О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе с детьми младшего школьного возраста (из опыта работы воспитателя детского дома) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 25.05.2017

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Семёнова, Е. М. О некоторых способах здоровьесберегающей технологии в работе с детьми младшего школьного возраста (из опыта работы воспитателя детского дома) / Е. М. Семёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43721/ (дата обращения: 16.11.2024).



«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В. А. Сухомлинский

По мнению известного педагога Валентины Ковалько «укрепление здоровья пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять его, если мы будем личным примером демонстрировать такой образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически».

Знаменитое крылатое латинское выражение гласит: «В здоровом теле — здоровый дух!» — это означает, что, сохраняя тело здоровым, человек становится здоровым и душевно.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, необходимость её системного образовательного разрешения отражаются в Законе РФ «Об образовании», СанПиНе, Конвенции о правах ребёнка и других законодательных актах Российской Федерации, где проблема охраны здоровья детей определена как одна из ключевых направлений в деятельности образовательных учреждений. Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное

значение для всего человечества. Здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей должно являться основной в работе образовательного учреждения, т. к. здоровье человека влияет на все сферы его деятельности: учёбу, труд, отдых и т. д. Если человек с самого детства заботится о своём здоровье, занимается спортом, закаляется, ведёт здоровый образ жизни, то это является гарантией его будущей успешной жизни.

Здоровьесберегающей деятельностью занимаюсь уже не первый год. Мною составлена воспитательная программа для младших школьников «Здоровый образ жизни воспитанника». Совместно с инструктором по физкультуре разработан проект по сохранению здоровья детей младшего школьного возраста в процессе воспитательной деятельности «Ты здоровьем занимайся — умным, бодрым оставайся». В своей практике использую книгу «Познавательные опыты», где меня заинтересовал раздел «Изучи своё тело». С помощью простых опытов можно узнать, как работают глаза, как действуют органы чувств, как сравнить частоту сердцебиения в расслабленном состоянии организма и при физических нагрузках. Это подвигло меня на разработку и созданию совместно с детьми дневника здоровья «Я учусь, расту и развиваюсь здоровым». Данный дневник помогает ребятам наблюдать за своим собственным организмом и изменениями, которые в нём происходят. Обсудив с детьми для чего им нужен дневник, мы поставили цель: отслеживать и контролировать состояние своего физического здоровья. Такой дневник помогает ребёнку увидеть динамику своего физического развития: узнать свой рост и вес, понять, как работает сердце, и отследить работу других органов тела человека.

В своей профессиональной практике я использую разнообразные здоровьесборегающие технологии по закаливанию, самомассажу и активной двигательной деятельности. Ежедневно применяю методику массажа кистей и стоп, которая заменяет общий массаж тела, улучшает кровообращение, стимулирует работу всех органов, способствует повышению тонуса человека. К примеру, кисти и стопы человека, которые содержат в себе волю к исцелению, направленную на то, чтобы человек мог использовать этот дар и быть здоровым, мы с детьми во время точечного массажа ассоциируем с пультами дистанционного управления здоровьем человека. В этом мне помогла методика «СУ Джок для всех» автор Пак Чжэ Ву. Совместно с ребятами мы сделали коврик для массажа стоп из обыкновенных пластиковых пробок. Ходьба босиком по коврику является хорошим средством для улучшения кровообращения в стопе и укрепления общего здоровья…. Проводимые мною занятия с использованием деловых и ролевых игр, динамических пауз, прогулок на свежем воздухе, закаливающих процедур, подвижных и спортивных игр способствуют формированию у воспитанников умений и навыков здорового образа жизни. Это даёт детям осознать важность сохранения и укрепления своего здоровья. Главное, что каждый из них в процессе этой деятельности начинает осознанно следить за своим здоровьем.

Восстанавливающие упражнения, гимнастику для глаз и дыхательных органов, точечный массаж использую в своей работе с воспитанниками на физкультминутках, динамических паузах, релаксации, при проведении воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Эта деятельность способствует повышению у воспитанников работоспособности, активизирует память, концентрирует внимание, улучшает зрительную координацию, облегчает процесс письма, расслабляет мышцы шеи и глаз, гармонизирует деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем, снимает напряжение организма. После каждого пройденного раздела мы с детьми подводим итог через выпуск плакатов, выступлений с пропагандой здорового образа жизни на общих мероприятиях, демонстрации детьми освоенных способов и приёмов сохранения и укрепления своего здоровья перед другими воспитанниками.

В заключение каждого дня провожу групповую рефлексию «Вечерний сбор», которая позволяет детям высказать свои впечатления о выполненных видах деятельности, об улучшении состояния здоровья, о том, что нового они узнали для себя, и как будут использовать эти знания в своей жизни. Для меня как организатора здоровьесберегающей деятельности с воспитанниками всегда является важным мнение детей, их впечатления и предложения по улучшению работы в данном направлении. После этого у меня появляется новый стимул и потребность в изучении и применении в образовательной практике всё более новых и интересных форм и методов работы по формированию у детей ценности сохранения и укрепления своего здоровья.

Проведя совместную с медицинским работником мониторинг здоровья детей, выявила, что ребята моей группы стали меньше болеть заболеваниями ОРВИ. Кроме этого, 100 % детей задействованы в различных спортивных секциях, как в детском доме, так и за его пределами. Многие имеют грамоты за победы в различных видах спорта на городских и краевых соревнованиях.

Ежегодно воспитанники нашего детского дома участвует в спартакиаде среди воспитанников детских домов Восточного округа, Красноярского края. Принимают участие в городской спартакиаде «Наши дети», участвуют в летней спартакиаде среди лагерей г. Канска и Канского района «Лето». Участвуют в городском фитнес — марафоне, йога форуме. Являются участниками и победителями во всероссийской акции «Кросс Нации».

Взрослые и дети, давайте стремиться к здоровому образу жизни, как ценности человека и современного общества!

Литература:

  1. Организация деятельности образовательного учреждения при внедрении проекта «Школа здоровья» в детских домах и школах — интернат / под общей редакцией И. В. Кузнецовой.- М.: Полиграф сервис, 2001. -192с.
  2. Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ авт. — сост. Т. Н. Захарова и др.- Волгоград: Учитель, 2007- 174с.
  3. В. В. Кузин. А. П. Матвеев. С. М. Жариков. Физическая культура. 3 класса: Учебник: — М.: «Фрахт», «РадиоСофт», 1999,- 112с.
  4. Методические разработки педагогических советов. Осуждаем проблемы воспитания. (Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой М.; 2004)
  5. Руденко А. А., Алексеева Т. А. Медико-педагогические технологии в образовательном процессе, материалы конференции «Совершенствование системы физического воспитания детей в образовательных учреждениях» — Новосибирск 2006г.
  6. В. И. Ковалько. Зоровьесберегающие технологии. Москва «ВАКО» 2004г.
  7. В. К. Бальсевич. Здоровье в движении. Москва 1998г.
  8. Т. Н. Захарова, Т. Н. Суровикина, С. Г. Оводо. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград.
  9. «СУ Джок для всех» автор Пак Чжэ Ву. Методическое пособие. Москва. 2007г.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, ребенок, деятельность, здоровье человека, младший школьный возраст, точечный массаж, укрепление здоровья детей, ценность человека.


Похожие статьи

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (из опыта работы)

Использование особенностей здоровьесберегающих технологий для формирования ЗОЖ у детей старшей группы детского сада

Некоторые методики, используемые в речевом развитии детей (из опыта работы воспитателя с детьми подготовительной к школе группы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как одна из здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Похожие статьи

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (из опыта работы)

Использование особенностей здоровьесберегающих технологий для формирования ЗОЖ у детей старшей группы детского сада

Некоторые методики, используемые в речевом развитии детей (из опыта работы воспитателя с детьми подготовительной к школе группы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как одна из здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Задать вопрос