Решения суда являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории РФ.
В действующем законодательстве РФ выделяют следующие виды форм исполнения судебных решений [9, с. 1]:
1. Административная (уведомительно-регистрационная) форма исполнения судебных решений.
Даная форма исполнения судебных решений возможна только при исполнении решений о признании. Причем исполнение осуществляется определенными уполномоченными органами и должностными лицами.
Указанные решения исполняются без выдачи судом исполнительного листа, т. е. исполнение осуществляется на основании копии самого судебного решения, но должны быть приложены соответствующие документы, если они предусмотрены законом.
В административном судопроизводстве в качестве примера можно привести исполнение судебных решений о признании оспоренных действий и решений государственных органов и организаций, а также лиц, обладающих публичными или государственными полномочиями, не соответствующими закону [1, ст. 218]. В данном случае на самого административного ответчика возлагается обязанность по устранению нарушения прав и свобод административного истца либо по устранению препятствий к осуществлению таких прав и свобод.
Об использовании административной формы исполнения решений в арбитражном судопроизводстве существует косвенное упоминание в Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах HA (первой, апелляционной и кассационной инстанций), которая была утверждена постановлением Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 № 100. В частности, пунктом 17.24 данной инструкции предусмотрено следующее: «По делам о признании, в которых ответчик не присуждается к совершению каких-либо действий, исполнительные листы не выдаются, если иное не установлено законом. В этом случае по ходатайству взыскателя судом выдаются экземпляры судебных актов, содержащие отметку о вступлении судебного акта в законную силу, заверенные гербовой печатью и подписью судьи и оформленные в соответствии с требованиями пункта 10.3 Инструкции» [7, п. 17.24].
2. Принудительная форма исполнения судебных решений.
Даная форма исполнения судебных решений возможна только при исполнении решений о присуждении. Причем обязательным свойством является наличие предмета принудительного исполнения, который составляют решения о взыскании денежных средств, о передаче какого-либо имущества, о совершении определенных действий со стороны должника.
Данная форма исполнения судебных решений регулируется ФЗ «Об исполнительном производстве». В ст. 1 указанного ФЗ раскрывается предмет решений, исполняемых в порядке принудительного исполнительного производства, а ст. 13 содержит требования, которым должны соответствовать исполнительные документы.
Исполнение судебных решений в принудительном порядке может осуществляться только уполномоченными государством должностными лицами, а именно судебными приставами-исполнителями, которые входят в систему ФССП РФ [5, ст. 5]. Т. е. можно сделать вывод о том, что принудительное исполнительное производство не может осуществляться иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами, включая различные «коллекторские агентства», «сборщики долгов» и др.
В целях недопущения злоупотребления полномочиями судебных приставов-исполнителей в ст. 2.1 ФЗ «О судебных приставах» указано, что использование термина «судебный пристав-исполнитель» возможно только в наименованиях ФССП РФ, всех ее структур и должностных лиц, а также в наименованиях существующих союзов таких судебных приставов [4, ст. 2.1].
Основанием для исполнения судебных решений в таком порядке является выдача исполнительного листа, что предусмотрено статьями 318 АПК РФ и 352 КАС РФ для арбитражного и административного судопроизводства соответственно. Более подробный сравнительный анализ порядка исполнения судебных решений в арбитражном и административном судопроизводстве будет проведен ниже.
3. Бюджетная форма исполнения судебных решений.
Даная форма исполнения судебных решений возможна только при исполнении решений о присуждении денежных средств, причем именном из средств бюджета.
В РФ, как и во многих зарубежных странах, исполнительное производство, связанное с взыскание бюджетных средств, не относится к полномочиям ФССП РФ, а осуществляется уполномоченными государственными органами, а именно Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов и муниципальных образований РФ. При этом порядок исполнения судебных решений в такой форме установлен в главе 24.1 БК РФ, а также иными ФЗ в отдельных случаях.
Но существует исключение, при наличии которого исполнение таких судебных решений осуществляется в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве». Такое возможно, если счета должнику — бюджетному учреждению открыты в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации [2, ст. 242.3]. Но такая ситуация является крайне редкой, поскольку система исполнения бюджетов все уровней является казначейской.
Также по данной форме исполнения судебных решений могут взыскиваться денежные средства и с должников, являющихся публично-правовыми образованиями, т. е. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
Также постановлением Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г № 23 были даны разъяснения относительно бюджетной формы исполнения судебных решений. В частности, в нем указывается, что «исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока» [6, п. 3].
В ч. 5 ст. 353 КАС РФ существует упоминание о данной форме исполнения судебных решений, а именно говорится о том, что в случаях обращения взыскания на бюджетные средства судьи, направляя исполнительный лист, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, на исполнение, должны прилагать к нему копию судебного акта. Аналогичная норма предусмотрена и в ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ.
4. Частно-денежное исполнение.
Даная форма исполнения судебных решений возможна только при исполнении судебных решений, связанных с взысканием денежных сумм с должников, не имеющих собственных бюджетов, т. е. с частных должников. Причем случаи, когда такое взыскание возможно строго определены законодательством РФ. К ним относятся взыскание денежных средств банками и взыскание периодических денежных сумм с должника в размере не более 25 тыс. руб., причем по месту получения должником основного периодического дохода [3, ст. 98].
Рассмотрим понятие исполнительного документа и определим его основные признаки.
Законодательство РФ не содержит определение понятия «исполнительный документ». Однако в юридической литературе существует следующая дефиниция, согласно которой исполнительным документом считается документ, соответствующий требованиями законодательства и выданный уполномоченным органом, который подлежит принудительному исполнению, а значит является основанием для начала производства по исполнению судебных решений [8, с. 157].
Исполнительный документ обладает следующими отличительными признаками:
1) его форма и содержание всегда соответствуют законодательству РФ, поскольку иное влечет его ничтожность;
2) его выдача всегда осуществляется лицом, наделенным соответствующими полномочиями законом, причем в установленном законодательством РФ порядке;
3) если должник отказывается от исполнения решения в добровольном порядке, то оно исполняется принудительно;
4) исполнительный документ выступает в качестве основания, влекущего возбуждение исполнительного производства.
Общим для арбитражного и административного судопроизводства является то, что исполнительный лист всегда выдается тем судом, который рассматривал дело в первой инстанции. Т. е. не имеет значения судом какой инстанции был принят судебный акт, послуживший основанием для выдачи исполнительного листа. Данные положения предусмотрены в ч. 1 и 2 ст. 319 АПК РФ и в ч. 1 ст. 353 КАС РФ. Однако в АПК РФ есть оговорка, предусматривающая выдачу исполнительного листа судом апелляционной инстанции, например:
1) согласно ч. 1 ст. 96 АПК РФ исполнительный лист на основании определения об обеспечении иска выдает арбитражный суд, который вынес указанное определение;
2) исполнительный лист на основании определения о наложении судебного штрафа также выдает арбитражный суд, который вынес данное определение.
Как в административном, так и в арбитражном судопроизводствах форма исполнительных листов может быть бумажной и в виде электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Однако в КАС РФ и АПК РФ существует следующие отличие: КАС РФ предусматривает применение электронной формы по заявлению лица, в пользу которого принят судебный акт (ст. 353 КАС РФ), а АПК РФ предусматривает применение электронной формы по усмотрению суда (ст. 319 АПК РФ).
Положение о ничтожности исполнительного листа в случае его выдачи до вступления в законную силу судебного акта, не включая случаи немедленного исполнения, распространяется на исполнительное производство судебных решений и арбитражных судов, и административных судов. При этом выданный исполнительный лист судом отзывается.
В арбитражном судопроизводстве также предусмотрена процедура выдачи дубликата исполнительного листа. Регламентируется она ст. 323 АПК РФ, в которой сказано, что дубликат исполнительного листа может быть выдан по заявлению самого взыскателя или судебного пристава-исполнителя, если предыдущий исполнительный лист был утрачен. Исходя из этого положения можно заметить, что исполнение в административном судопроизводстве отличается от арбитражного более широким кругом лиц, обладающих правом на подачу заявления о выдаче дубликата исполнительного листа.
Общим для исполнительного производства решений арбитражных судов и для исполнительного производства решений административных судов также выступает срок подачи заявления о выдаче дубликата исполнительного документа и порядок подачи указанного заявления. В административном судопроизводстве такой срок ограничен моментом истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению. А если же исполнительный лист был утрачен исполнителем, а взыскатель об этом не знал, то заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в течение одного месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного документа.
Порядок подачи заявления для обоих видов производств следующий: заявление взыскателя о выдаче дубликата исполнительного документа рассматривается судом в судебном заседании в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в суд. Лица, участвующие в деле, и судебный пристав-исполнитель или другое осуществляющее исполнение лицо извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. Определение суда по поданному заявлению подлежит обжалованию.
На законодательном уровне закреплены основания, при наступлении которых происходит прерывание срока предъявления исполнительного листа к исполнению:
1) предъявление исполнительного листа к исполнению, как в орган принудительного исполнения, так и к субъектам, наделенным федеральным законом полномочиями по исполнению требований исполнительного листа.
2) частичное исполнение исполнительного листа должником. Полагаем, что частичное исполнение требований исполнительного листа возможно как добровольно взыскателем, до обращения в ФССП России, так и после возбуждения исполнительного производства, по которому произведено частичное исполнение, но ввиду невозможности дальнейшего исполнения исполнительный лист возвращен взыскателю.
В арбитражном судопроизводстве также установлен трехлетний срок предъявления исполнительного листа (ст. 321 АПК РФ). В этой же статье предусмотрено, что в случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что процедура принудительного исполнения судебных решений по делам из публичных правоотношений требует дополнительного законодательного урегулирования. Можно предположить, что следует задуматься о привлечении к данному вопросу Федеральной службы судебных приставов требует отдельного внимания законодателя.
Литература:
- «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 13.04.2017) // «Собрание законодательства РФ», 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
- Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об исполнительном производстве» // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4849
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О судебных приставах» // «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3590.
- Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (ред. от 15.12.2016) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.2004, N 42, ст. 4111
- Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» // «Вестник ВАС РФ», N 8, август, 2006.
- Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 (ред. от 11.07.2014) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)" // СПС КонсультантПлюс. 2014.
- Гуреев В.А, Гущин В. В. Исполнительное производство: Учебник. — 4-е изд. испр. и доп. — М.: Статут, 2014. — 455 с.
- Слесарев С. Исполнительный документ // СПС КонсультантПлюс. 2016.