Влияние игровой терапии на поведенческую и познавательную сферы дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Букреева, Е. А. Влияние игровой терапии на поведенческую и познавательную сферы дошкольника / Е. А. Букреева, С. А. Белокопытова, Е. Н. Фомина, Е. Ю. Онищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43719/ (дата обращения: 16.11.2024).



Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются его естественным состоянием, потребностью. Игры создают положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают более активно. В игре не только проявляются индивидуальные способности и личностные качества ребёнка, но и формируются определённые свойства личности.

В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание, вызвали интерес.

Отображая жизнь, ребёнок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей. В игре обнаруживается субъективное отношение ребёнка к увиденному, услышанному, пережитому.

В игре реализуется стремление ребёнка в определённом возрасте приобщиться к жизни взрослых. В ней осуществляется его желание быть как папа, как доктор, как шофёр. А. В. Запорожец писал: «Как не стремится ребёнок быть воспитателем, строителем или шофёром, он не в состоянии этого сделать реально, потому что у него нет для этого ни физических сил, ни знаний, ни умений. Но он может сделать всё это в игре, активно воспроизводя привлекательные для него действия и взаимоотношения взрослых, и тем самым приобщиться к социальной жизни, становясь в известном смысле её участником» [2, с.48]. А известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» [4, с.75].

С помощью игрового отображения действительности ребёнок как бы получает доступ в привлекательную для него жизнь взрослых. Самостоятельность ребенка в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным [3, с. 218]. В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, что в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности [5, с. 115].

В игре, как и в остальных видах деятельности, идет процесс воспитания. Изменение роли игры в дошкольном возрасте по сравнению с ранним детством связано в частности с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.

Для усвоения знаний и умений с большим успехом применяют дидактические игры, для формирования физического совершенства — подвижные, для развития правильных эмоций и социальных качеств личности — игры с правилами, сюжетно-ролевые. Вот почему неумение детей играть может означать задержку в развитии социальных качеств ребёнка, его социального сознания. Игра пользуется особой любовью детей, она — ведущая деятельность у дошкольников. Это означает, что самые важные изменения в психике ребёнка, в развитии его социальных чувств, в поведении и т. п. происходит в игре. Не менее важное значение игра имеет и для перестройки психических процессов.

Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызвать волнение, азарт и восторг. По-настоящему игра и осуществляется только тогда, когда её содержание дано в острой эмоциональной форме. Эмоционально неблагополучные дети имеют различные затруднения в игре. Они проявляют, например, жестокое отношение к куклам, которых обижают, мучают или наказывают. Игры таких детей могут иметь характер однообразно повторяющихся процессов. В других случаях наблюдается необъяснимая привязанность к определённой категории игрушек и к определённым действиям, несмотря на нормальное умственное развитие дошкольников. Перечисленные особенности неправильного развития эмоциональной сферы требуют специального воспитательного подхода, специальной педагогической коррекции. В противном случае эти нарушения могут привести к недостаткам умственного развития, задержки формировании социальных качеств личности ребёнка в целом.

Обучая ребёнка игре, воспитатель делает доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. Это показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребёнку жизненные ситуации (накормить куклу и т. д.)

Не менее важным в игре является постановка задач, являющихся основой для эмоционального, нравственного развития. Эти задачи направляют внимание ребёнка на положение персонажа, на его состояние, учат выражать ему сочувствие и оказывать содействие.

Обучая детей, взрослому необходимо донести смысл игровой ситуации, усложняя по необходимости сюжет, развивать их игровые умения. Важно воспитателю в игре уметь взаимодействовать «на равных» с ребёнком, помогая ему решать игровые задачи. Ведь ребёнок учиться от взрослого, прежде всего, подражая ему, его игровым действиям.

Взаимодействие детей со сверстниками требует от воспитателя: умение создавать в совместных играх специальные условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера как застенчивость, неуверенность, высокое самолюбие и т. п.; уметь ставить пред детьми такие задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения. В играх со сверстниками полезно осуществлять обмен ролями между детьми. Это развивает их представление друг о друге, помогает встать на новую позицию, прочувствовать положение другого человека.

Эмоциональный подъём в игре помогает дошкольникам преодолеть негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнёров. Но гораздо труднее создать новые, игровые отношения и связать с ними эмоции: взаимный интерес, уважение, симпатию к ролевым качествам партнёра по игре и пр. Для этого полезно создавать в игре такие условия, которые помогут ребёнку войти в роль, предать образ персонажа, исполняемого им, перевоплощаться и не только изобразить своего героя, но и выразить своё определённое отношение к нему. Роль помогает ребёнку освобождаться от своих недостатков, например, упрямства, капризов или тягостных переживаний, страхов.

При проведении подвижных сюжетных игр с правилами можно создать условия, при которых выступают такие качества как решительность, находчивость, смекалка и др.; в этих условиях дети приучаются действовать дружно.

Игры с правилами предполагают также специфические формы общения. Так, если в сюжетно-ролевых играх каждая роль имеет противоположную по смыслу и действиям форму (мать-дитя, врач-пациент), то в играх с правилами наряду с таким типом отношений (противоположные команды) возникает другой — отношения равных внутри одной команды.

Таким образом, игра с правилами предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей коллективную направленность. Это особенно важно в связи с тем фактором, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься ими в дальнейшую реальную жизнь.

Умение ладить с партнёрами по игре, договариваться о правилах игры, искать предметы-заместители, структурировать игровое пространство и т. д. Все эти навыки и умения, которые дети приобретают, играя, очень им пригодятся в будущей жизни.

В современных исследованиях игры появляются новые ее классификации. Так С. Л. Новосёлова предлагает выделять игры, возникающие по инициативе ребенка (игры экспериментирование, сюжетно-отобразительные, режиссерские и театрализованные); игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей (дидактические, подвижные, компьютерные, развлечения и т. д.); игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры). Также творческие игры — игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Режиссерские игры (разновидность самостоятельной сюжетно-ролевой игры), в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу. Ребёнок одновременно выполняет и функцию режиссёра, и функцию актёра.

Театрализованные игры — разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. (Игры-драматизации, игры-фантазии, игры-грёзы).

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Работать с современными детьми воспитателю довольно сложно, но посредством игры можно не только найти подход к каждому ребёнку, способствовать формированию высших психических функций дошкольника, сохранению его психического здоровья, но и сплотить детский коллектив, привив навыки дружеского общения и взаимопомощи.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Психология развития человека, Л. С. Выготский — М.: Издательство «Смысл», 2005. — 1136с.
  2. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2-х томах, том 1. Психическое развитие ребёнка, А. В. Запорожец — М.: Педагогика, 1986. — 312с.
  3. Киричук, О. В, Романец, В. А. Основы психологии, О. В. Киричук, В. А. Романец — Киев: Лебедь, 1997. — 355с.
  4. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 томах, том 1, А. С. Макаренко М.: Педагогика, 1983. — 385с.
  5. Эльконин, Д. В. Психология игры, Д. В. Эльконин — М.: Владос, 1999. — 360с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, действие, воспитатель, жизнь взрослых, литературное произведение, отношение, правило, развитие, роль.


Похожие статьи

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние квест-игр на познавательную активность детей дошкольного возраста

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Влияние индивидуальных биоритмов на успеваемость и социальную активность школьников

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Похожие статьи

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние квест-игр на познавательную активность детей дошкольного возраста

Влияние эмоциональных состояний на процессы социализации и воспитания дошкольников

Влияние индивидуальных биоритмов на успеваемость и социальную активность школьников

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Задать вопрос