Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 25.05.2017

Статья просмотрена: 454 раза

Библиографическое описание:

Свириденко, О. Л. Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома) / О. Л. Свириденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43720/ (дата обращения: 16.11.2024).



Главной целью государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации является обеспечение социализации детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что эффективность социализации, гарантии достойного будущего ребенка, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем у ребенка, воспитывающегося в институциональном учреждении.

В этой связи перед современным детским домом стоит задача создать полноценные социально-педагогические условия, обеспечивающие равные стартовые возможности для выпускников, которые будут способны активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи — выполнение социального заказа общества.

Сегодня современным подросткам сложно представить себе хоть один день, проведённый без интернета, ведь практически у всех есть доступ к глобальной сети дома, в школе, либо в специально отведённых местах — платных интернет-кафе, которые на сегодня в мире являются одним из самых популярных способов доступа в Интернет, особенно среди молодежи. Согласно социологическому исследованию [8], в наши дни 82 % детей к седьмому классу являются уверенными интернет — пользователями. Но такая категория детей, как дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены этой возможности. В связи с этим в КГКУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина» было создано собственное интернет-кафе, которое сочетает в себе полифункциональность и атмосферу уютного, стильного кафе, и включает несколько зон:

  1. Одновременно это и просторный зал с небольшим количеством компьютеров, позволяющих подготовить презентацию, доклад, домашнее задание, также воспользоваться возможностями всемирной Сети, благодаря высокоскоростному интернету с помощью ноутбуков и посредством Wi-Fi через планшеты.
  2. Благодаря проектору и экрану, а также удобной мягкой зоны в интернет — кафе организуются и проводятся семинары, встречи с гостями, круглые столы, различные мероприятия.
  3. Уникальная возможность для наших детей, благодаря наличию игровых приставок и консолей — использование игровой зоны.
  4. Ну и как дополнение это сервисный центр для записи информации на носители, сканирования и печати документов.

Такие возможности позволяют эффективно осуществлять внедрение современных технологий в условиях детского дома: ИКТ и мультимедийное проектирование, технологии проектной деятельности, игровые технологии, медиатехнологии. Это обеспечивает комфортные условия для выявления и самореализации творческих возможностей и потребностей воспитанников.

Я, как педагог дополнительного образования, использую в своей работе программы дополнительного образования:

– Болдырева А. М. «Юный информатик»;

– Боровая В. А. «С компьютером по жизни»;

– Коровянская Т. А. «Мой друг компьютер».

Данные стандартные программы адаптированы мною к условиям детского дома. Их реализация осуществляется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, потребностей каждого ребенка.

На занятиях активно использую игровые технологии, которые дают возможность повысить у детей разного возраста интерес к изучаемому материалу, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примере конкретной деятельности, моделируемой в игре, что ведет к повышению творческого потенциала воспитанников и, таким образом, к более глубокому, осмысленному освоению материала.

Изучение модулей «Мультимедийные технологии» и «Мой первый сайт» проходит в процессе вовлечения обучающихся в проектную деятельность. Творческим результатом изучения этих модулей является мультимедийный продукт: аудиролик, слайд-шоу, презентация, фотофильм, рекламный ролик, плакаты, фотографии, веб-сайт, созданные в группе единомышленников или индивидуально.

С целью пробудить познавательные интересы, выявить и развить творческие способности, расширить кругозор детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе проектно-исследовательской деятельности успешно созданы и реализуются следующие проекты — сайт детского дома, где воспитанники проявили умение работать в группе, творчество, инициативность и самостоятельность в разработке дизайна сайта, в редактировании каждого из разделов и в ежемесячной вёрстке сайта (http://www.acvariys.narod.ru/); интерактивные учебные пособия в Macromedia Flash 8, которые предназначаются для воспитанников начальной школы.

При создании проектов у воспитанников сформировались навыки исследовательской и коллективной работы. Через метод учебных проектов реализовался деятельностный подход в обучении и сформировались личностные качества воспитанников: умение работать в коллективе, умение брать на себя и разделять ответственность за выбор, умение анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды.

А также с помощью Интернета и современных информационных технологий воспитанники теперь могут легко, просто и оперативно обменяться информацией с другими людьми, которые находятся на больших расстояниях. Они позволяют отправлять электронные письма, проверять свой почтовый ящик и даже позвонить своим родственникам и друзьям, которые находится в других городах и увидеться с которыми нет возможности.

Благодаря наличию высокоскоростного интернета в детском доме воспитанники участвуют в интерактивных конкурсах и тестированиях на различные тематики и активно используют следующие возможности интерактивного обучения:

– компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);

– обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

– интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

– распределенные базы данных по отраслям знаний;

– средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;

– электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Выполняя Федеральный Закон Российской федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в интернет-кафе установлены специальные ПО, фильтры, антивирусные программы и организуются образовательные часы для воспитанников по профилактике компьютерной зависимости и безопасной работы на сайтах.

Практически все воспитанники, посещающие интернет-кафе, стали активными пользователями социальной сети Интернет и электронной почты, изучили основные устройства компьютера, стандартное программное обеспечение, текстовые и графические редакторы (Paint, Microsoft Word), 70 % из них освоили программу для создания слайдов — PowerPoint, программы Adobe Photoshop и Corel DRAW, программу для создания видеороликов Pinnacle Studio 15, 40 % воспитанников старшей группы освоили программу для создания анимаций и мультфильмов Macromedia Flash 8, изучили способы создания и оформления web-страниц, что способствовало повышению уровня учебной мотивации, предоставило возможность для профессионального самоопределения и повышения социальной компетентности.

Большинство воспитанников имеют потребность в самовыражении, инициативность, творческую активность, что позволяет им участвовать в конкурсах, акциях разного уровня:

– Конкурс рекламы «PRO — туризм», в рамках краевой образовательной программы «Моё путешествие». II место — мультфильм, выполненный в программе Macromedia Flash 8.

– Краевой конкурс электронных проектов и презентаций по проблеме историко-культурного наследия среди воспитанников детских домов и школ-интернатов «Виртуальная экскурсия по родному краю». II место — видеофильм «Сердце города».

– Краевой конкурс экологических рисунков, выполненных с применением компьютерных и информационных технологий «PRO Будущее», номинация компьютерная анимация: ролики, выполненные при помощи flash-технологии.

– Межрегиональный конкурс социальной рекламы антинаркотичекой направленности «Наш формат». Диплом за создание видеороликов «Мы — против курения» и «Мы — против наркотиков».

– Ежегодный Краевой конкурс Фестивалей музеев и клубов патриотической направленности. 1 и 2 места — интерактивные пособия.

Таким образом, основываясь на постановление № 481 «О деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», деятельность воспитанников в интернет-кафе построена на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, общедоступности, свободного развития личности и светского характера образования, осуществляется с учётом их индивидуальных особенностей, с учётом возраста, физического и психического развития, состояния здоровья, а также способствует социальной адаптации, повышению уровня учебной мотивации, предоставляет возможность для профессионального самоопределения и повышения социальной компетентности, что является главной целью государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.

Литература:

  1. Андреев, А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе / А. А. Андреев, д-р пед. наук // Информатика и образование. — 2005. — № 9.
  2. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. 2013г.
  3. Максимов Н. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, 2010г.
  4. Макотрова, Г. В. Развитие ценностных ориентаций старшеклассников при использовании Интернета / Г. В. Макотрова, канд. пед. наук, доц. // Информатика и образование. — 2008. — № 6.
  5. Твердынин, Н. М. Привлечение Интернет — технологий в образование: плюсы и минусы / Н. М. Твердынин, А. Г. Черемисин // Социально-гуманитарные знания. — 2008. — № 3
  6. Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность // Молодой ученый. — 2013.
  7. Хакимова Л. Я. Организационно-педагогические условия социализации воспитанников детского дома. Журнал: Вестник Башкирского университета 2014г.
  8. "Дети Интернета" - исследования и статистика, 2016 г.. Лига безопасного интернета. ligainternet.ru
Основные термины (генерируются автоматически): PRO, возможность, воспитанник, высокоскоростной интернет, дополнительное образование, Краевой конкурс, попечение родителей, проектная деятельность, ребенок.


Похожие статьи

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Развитие научно-технического творчества через участие в научно-образовательном проекте с целью профориентации воспитанников детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Организация виртуальных фотоконкурсов как демонстрация результатов деятельности по формированию основ здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети»

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Похожие статьи

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Развитие научно-технического творчества через участие в научно-образовательном проекте с целью профориентации воспитанников детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Организация виртуальных фотоконкурсов как демонстрация результатов деятельности по формированию основ здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети»

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Задать вопрос