Использование продукционных баз знаний при разработке системы мотивации профессорско-преподавательского состава | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование продукционных баз знаний при разработке системы мотивации профессорско-преподавательского состава / А. С. Поняшова, П. П. Безносов, К. В. Мазеин [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 232-233. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43512/ (дата обращения: 17.10.2024).



Мотивационное управление, необходимо в вузе как одна из составляющих деятельности руководителя по приведению в соответствие целей образовательного учреждения и личных целей преподавателей [1]. В соответствии с данным представлением возникает необходимость создания системы мотивации, как части целостной системы управления профессорско–преподавательским составом (ППС) вуза. Основными задачами системы мотивации сотрудников вуза являются: привлечение, подготовка и удержание в составе вуза высококвалифицированных специалистов, повышение эффективности труда ППС. Материальное стимулирование является составной частью мотивации труда и отражает материальные аспекты такой мотивации.

Университет является крупной социально-экономической системой, в связи с чем централизованное управление его бюджетом делает затруднительным реализацию системы мотивации [2]. Поэтому предлагается разделить бюджет университета на бюджеты структурных подразделений (факультетов) и соответствующие статьи (одной из которых является — мотивация). Таким образом возникает задача формирования бюджета факультета, как основы системы мотивации, управление которым будет осуществлять декан.

Предлагается алгоритм формирования бюджета факультета (рис. 1), который состоит из двух компонент: первая — представляет собой средства полученных от контингента обучающегося на коммерческой основе с учетом весовых коэффициентов циклов дисциплин преподаваемым студентам кафедрами факультета; вторая формируется из средств бюджета университета в соответствии с рейтингом данного факультета. Рейтинг факультета является мерой оценки работы факультета.

Предлагается ввести алгоритм для расчета рейтинга факультета основанный на использовании продукционной базы знаний правил описывающих зависимость цели развития деятельности ВУЗа от аккредитационных показателей.

Правила имеют следующую структуру:

ЦЕЛЬ {цель развития вуза} ДЛЯ {институт} ДОСТИГАЕТСЯ ЗА СЧЕТ: {аккредитационный показатель}.

Примером правила заложенного в базу знаний может являться следующее выражение:

ЦЕЛЬ повысить качество образования ДЛЯ механического факультета ДОСТИГАЕТСЯ ЗА СЧЕТ: обеспеченность всех дисциплин Учебно-методическими комплексами.

Рис. 1. Алгоритм формирования бюджета факультета

Соответствие данным правилам, а также их вес будут определять рейтинг факультета.

Рейтинг факультета представляет собой сумму произведений нормированных значений соответствия факультета правилу заложенному в продукционную базу знаний умноженному на вес данного правила определяемый экспертом. Рейтинг рассчитывается в два этапа: первый — осуществляется нормирование аккредитационных показателей и произведение нормированных значений на вес определенный экспертами, второй — суммируются все значения, определяется окончательное значение рейтинга.

Нормирование показателей необходимо для приведения значений аккредитационных показателей к единой системе измерения. При оценке соответствия показателей деятельности факультета правилам учитываем не само значение факультета, а его отношение к нормативному значению по каждому аккредитационному показателю.

После нормирования эксперты определяют вес данного правила для каждого факультета.

На основании соответствия показателей факультета нормативным показателя и их весу для каждого факультета, получим количественную оценку соответствия факультета правилу, которая лежит в основе рейтинга факультета.

После определения рейтинга факультета производим распределение средств бюджета университета выделенных на мотивационное управление вузом.

Предложенный алгоритм заложенный в основу системы мотивации предназначен для крупных социально экономических систем со сложной структурой, для управления которой необходимо учитывать не только материальные показатели деятельности, но и качественную оценку. В данном случае под качественной оценкой подразумевается аккредитационные показатели отражающие эффективность работы отдельных подразделений вуза при достижении основных целей развития деятельности университета.

Литература:

  1. Анализ теории и практики мотивационного управления в вузе // Человек и труд — 2006. — № 10.
  2. Управление современным университетом: Под. общ. ред. проф. Г. И. Лазарева. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): рейтинг факультета, правило, аккредитационный показатель, алгоритм формирования бюджета факультета, вес, качественная оценка, мотивационное управление, основа системы мотивации, показатель, факультет.


Похожие статьи

Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Использование мультимедийных средств в процессе формирования хронологических представлений младших школьников

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Использование информационно-коммуникационных технологий при организации внеурочной деятельности в средней школе

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Модель организации поисковой активности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

Похожие статьи

Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Использование мультимедийных средств в процессе формирования хронологических представлений младших школьников

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Использование информационно-коммуникационных технологий при организации внеурочной деятельности в средней школе

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Модель организации поисковой активности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

Задать вопрос