-Восточной Азии. Политика «дистанцирования» в заявленной теме является практически н...

Субрегиональная асимметрия развития реального и финансового секторов экономики на примере Калининградской области

Статья посвящена проблеме исследования асимметрии развития реального и финансового секторов экономики на субрегиональном уровне. На примере Калининградской области применена авторская методика, включающая оценку уровня развития реального и финансовог...

Курская область: проблемы и тенденции социально-экономического развития региона

В статье автор исследует социально-экономические показатели одного из регионов Центрального федерального округа. Курская область в силу своего географического положения является промышленно-аграрным регионом, который имеет достаточно большой потенциа...

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Особенности применения подхода «Университет третьего поколения» в России

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило условия функционирования системы высшего образования. Университеты столкнулись с проблемами обеспечения устойчивости, поддержания финансового состояния на достаточном уровне, поиска источ...

Элементы экономики знаний как фактор развития экономической политики регионов Сибирского федерального округа

Анализ содержания элементов экономики знаний и достигнутых в ее практической реализации результатов на уровне регионов Сибирского федерального округа позволяет прийти к выводу о том, что недостижение последних является значимым фактором, сдерживающим...

Миграционный вопрос: конфликт власти и бизнеса в Германии

Данная статья посвящена анализу конфликта, возникшего между интересами немецкого общества (как следствие — правительством, представляющим его интересы) и бизнеса, на фоне увеличения миграционных потоков в Европейском Союзе. Рассматриваются миграционн...

Формирование промышленных кластеров в условиях инновационной экономики

В статье рассматриваются промышленные кластеры, их организация и развитие в условиях инновационной экономики. В статье отражена текущая ситуация по данной деятельности в России и выявлены основные тенденции.

Греция и ее роль в системе международных отношений в конце ХХ века

Современное положение страны в сфере международных отношений связывается с участием в экономической, политической и социальной сфере мирового сообщества. Вклад отдельно взятой страны в развитие мировой арены оценивается с помощью политического устрой...

Похожие статьи

Политика дистанцирования как главный аспект внешнеполитического курса СССР в Юго-Восточной Азии во второй половине 1940-х — начале 1950-х годов

В статье рассматривается специфика и проблематика одного из главных аспектов внешнеполитической доктрины СССР после Великой Отечественной войны на примере региона Юго-Восточной Азии. Политика «дистанцирования» в заявленной теме является практически н...

Субрегиональная асимметрия развития реального и финансового секторов экономики на примере Калининградской области

Статья посвящена проблеме исследования асимметрии развития реального и финансового секторов экономики на субрегиональном уровне. На примере Калининградской области применена авторская методика, включающая оценку уровня развития реального и финансовог...

Курская область: проблемы и тенденции социально-экономического развития региона

В статье автор исследует социально-экономические показатели одного из регионов Центрального федерального округа. Курская область в силу своего географического положения является промышленно-аграрным регионом, который имеет достаточно большой потенциа...

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Особенности применения подхода «Университет третьего поколения» в России

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило условия функционирования системы высшего образования. Университеты столкнулись с проблемами обеспечения устойчивости, поддержания финансового состояния на достаточном уровне, поиска источ...

Элементы экономики знаний как фактор развития экономической политики регионов Сибирского федерального округа

Анализ содержания элементов экономики знаний и достигнутых в ее практической реализации результатов на уровне регионов Сибирского федерального округа позволяет прийти к выводу о том, что недостижение последних является значимым фактором, сдерживающим...

Миграционный вопрос: конфликт власти и бизнеса в Германии

Данная статья посвящена анализу конфликта, возникшего между интересами немецкого общества (как следствие — правительством, представляющим его интересы) и бизнеса, на фоне увеличения миграционных потоков в Европейском Союзе. Рассматриваются миграционн...

Формирование промышленных кластеров в условиях инновационной экономики

В статье рассматриваются промышленные кластеры, их организация и развитие в условиях инновационной экономики. В статье отражена текущая ситуация по данной деятельности в России и выявлены основные тенденции.

Греция и ее роль в системе международных отношений в конце ХХ века

Современное положение страны в сфере международных отношений связывается с участием в экономической, политической и социальной сфере мирового сообщества. Вклад отдельно взятой страны в развитие мировой арены оценивается с помощью политического устрой...

Задать вопрос