В статье освещена важная проблема современности – эстетическое воспитание детей в семье. Для детей дошкольного возраста очень важно эстетическое воспитание в семье, так как дети перенимают всё от своих родителей. Родители оказывают сильное влияние на воспитание, мировоззрение своих детей, так как находятся с ними в постоянной связи. Автор указывает на основные факторы, влияющие на эстетическое воспитание в семье.
В человеческом обществе всегда изучались и совершенствовались отношения внутри семьи, воспитание детей и их отношения с родителями. Ибо семья и детский сад не только место, объединяющее их между собой, но и то место, где «обеспечивается вечность жизни, преемственность поколений, сохранение обычаев, это источник, который показывает будущему поколению, каким должен быть истинный человек». Семья и детский сад всегда были фундаментом развития общества и таковыми и останутся. В этом отношении роль родителей в воспитании детей бывает очень значительной.
Среди мыслей, касающихся взаимоотношений детей в семье и детском саду, обращает внимание на себя мысль, высказанная Ризоуддином ибн Фахруддин: «В семье в воспитании детей ничем нельзя заменить роль матери. Хорошая женщина сможет и детей воспитать хорошо: матери в первую очередь – эта воспитатели; ведение семьи женщиной ‑ это как тесто для воспитания и выпечка из него хлеба. Дети каждое свое качество берут, прежде всего, от родителей и самых старших в семье — бабушек и дедушек». Как видно из этого, духовность семьи должна быть главной составляющей в воспитании ребёнка. То, что главная задача родителей в семье ‑ это воспитание детей, обучение его основам этики и проницательности, многократно отмечено в трудах наших великих мыслителей. В священном хадисе говорится: «Самое большое наследство, которое отец может оставить своему ребёнку, ‑ это его хорошее воспитание».
В эстетическом восприятии ребёнком мира роль родителей и воспитателей заключается в том, что ребёнок, подрастая, начинает изучать и усваивать мир, его процессы и законы. И процесс изучения состоит из наблюдения, спрашивания, анализа, мышления и выведения заключения. Человек за свою жизнь стремится постичь неопределённость, знать всё больше и больше. И результат обеспечивается только за счёт действия. В дошкольных учреждениях воспитатели во время занятий и мероприятий должны устранять неопределённость за счёт индивидуальных действий ребёнка, в условиях детского сада отношения между родителями и детьми тоже являются определённым фактором. Ребёнок спрашивает ‑ воспитатель и родители отвечают, ребенок что-то делает ‑ воспитатель и родители его поправляют (надо сделать вот так, иногда сами показывают, предупреждают неправильные действия и. т. п.). В этой форме партнёрства именно действие является основой для формирования всех изменений и эстетического воображения детей.
В формировании в детях эстетического восприятия важную педагогическую необходимость играет социальная атмосфера детского сада, его содержание, соблюдение тезисов, взвешенная оценка того или этого состояния или происшествия. Ребёнок ещё не стал в широком смысле субъектом общения, социального движения, его основная часть жизни приходит среди друзей в детском саду. Именно поэтому очень важна работа воспитателей детского сада, потому что направление эстетических тезисов на формирование в детях эстетического мировоззрения важно как необходимый педагогический элемент. В детском саду формирование эстетического воображения является основной задачей воспитателя. Это разнообразие наблюдается и в действиях ребёнка, и у его родителей. Дети наблюдают действия старших и усваивают их. В формировании в сознании ребёнка эстетического воображения в кругу семьи значительную роль играет подготовка вместе со всеми ко дню его рождения, к праздникам вроде Нового года или Навруза и раздача всем членам семьи, в том числе и самым младшим, выполнение индивидуальных или выполняемых в команде задач.Прежде всего участие ребёнка в создании ситуации с эстетической составляющей приводит к изменениям в его мировоззрении. В этом процессе партнёрское действие (например, мать и дочь, отец и сын, мать и сын и т. д.) формирует не только эстетическое воображение, но и навыки организации партнёрства, ощущение ответственности, словом ‑ всё это является важным условием взаимоотношений родителей и детей в деле формирования мировоззрения ребёнка. В деле формирования в наших детях эстетического мировоззрения, во взаимоотношениях между родителями и детьми особенно отличается готовность родителей не только обучению ребёнка субъективному восприятию положений, возникающих в семье, но и к комплексному восприятию мира с эстетической точки зрения. Родители должны обратить особенное внимание в семье основам, определяющим данное восприятие. Этот процесс в самом начале связан с восприятием природы, условий дома, игрушек. В процессе восприятия постепенно происходит качественное изменение.
Именно искусство играет роль основного источника в деле формирования в детях представлений, в том числе эстетических. Поэтому в отношениях между родителями и воспитателями по обеспечению качественного изменения, большую роль играют именно родители. В отношениях между родителями и воспитателями связь занимает важное место. Эта связь, прежде всего, служит для соответствия взаимодействия, потом анализа результата и наконец, для контроля над действием. Важно то, что обеспечение отношением постоянности может быть разнообразным. В этом педагогические знания и чуткость родителей определяет содержание действий и их развитие. Родители должны дать ребёнку знать, что наблюдают за его действиями и предотвращают возможные отрицательные обстоятельства. Именно тогда ребёнок поймёт, что его деятельность под надзором. Во взаимоотношениях между родителями и воспитателями имеет значение и состав семьи, потому что содержание обучения и его методы выбираются в соответствии с этими обстоятельствами. Для формирования в семье в детях эстетического мировоззрения, его укрепления и создания этого процесса с педагогической точки зрения нужно проводить отдельные наблюдения и на их основе помогать эстетическому развитию ребёнка.
Литература:
- Комарова, Т. С. . Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение. ‑ 1991.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред.
В. В. Давыдова. — М., ‑ 1993–1999.
- Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент, ‑ 1997. ‑ 62 с.
- Беспалко, Б. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. ‑ 190 с.
- Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. ‑ 75 с.
- Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. ‑ 717 с.
- Назарова, Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции. Педагогика. 1997. ‑ Н3, С. 20–26.