Данная работа посвящена анализу торгового ассортимента светотехнической продукции крупного предприятия г. Томска. Выпуск данной продукции является не основным видом деятельности предприятия, так как основной профиль организации — выпуск продукции военного назначения. В качестве методов анализа использовались АВС и XYZ алгоритмы. Рассматривались данные об объемах продаж и выручке за 12 месяцев 2014 года по 5 видам продукции светотехники.
Выявлено, что спрос на исследуемый вид товаров фирмы нестабилен и в категорию Z попало около 80 % рассматриваемых товарных позиций. Выявлен вид продукции, спрос на который не только нестабилен, но и доля выручки от этого товара в общем итоге настолько мала, что фирме следует рассмотреть вопрос о том, чтобы исключить данный товар из ассортимента. Также фирме даны рекомендации учесть сезонность спроса на некоторые виды светотехнической продукции.
Ключевые слова: ABC-анализ, XYZ-анализ, стабильность спроса, ассортимент, рентабельность
This work is devoted to analysis of the trading range of large industrial enterprises of Tomsk. As the methods of analysis used by ABC and XYZ algorithms. We consider these sales and earnings for the 12 months of 2014 by 5 different types of lighting products.
It revealed that the demand for all products of the company is unstable, and in the category of «Z« got about 80 % of commodity items. Identified type of products, demand for which is not only unstable, but the share of proceeds from this product in the overall result is so small, that the company should consider how to prevent this product from the range. The same firm recommendations take into account the seasonality of lighting products.
Keywords: ABC-analysis, XYZ-analysis, demand stability, range, profitability
Существует масса методов для проведения анализа ассортимента. Данная работа посвящена методике ABC- и XYZ-анализа. ABC-анализ позволяет изучить ассортимент товара по критерию его прибыльности для продавца, XYZ-анализ дает возможность исследовать товары по уровню стабильности спроса.
Свои истоки ABC анализ берет в работе известного итальянского экономиста — Парето. При изучении экономической жизни Италии, Парето в 1906 году высказал мнение, что 80 процентов благосостояния общества в Италии контролируются 20 процентами общественного капитала.
Мнение Парето так и осталось бы предметом изучения только историков экономической теории, если бы в 1937 году J. Juran не заинтересовался проблемами управления и не предложил использовать этот принцип, представленный Парето, для изучения разнообразных экономических и общественных ситуаций. Основное применение принципа Juran видел в построении эффективных производственных систем управления качеством. Однако, первые реальные примеры использования этого принципа были сделаны им, когда он занимался проблемами поставок вооружений США во время Второй мировой войны в 1941 году. По окончанию войны, Juran стал широко пропагандировать принцип Парето для решения задач менеджмента.
Таким образом, к концу сороковых годов все основные составные «элементы» будущего аналитического инструмента стали известны среди аналитиков. В 1948 году настал момент рождения ABC анализа в том виде, в котором он используется в современном мире. Первое упоминание было сделано Неnry Ford Dickie из General Electric на лекции для слушателей закрытого колледжа министерства обороны США. Изображение кривой Лоренца с разделением ее по принципу Парето на три класса с аббревиатурой АBC появилось в конспекте лекции Dickie H. F. И только через три года, в 1951 году Dickie H. F. опубликовал работу «Shoot for Dollars, not for Cents», в которой детально объяснил принципы применения введенного им аналитического инструмента для изучения товарной массы товаров народного потребления.
Аналитики всего мира используют этот практический инструмент сегодня. С 90-х годов 20-го века можно обнаружить активное внимание к этому методу среди практиков. Интерес к ABC-анализу обусловлен широким развитием логистических систем и менеджмента. Практика потребовала решения сложных управленческих задач с привлечением многих параметров. Интерес к ABC подогревается постоянными публикациями о развитии и расширении возможностей ABC анализа.
ABC-анализ ассортимента.
ABC-анализ представляет собой ранжирование товаров по определенным признакам. С его помощью удается определить наиболее приоритетные товары, приносящие львиную долю прибыли, а также те товары, от закупки которых можно вообще отказаться. Идея ABC-анализа основывается на методе Парето, который говорит, что 20 % товаров приносят 80 % прибыли, а 80 % покупателей довольствуются 20 % ассортимента. Стоит заметить, что соотношение 20/80 встречается чаще всего, но не является обязательным. Вполне возможно, что по результатам анализа, оно составит 30/70 или 10/90.
Классическая методика ABC-анализ предполагает наличие 3-х групп: A, B и C. Усовершенствованная версия предполагает наличие еще 1-й или 2-х групп: D и F.
− А. Товары, продажа которых приносит предприятию 80 % выручки.
− В. Товары, продажа которых приносит предприятию 15 % выручки.
− С. Товары, продажа которых приносит предприятию 5 % выручки.
− D. Товары, которые привозятся исключительно под заказ.
− F. Новые товары или абсолютно неликвидные товары.
XYZ-анализ ассортимента.
При помощи XYZ-анализа можно установить уровень стабильности спроса на товары которые делятся на три следующие группы.
− Группа Х — сюда относятся те товары, на которые спрос стабильный. Коэффициент вариации спроса во времени этих товаров будет составлять до 10 %.
− Группа У — товары спрос на которые не является стабильным, колеблется. Коэффициент вариации спроса этой группы товаров будет составлять 10 % — 25 %.
− Группа Z — включает в себя товары, спрос на которые спрогнозировать не представляется возможным или сезонные товары. Коэффициент вариации спроса этой группы товаров будет составлять больше 25 %.
Если проведение АВС-анализа дает возможность дать оценку вклада каждого из продуктов в структуру сбыта, то проведение XYZ–анализа позволяет дать оценку скачкам сбыта и его нестабильности. Как правило, рекомендуют проводить совмещенный анализ, при котором в АВС-анализе пользуются одним из двух показателей — объемом продаж или прибылью. Результатами данного анализа можно пользоваться для того, чтобы оптимизировать товарный ассортимент, оценить рентабельность товарных групп, выявить VIP клиентов и пр.
В случае совмещения определяют 9 групп товаров [Cм. табл. 1]:
Таблица 1
Совмещенные группы товаров
AX |
BX |
CX |
AY |
BY |
CY |
AZ |
BZ |
CZ |
Использование совмещенного АВС и XYZ-анализа имеет ряд значительных преимуществ, к которым можно отнести следующие:
− повышение эффективности системы управления товарными ресурсами;
− повышение доли высоко-прибыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики;
− выявление ключевых товаров и причин, влияющих на количество товаров, хранящихся на складе;
− перераспределение усилий персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.
Целью проведения совмещенного анализа является распределение товаров по группам.
Анализировать товарный ассортимент мы будем на примере предприятия Томска.
Данное предприятие занимается производством продукции военного назначения, а также налаживает выпуск гражданской продукции (светотехнические изделия, медицинские приборы и. т.д.).
В таблице 2 представлена выручка компании по 5 видам светотехнической продукции за 2014 г. В целях сохранения коммерческой тайны значения масштабированы.
Таблица 2
Выручка компании от производства светотехнической продукции на 2014 год
Наименование |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
I товар |
0,00 |
2592,46 |
2181,06 |
9316,31 |
3752,64 |
10744,23 |
4608,09 |
0,00 |
0,00 |
II товар |
0,00 |
4841,88 |
574,46 |
16057,55 |
4910,27 |
6708,88 |
8555,36 |
4554,65 |
3658,77 |
III товар |
0,00 |
2899,37 |
8406,44 |
2975,56 |
1225,49 |
11440,77 |
10086,86 |
0,00 |
14921,33 |
IV товар |
1265,18 |
4800,85 |
5320,60 |
15613,02 |
1613,96 |
10114,61 |
5252,21 |
5211,18 |
6305,39 |
V товар |
0,00 |
1597,70 |
8358,56 |
0,00 |
1728,31 |
6638,96 |
2877,61 |
2011,28 |
7387,75 |
Исходя из полученных данных можно получить сумму годовой выручки на каждый вид светотехнической продукции в отдельности и общую сумму выручки [См. табл. 3].
Таблица 3
Сумма годовой выручки на каждый вид светотехнической продукции
Наименование |
Сумма годовой выручки |
I товар |
33194,79 |
II товар |
75657,86 |
III товар |
55682,35 |
IV товар |
60872,33 |
V товар |
37922,60 |
Таким образом, проводя ABC-анализ, мы можем увидеть, что товар 2 приносит наибольшую прибыль, в сравнении с другими. (См. табл. 4).
Таблица 4
Результат ABC-анализа
II |
A |
IV |
A |
III |
B |
V |
C |
I |
C |
Для проведения XYZ-анализа нужно рассчитать коэффициент вариации, который покажет колебания спроса на каждый товар за определенный период времени. [См. табл. 5].
Таблица 5
Коэффициент вариации спроса на светотехническую продукцию
Наименование |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
Коэф. Вариации |
I товар |
367,08 |
696,80 |
881,14 |
-0,36 |
136,66 % |
II товар |
898,40 |
1 640,39 |
1 896,09 |
2 157,12 |
113,89 % |
III товар |
397,69 |
926,69 |
984,16 |
696,26 |
111,29 % |
IV товар |
775,09 |
1 312,63 |
1 331,85 |
953,91 |
83,83 % |
V товар |
291,99 |
577,40 |
756,76 |
677,94 |
99,60 % |
В результате двойного анализа (АВС + ХУZ) можно создать матрицу, в которой каждый продукт будет включен в одну из 9 групп [См. табл. 6].
Таблица 6
Совмещенный АВС иXYZ-анализ
Категория |
Х |
У |
Z |
А |
- |
- |
II товар IV товар |
В |
- |
- |
III товар |
С |
- |
- |
I товар V товар |
По итогам двух видов анализа было выявлено, что наибольший вклад в выручку приносят товары № 4, 3, 5 и 2, при этом в весенне-летний период эти светотехнические товары раскупаются лучше, так как данные товары используются в речном, морском судоходстве, а также для проведения ремонтно-строительных работ, а потому увеличивать количество товарных запасов стоит именно в этот временной отрезок.
Товары 1 и 5 приносят небольшую прибыль, их можно производить в минимальном количестве для поддержания ассортимента. Спрогнозировать потребление этих товаров сложно, выручка от их продажи совсем незначительна.
Данный анализ позволяет обеспечить информационную базу для улучшения товарных предложений, отобрать наиболее выгодные. Для того, чтобы принять решение по оптимизации ассортимента в компании, следует подробно изучить номенклатурную группу.
Литература:
- Гаджинский А. М. Логистика: учебник. — 20-е изд. — М.: Дашков, 2012. — 484 с.
- Гаджинский А. М. Основы логистики. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2004.
- Дыбская В. В. Логистика складирования для практиков / В. В. Дыбская. — М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2005. — С. 208.
- Афанасьева О. А., Яковлева А. В. Анализ ассортиментов электроприборов с использованием ABC-анализа // Economics. 2015. № 4. С. 35–38.
- Жилина С. А. Оптимизация ассортиментной политики предприятия на основе методов ABC И XYZ анализа // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 157–160.