Национальная гарантийная система: отечественный и зарубежный опыт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 24.05.2017

Статья просмотрена: 628 раз

Библиографическое описание:

Ложечко, А. С. Национальная гарантийная система: отечественный и зарубежный опыт / А. С. Ложечко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 211-218. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43728/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье проанализирован зарубежный опыт функционирования гарантийных организаций на примере Японии и ряда иных государств. Рассмотрена структура Национальной гарантийной системы Российской Федерации, ее ключевые инструменты. Кратко охарактеризована Программа стимулирования кредитования МСП («Программа 6,5»).

Ключевые слова: условные обязательства, национальная гарантийная система, гарантийные организации, поручительство

Под условными обязательствами понимается долг, время и величина которого зависят от того, наступит некое неподвластное государству событие или нет. Это определение указывает на неопределенность момента и суммы платежа, а также вероятность того, что платить вообще не придется [2, С. 242].

В расходной части бюджета любой страны всегда зафиксированы обязательства, которые правительство данной страны берет на себя и обязуется исполнить. Такие обязательства являются явными и прямыми, то есть они имеют место быть и признаются в силу своего закрепления в законе о бюджете или в соответствующем договоре (контракте) и являются обязательством при любых условиях (отсюда иное их название — безусловные обязательства).

Однако обязательства государства на этом не исчерпываются, что связано в первую очередь с различными ожиданиями граждан. Так, например, экономические субъекты обоснованно считают, что государство в будущем выплатит пенсии, спасет финансовую систему от краха, поможет государственным предприятиям избежать дефолта, устранит последствия природных или техногенных катастроф и т. д. Такие обязательства принято относить к неявным или условным.

С. А. Сторчак приводит в своей книге «Условные обязательства» классификацию условных обязательств бюджета и фискальных рисков, а также указывает на следующие основные формы таких обязательств: государственные гарантии и системы государственного страхования, пенсионные обязательства будущих периодов, обязательства региональных и местных властей, обязательства в рамках частно-государственного партнерства, обязательства предприятий (корпораций, акционерных обществ) с государственным участием, обязательства по поддержанию жизнедеятельности и стабильности финансовой системы. [6].

Наиболее комплексными и значимыми зарубежными исследованиями государственных гарантий являются международные исследования Алессандро Карпинелло, партнера итальянского подразделения «KPMG» — «KPMG Advisory», «Доступ к кредитным гарантиям: связующий актив между государством и рынком» [9], «Схемы кредитного гарантирования для субъектов МСП — обзор международной практики» Джейкоба Левитски [7], а также некоторые исследования Группы Всемирного Банка [8]. Стоит также отметить различные схемы государственной гарантийной поддержки, принятые в каждой отдельной стране.

Анализ приведенных выше исследований и зарубежных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в мировой практике существует два вида государственной гарантийной поддержки: прямая (когда государство напрямую выступает как участник договора о предоставлении государственной гарантии) и косвенная (когда государство гарантирует обязательства субъектов экономики опосредовано, через специально созданные организации).

Абсолютное большинство схем косвенной государственной гарантийной поддержки посвящено поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства: в 85 странах созданы специальные организации, занимающиеся гарантированием обязательств малого и среднего предпринимательства. Малый и средний бизнес, на наш взгляд, является одной из важнейших основ формирования среднего класса в нашей стране, обеспечения стабильного экономического роста (особенно в условиях турбулентности), что является областью научных исследования многих отечественных ученых-экономистов [3, 4, 5].

Такие организации создаются в соответствии с одной из трех моделей: государственной, смешанной или частной; при этом фактически гарантийные организации, созданные в соответствии со смешанной моделью, все равно принадлежат государству (через контрольный пакет акций). Частные организации, кроме непосредственно гарантийной поддержки, оказывают так же и ряд других услуг, как то: предоставление кредитов во Франции, лизинговые операции во Франции и Индонезии, финансовое консультирование в Италии, Японии и Франции.

Рассмотрим схему косвенной гарантийной поддержки в Японии. В Японии государственные гарантии предоставляются через 52 специализированные Кредитные Гарантийные Корпорации («Credit Guarantee Corporations»): 47 организаций расположены по всей стране (в соответствующих префектурах) и 5 в крупнейших японских городах. Самой крупной организаций является Credit Guarantee Corporation in Tokyo (CGCT).

Все CGC в Японии являются некоммерческими организациями, контролируемыми Министерством финансов или Министерством экономики, торговли и промышленности Японии.

Японская схема государственной гарантийной поддержки также затрагивает в основном предприятия малого и среднего бизнеса и позволяет покрывать до 100 % обязательств по кредитам. При этом гарантийная система Японии («credit guarantee system») представляет собой одну из двух частей так называемой «Credit supplementary system», в которую входит также система кредитного страхования («credit insurance system»).

Участниками «Credit supplementary system» являются малые и средние предприятия, банки, организации «Credit Guarantee Corporation in Tokyo» и «Japan Finance Corporation» (JFC), центральное и токийское правительства.

В соответствии с договором страхования кредитов между JFC и CGCT, JFC обязуется застраховать кредитные гарантии, выданные CGCT. CGCT осуществляет страховые взносы из сумм, которые принципалы выплатили в качестве платы за предоставление гарантии.

В том случае, если гарантийный случай все-таки наступает, CGCT выплачивает кредитной организации соответствующие денежные средства, 70 %-80 % из которых составляют средства JFC, выплаченные гарантийной организации по страховому случаю. Если CGCT получает от принципала денежные средства в порядке регресса, то часть этих средств возвращается JFC.

Центральное правительство выступает как основатель «Japan Finance Corporation», осуществляет контрольные функции над «Credit Guarantee Corporation in Tokyo», субсидирует токийское правительство, которое, в свою очередь, способствует улучшению предпринимательского климата в Токио черед субсидии и иные формы государственной поддержки на основании специальных договоров с CGCT.

Чтобы получить государственную гарантию, организация должна отвечать следующим требованиям: численность сотрудников и уставный капитал не должны превышать установленные значения (для розничной торговли это, например, 50 человек и 50 миллионов йен, а для организаций обрабатывающей промышленности — не более 300 человек и 300 миллионов йен).

Государственные гарантии в Японии не доступны организациям агропромышленного сектора, лесного хозяйства, рыболовства и финансового сектора. Обязательным условием получения гарантии является не только обязательность ведения бизнеса на территории Токио, но и проживание владельцев организации в этом городе. Предельная величина гарантии составляет для обеспеченных гарантий 200 миллионов йен, а для необеспеченных гарантий — лишь 80 миллионов.

Условиями предоставления гарантий «Credit Guarantee Corporation in Tokyo» предусмотрено взимание платы с принципалов за предоставление гарантии в размере 0,5–2,2 % от номинальной величины гарантируемого кредита.

Кроме того, гарантийная поддержка МСП в зарубежных странах характеризуется следующими особенностями:

1) высокая доля гарантийной поддержки МСП в валовом внутреннем продукте (далее — ВВП) (1,2 % для стран Восточной Европы и Азии и 0,2 % для стран Западной Европы) и в объеме кредитования МСП (4,2 % для стран Восточной Европы и Азии и 2 % для стран Западной Европы), в объеме выдач кредитов МСП (4,1 % для стран Восточной и Западной Европы). При этом значимый уровень гарантийной поддержки МСП в ВВП для стран Восточной Европы и Азии составляет не менее 0,5 % (в России по итогам 2013 г. — 0,1 % в ВВП и 1 % в объеме кредитования МСП);

2) развитый рынок финансирования МСП банковским сектором (доля кредитного портфеля МСП в ВВП в странах Восточной Европы и Азии достигает 25 %, в России — на уровне 12 %) и высокая доля инвестиционных кредитов в портфеле МСП (76 % и 48 % в странах Западной Европы и странах Восточной Европы и Азии соответственно против 26 % в России);

3) относительно низкая стоимость финансирования МСП (спред между ставками для субъектов МСП и крупных предприятий находится в диапазоне от 0,7 п. п. в странах Восточной Европы до 1,7 п. п. в странах Западной Европы, в России — 2,6 п. п.).

Уровень развития МСП зависит от макроэкономической конъюнктуры, налоговой политики государства, политических, демографических и социокультурных факторов, а также от региональных и местных социально-экономических условий и особенностей.

В Российской Федерации косвенная гарантийная поддержка предоставляется в рамках Национальной гарантийной системы.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года», под Национальной гарантийной системой (далее — НГС) следует понимать «трехуровневую систему гарантийных организаций, включающая в себя акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее — АО «Корпорация «МСП»), акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее — АО «МСП Банк») и региональные гарантийные организации (РГО), которые во взаимодействии друг с другом обеспечивают значимую и эффективную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП (далее — организации инфраструктуры поддержки), специализированным финансовым обществам в рамках сделок секьюритизации на федеральном и региональном уровнях с помощью гарантий и поручительств, а также единых стандартов работы гарантийных организаций».

Состав участников финансовых отношений в рамках НГС представлен на Рисунке 1.

Рис. 1. Участники Национальной гарантийной системы [1]

Необходимо отметить, что роль Агентства кредитных гарантий в настоящее время выполняет АО «Корпорация МСП».

Находясь в сердце НГС, АО «Корпорация МСП» оказывает субъектам малого и среднего бизнеса финансовую поддержку по следующим основным направлениям [10]:

  1. Предоставление финансовыми организациями (в том числе, банками) — партнерами участников Национальной гарантийной системы кредитов и займов субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП (в том числе, финансовым организациям) с обеспечением в виде гарантий или поручительств участников НГС;
  2. Привлечение специализированной финансовой организацией средств в рамках сделок секьюритизации, обеспечиваемых гарантиями и поручительством участников НГС;
  3. Обеспечение гарантиями и поручительством участников НГС обязательств субъектов МСП (в денежном эквиваленте), исполняемых ими по заключенным по результатам закупок договорам и контрактам;
  4. Предоставление уполномоченными банками Корпорации МСП кредитов субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов МСП;
  5. Предоставление субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП кредитов АО «МСП Банк».

Следует отметить, что стоимость независимой гарантии АО «Корпорация «МСП» ниже стоимости страховки основных средств, предоставляемых в качестве обеспечения по кредиту, кроме того независимая гарантия АО «Корпорация «МСП» является твердым обеспечением, то есть ее стоимость не снижается с течением времени. При этом АО «Корпорация «МСП» может предоставить независимую гарантию в размере до 50 % от суммы кредита и до 70 % от суммы гарантии исполнения контракта, суммы кредита на исполнение контракта.

На Рисунке 2 приведены отдельные элементы системы гарантийных продуктов Национальной Гарантийной Системы (см. Рисунок 2).

Рис. 2. Многоканальная система гарантийных продуктов Национальной Гарантийной Системы [10]

Кроме того, одной из важнейших задач Корпорации МСП является обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) доступными кредитными ресурсами.

Совместно с Минэкономразвития России и Банком России Корпорация разработала Программу стимулирования кредитования субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных отраслях, которая фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 5 млн рублей для малых предприятий на уровне до 10,6 % годовых, для средних предприятий — до 9,6 % годовых.

Кредитные организации, предоставляющие финансирование предпринимателям по Программе получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5 % годовых, поэтому Программа получила второе название «Шесть с половиной».

Целью настоящей Программы является создание механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем предоставления кредитных средств на льготных условиях для создания или приобретения основных средств (включая строительство, реконструкцию, модернизацию объектов капитального строительства, в том числе выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, модернизации), запуска новых проектов, а также для пополнения оборотного капитала либо через оказание поддержки субъектам МСП организациями, осуществляющими управление технопарками (технологическими парками), технополисами, научными парками, промышленными парками, индустриальными парками, агропромышленными парками, путем предоставления организациям, управляющим объектами инфраструктуры поддержки субъектов МСП, инвестиционных кредитов для строительства, реконструкции объектов инфраструктуры поддержки субъектов МСП, в том числе выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, оснащения производственным, технологическим и иным оборудованием, предназначенных для осуществления субъектами МСП — резидентами объектов инфраструктуры поддержки субъектов МСП.

Одной из ключевых задач АО «Корпорация МСП» является формирование национальной гарантийной системы (НГС) на основе функционирующих региональных гарантийных организаций (фондов) с единым центром компетенций в лице Корпорации.

В рамках соглашения о сотрудничестве РГО получает возможность воспользоваться контргарантиями Корпорации — гарантийным обеспечением исполнения обязательств по договору поручительства и синдицированными гарантиями — продуктом, позволяющим объединить поручительство РГО с банковской гарантией Корпорации.

Прямое сотрудничество Корпорации и РГО — дополнительный инструмент гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, нацеленный на увеличение сроков и объемов кредитования МСП при недостаточности залогового обеспечения и обеспечительных ресурсов РГО.

Гарантийные продукты включают в себя три основных элемента.

Согарантия — это совместный продукт Корпорации МСП и РГО, в котором Корпорация предоставляет прямую гарантию в пользу банка в целях обеспечения исполнения обязательств субъекта МСП по Кредитному договору. Обязательным условием предоставления гарантии Корпорацией является наличие поручительства РГО в структуре обеспечения исполнения обязательств субъекта МСП по кредитному договору.

Гарантия Корпорации МСП и поручительство РГО совместно обеспечивают исполнение обязательств заемщика в пределах 70 % от суммы кредитных требований банка к заемщику.

Для получения кредитных средств по согарантии заемщику необходимо:

  1. Обратиться за предоставлением кредита в банк-партнер РГО и Корпорации МСП;
  2. Получить предварительное одобрение кредита от банка-партнера с условием предоставления гарантии Корпорацией МСП и поручительства РГО;
  3. Обратиться через банк-партнер в Корпорацию МСП и РГО;
  4. Получить согласие Корпорации МСП и РГО по участию в сделке;
  5. Заключить договор;
  6. Получить кредит в банке-партнере после предоставления гарантии Корпорацией МСП.

При согарантии Корпорация МСП и РГО заключают два трехсторонних договора (гарантии и поручительства) с заемщиком и банком в соответствии с требованиями своей внутренней документации.

Гарантия в данном случае является безотзывной, предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, потребительским кооперативам — субъектам МСП.

Максимальный срок предоставления гарантии устанавливается по решению Коллегиального органа АО «Корпорация МСП», но не может превышать установленных пределов по отдельным целям гарантирования.

Так, максимальный срок гарантии, предоставляемой в обеспечение исполнения части обязательств заемщика по кредитным договорам, средства в рамках которых направляются на приобретение основных средств в собственности или оплату платежей по договорам долгосрочной аренды, создание и увеличение основных средств и т. п. составляет 184 месяца, тогда как максимальный срок гарантии, предоставляемые в обеспечение кредитов с целью пополнения оборотных средств, составляет 52 месяца.

При этом взимается плата за предоставление гарантии — 0,75 % годовых от суммы гарантии за весь срок ее действия. При сумме гарантии более 50 млн. рублей вознаграждение за гарантию подлежит ежегодному перерасчету исходя из суммы основного долга по гарантируемому кредиту по состоянию на дату начала следующего финансового года.

Обязательным условием предоставления гарантии является наличие обеспечения в виде поручительства региональной гарантийной организации.

Гарантийным случаем является просрочка исполнения принципалом обязательства вернуть полностью или частично сумму кредита в течение более чем 90 дней.

Контргарантия — это совместный продукт Корпорации и РГО, в котором Корпорация предоставляет независимую гарантию в пользу банка в целях обеспечения исполнения обязательств РГО по договору поручительства. Принципалом в данном случае является региональная гарантийная организация.

Гарантия в данном случае также является безотзывной, предоставляется на срок, не превышающий 184 месяца (при предоставлении гарантии на цели пополнения оборотных средств срок действия гарантии составляет не более 52 месяцев).

Вознаграждение за гарантию составляет 1,25 % годовых от суммы гарантии за весь срок действия гарантии. При сумме гарантии более 50 млн. рублей вознаграждение за гарантию подлежит ежегодному перерасчету исходя из суммы основного долга по кредиту по состоянию на дату начала следующего финансового года.

Целью предоставления гарантии в данном случае является обеспечение исполнения части обязательств региональных гарантийных организаций, превышающих собственные лимиты на одного заемщика по договорам поручительств, обеспечивающих обязательства субъектов МСП перед кредитными организациями по кредитным и иным договорам кредитного характера.

При этом кредитные средства согласно кредитным и иным договорам кредитного характера должны быть направлены на цели приобретения основных средств в собственность или оплату платежей по договорам долгосрочной аренды, или создание и увеличение основных средств включая строительство, реконструкцию или ремонт, а также финансирование на цели модернизации и инновации малых и средних предприятий.

Также кредитные средства могут быть направлены на расчеты с поставщиками и подрядчиками в рамках строительство нежилой недвижимости. При кредитовании торгового предприятия кредит должен направляться на инвестиционные неторговые цели, в том числе на цели приобретения недвижимого имущества, подлежащего сдаче в аренду третьим лицам, включая торговые предприятия.

В составе кредита, обеспечением по которому выступает гарантия Корпорации, может быть до 30 % кредита направлено на сопровождение проекта. Также часть кредита может быть направлена на уплату АО «Корпорация МСП» вознаграждения за предоставление гарантии.

Кредит, обеспечением по которому выступает гарантия АО «Корпорация МСП», может быть предоставлен на рефинансирование инвестиционного кредита любого банка. Гарантия АО «Корпорация МСП» может быть предоставлена в обеспечение кредита (невозобновляемой кредитной линии) при выдаче очередного транша по кредиту. При этом лимит ответственности АО «Корпорация МСП» рассчитывается исходя из кредитных требований по кредиту (невозобновляемой кредитной линии) в целом.

Гарантия Корпорации может быть предоставлен для обеспечения:

  1. выданных кредитов;
  2. реструктурируемых/рефинансируемых кредитов;
  3. кредитов для неторгового сектора с целью пополнения оборотных средств.

Гарантийным случаем является просрочка исполнения заемщиком обязательства вернуть полностью или частично денежную сумму, полученную по договорам кредита или иным договорам кредитного характера в течение более, чем 90 дней, а также отказ РГО от исполнения обязательств по договору поручительства либо неисполнение РГО обязательств по договору поручительства в течение 3 календарных дней с момента предъявления банком требования о погашении за заемщика задолженности по кредитному договору.

Синдицированная гарантия — это совместный продукт АО «Корпорация МСП» и РГО, в котором АО «Корпорация МСП» предоставляет независимую гарантию в пользу банка в целях обеспечения исполнения обязательств субъекта МСП по кредитному договору.

Обязательным условием выдачи гарантии АО «Корпорация МСП» является наличие поручительства РГО в структуре обеспечения кредита.

Гарантия АО «Корпорация МСП» и поручительство РГО совместно обеспечивают исполнение обязательств заемщика в пределах 70 % от суммы кредитных требований банка к заемщику.

Для получения кредитных средств по синдицированной гарантии заемщику необходимо:

  1. обратиться за предоставлением кредита в банк-партнер РГО и АО «Корпорация МСП»;
  2. получить предварительное одобрение кредита от банка-партнера с условием предоставления гарантии АО «Корпорация МСП» и поручительства РГО;
  3. обратиться через банк-партнер в АО «Корпорация МСП» и РГО;
  4. получить согласие АО «Корпорация МСП» и РГО по участию в сделке;
  5. получить кредит в банке-партнере после предоставления гарантии АО «Корпорация МСП» и поручительства РГО.

Одним из требований предоставления синдицированной гарантии является заключение четырехстороннего договора между заемщиком, банком, РГО и АО «Корпорация МСП» по форме, утвержденной АО «Корпорация МСП».

Гарантия в данном случае также является безотзывной, предоставляется на срок, не превышающий 184 месяца. При предоставлении гарантии на цели пополнения оборотных средств срок действия гарантии составляет не более 52 месяцев.

Плата за предоставление гарантии составляет 1,25 % годовых от суммы гарантии за весь срок действия гарантии. При сумме гарантии более 50 млн. рублей вознаграждение за гарантию подлежит ежегодному перерасчету исходя из суммы основного долга по кредиту по состоянию на дату начала следующего финансового года.

Целью предоставления гарантии в данном случае является обеспечение исполнения части обязательств заемщиков (субъектов малого и среднего предпринимательства) по:

− заключаемым с банками кредитным договорам и иным договорам кредитного характера;

− по ранее заключенным с банками кредитным договорам и иным договорам кредитного характера. При этом кредитные средства в рамках договора могут быть предоставлены заемщику частично или не предоставлены.

По заключаемым заемщиками с банками кредитным договорам и иным договорам кредитного характера гарантия АО «Корпорация МСП» может быть предоставлена по кредитам со следующими формами кредитования:

− кредит;

− невозобновляемая кредитная линия;

− возобновляемая кредитная линия;

− овердрафт.

По ранее заключенным заемщиками c банками кредитным договорам и иным договорам кредитного характера гарантия АО «Корпорация МСП» может быть предоставлена по кредитам со следующими формами кредитования:

− кредит (гарантия АО «Корпорация МСП» предоставляется только в случае если условиями заключенного кредитного договора предусмотрена выдача кредита при условии оформления гарантии АО «Корпорация МСП»/получения положительного решения АО «Корпорация МСП» о предоставлении гарантии);

− невозобновляемая кредитная линия (гарантия предоставляется либо в случае если условиями заключенного кредитного договора предусмотрена выдача первого транша при условии оформления Гарантии Корпорации/получения положительного решения Корпорации о предоставлении гарантии, либо при выдаче очередного транша кредитной линии);

− возобновляемая кредитная линия, овердрафт (гарантия предоставляется либо в случае если условиями заключенного кредитного договора предусмотрена выдача первого транша при условии оформления гарантии АО «Корпорация МСП»/получения положительного решения Корпорации о предоставлении гарантии, либо при выдаче очередного транша кредитной линии, либо в случае увеличения действующего лимита кредитной линии, овердрафта, либо увеличения задолженности в рамках действующего лимита кредитной линии за счет увеличения суммы обеспечения).

При этом лимит ответственности Корпорации рассчитывается исходя из кредитных требований по кредиту (невозобновляемой/возобновляемой кредитной линии/овердрафту) в целом.

Кредит должен быть направлен на цели приобретения основных средств в собственность или оплату платежей по договорам долгосрочной аренды, или создание и увеличение основных средств, включая строительство, реконструкцию или ремонт, а также финансирование на цели модернизации и инновации малых и средних предприятий. Также кредитные средства могут быть направлены на расчеты с поставщиками и подрядчиками в рамках строительство нежилой недвижимости.

При кредитовании торгового предприятия кредит должен направляться на инвестиционные неторговые цели, в том числе на цели приобретения недвижимого имущества, подлежащего сдаче в аренду третьим лицам, включая торговые предприятия.

В составе кредита, обеспечением по которому выступает гарантия АО «Корпорация МСП», может быть до 30 % кредита направлено на сопровождение проекта (возможность кредитования целей некапитального характера в рамках проекта). Также часть кредита может быть направлена на уплату АО «Корпорация МСП» вознаграждения за предоставление гарантии. Кредит, обеспечением по которому выступает гарантия АО «Корпорация МСП», может быть предоставлен на рефинансирование инвестиционного кредита любого банка (за исключением кредитов банка, по которым происходит изменение первоначальных условий предоставления кредитов кроме изменений, касающихся уровня процентной ставки и залогового обеспечения).

Гарантия АО «Корпорация МСП» может быть предоставлен для обеспечения:

  1. выданных кредитов;
  2. реструктурируемых/рефинансируемых кредитов;
  3. кредитов для неторгового сектора с целью пополнения оборотных средств.

Обязательным условием предоставления гарантии является наличие синдицированного обеспечения по кредитному договору — гарантия выдается только при наличии по кредитному договору обеспечения в виде поручительства РГО либо решения банка о такой структуре обеспечения.

Гарантийным случаем является просрочка исполнения заемщиком обязательства вернуть полностью или частично денежную сумму, полученную по договорам кредита или иным договорам кредитного характера, в течение более чем 90 дней.

Заключение.

Анализ приведенных выше исследований и зарубежных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в мировой практике существует два вида государственной гарантийной поддержки: прямая (когда государство напрямую выступает как участник договора о предоставлении государственной гарантии) и косвенная (когда государство гарантирует обязательства субъектов экономики опосредовано, через специально созданные организации).

Абсолютное большинство схем косвенной государственной гарантийной поддержки посвящено поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства: в 85 странах созданы специальные организации, занимающиеся гарантированием обязательств малого и среднего предпринимательства.

Такие организации создаются в соответствии с одной из трех моделей: государственной, смешанной или частной; при этом фактически гарантийные организации, созданные в соответствии со смешанной моделью, все равно принадлежат государству (через контрольный пакет акций). Частные организации, кроме непосредственно гарантийной поддержки, оказывают так же и ряд других услуг, как то: предоставление кредитов во Франции, лизинговые операции во Франции и Индонезии, финансовое консультирование в Италии, Японии и Франции.

Гарантийная поддержка МСП в зарубежных странах характеризуется следующими особенностями:

1) высокая доля гарантийной поддержки МСП в валовом внутреннем продукте (далее — ВВП) (1,2 % для стран Восточной Европы и Азии и 0,2 % для стран Западной Европы) и в объеме кредитования МСП (4,2 % для стран Восточной Европы и Азии и 2 % для стран Западной Европы), в объеме выдач кредитов МСП (4,1 % для стран Восточной и Западной Европы). При этом значимый уровень гарантийной поддержки МСП в ВВП для стран Восточной Европы и Азии составляет не менее 0,5 % (в России по итогам 2013 г. — 0,1 % в ВВП и 1 % в объеме кредитования МСП);

2) развитый рынок финансирования МСП банковским сектором (доля кредитного портфеля МСП в ВВП в странах Восточной Европы и Азии достигает 25 %, в России — на уровне 12 %) и высокая доля инвестиционных кредитов в портфеле МСП (76 % и 48 % в странах Западной Европы и странах Восточной Европы и Азии соответственно против 26 % в России);

3) относительно низкая стоимость финансирования МСП (спред между ставками для субъектов МСП и крупных предприятий находится в диапазоне от 0,7 п. п. в странах Восточной Европы до 1,7 п. п. в странах Западной Европы, в России — 2,6 п. п.).

В Российской Федерации косвенная гарантийная поддержка предоставляется в рамках Национальной гарантийной системы в том числе с помощью трех ключевых инструментов: согарантии, контргарантии, синдицированной гарантии.

Литература:

  1. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года».
  2. Алехин Б. И. Государственный долг: учебное пособие / Б. И. Алехин. – М.: Магистр Инфра-М, 2011.
  3. Балынин И. В. Введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации в контексте обеспечения социальной справедливости / И. В. Балынин // Финансы и кредит. 2016. № 31. С. 15–31.
  4. Балынин И. В. Участие гражданского общества в реализации социальных функций государства / И. В. Балынин // Научные записки молодых исследователей. 2015. № 3. С. 24–29.
  5. Полякова О. А. Особенности финансовой системы Российской Федерации / А. О. Полякова // Финансы и кредит. 2011. № 5 (437). С. 21–27.
  6. Сторчак С. А. Условные обязательства [Текст]. – М.: АСТ: Зебра Е, 2000 г. – 253 с.
  7. J. Levitsky. Credit guarantee schemes for SMEs — an international review [электронный ресурс] // The World Bank. Режим доступа: URL:http://siteresources.worldbank.org/EXTEXPCOMNET/Resources/2463593–1213887855468/04_Credit_guarantee_schemes_for_SMEs.pdf
  8. Timothy C. Irwin «Government Guarantees. Allocating and Valuing Risk in Privately Financed Infrastructure Projects» [электронный ресурс] // The World Bank, 2007. Режим доступа: URL.: http://siteresources.worldbank.org/INTSDNETWORK/Resources/Government_Guarantees.pdf
  9. Carpinella Credit access guarantees: a public asset between State and Market / KPMG Advisory S. p.A., Italy, 2011
  10. АО «Корпорация МСП» [электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://corpmsp.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): CGCT, Корпорация, Восточная Европа, предоставление гарантии, кредит, JFC, Азия, Западная Европа, гарантия АО, Национальная гарантийная система, гарантийная поддержка, кредитный характер, Россия, средство.


Ключевые слова

условные обязательства, национальная гарантийная система, гарантийные организации, поручительство

Похожие статьи

Развитие государственное-частного и муниципально-частного партнерства в России на современном этапе: достижения, проблемы, перспективы

В данной статье проводится анализ современных достижений, проблем и перспектив ГЧП в современной России. Определяется понимание на каком этапе развития в России сейчас находится механизм ГЧП, какие направления развития существуют.

Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ. Отечественный и зарубежный опыт

В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с учетом нововведений на 2021 год. Также анализируется зарубежный опыт применения системы управления рисками на примере Японии.

Участие России в крупнейших группировках. Проблемы и перспективы участия

В статье рассматриваются основные направления деятельности России в мировых экономических группировках. Проводится анализ сотрудничества России с международными финансовыми институтами. Выявлены основные результаты данного сотрудничества. Определены ...

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский сектор

Данная работа посвящена развитию такого финансового сектора, как банковский, в условиях цифровизации экономики. Рассмотрены возможные варианты и пути развития коммерческих банков и их взаимодействие с другими участниками экономических отношений.

Совершенствование практики использования доходов от целевого капитала

Работа посвящена финансированию образовательных учреждений с помощью механизма целевого капитала в России. Представлен анализ законодательных основ и практики деятельности фондов целевого капитала (эндаумент-фондов). Сделан вывод о возможности исполь...

Особенности создания и функционирования микрофинансовых организаций как инструмента поддержки малого бизнеса (на примере Калининградской области)

В статье рассмотрены основы функционирования микрофинансовых организаций (МФО); проанализированы базовые характеристики работы МФО в РФ; обоснована модель функционирования МФО в условиях Калининградской области.

Особенности развития модели корпоративной социальной ответственности в РФ

В статье анализируются аспекты становления и развития модели КСО, включая выявление и анализ существующих проблем отставания российских компаний в сфере КСО.

Особенности и проблемы современного правового регулирования инвестиционных фондов в РФ

В статье проведен анализ законодательства в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов, выявлены основные проблемы правового регулирования деятельности ПИФов в современных условиях функционирования финансового рынка.

Налоговый маневр в IT-отрасли России: содержание, правовые средства, решения и проблемы

В статье автор анализирует содержание предпринятого в России налогового маневра, который является правовым средством стимулирования развития отечественной IT-отрасли. Рассматриваются ключевые изменения, внесенные в налоговое законодательство, и их эф...

Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях

В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...

Похожие статьи

Развитие государственное-частного и муниципально-частного партнерства в России на современном этапе: достижения, проблемы, перспективы

В данной статье проводится анализ современных достижений, проблем и перспектив ГЧП в современной России. Определяется понимание на каком этапе развития в России сейчас находится механизм ГЧП, какие направления развития существуют.

Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ. Отечественный и зарубежный опыт

В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с учетом нововведений на 2021 год. Также анализируется зарубежный опыт применения системы управления рисками на примере Японии.

Участие России в крупнейших группировках. Проблемы и перспективы участия

В статье рассматриваются основные направления деятельности России в мировых экономических группировках. Проводится анализ сотрудничества России с международными финансовыми институтами. Выявлены основные результаты данного сотрудничества. Определены ...

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский сектор

Данная работа посвящена развитию такого финансового сектора, как банковский, в условиях цифровизации экономики. Рассмотрены возможные варианты и пути развития коммерческих банков и их взаимодействие с другими участниками экономических отношений.

Совершенствование практики использования доходов от целевого капитала

Работа посвящена финансированию образовательных учреждений с помощью механизма целевого капитала в России. Представлен анализ законодательных основ и практики деятельности фондов целевого капитала (эндаумент-фондов). Сделан вывод о возможности исполь...

Особенности создания и функционирования микрофинансовых организаций как инструмента поддержки малого бизнеса (на примере Калининградской области)

В статье рассмотрены основы функционирования микрофинансовых организаций (МФО); проанализированы базовые характеристики работы МФО в РФ; обоснована модель функционирования МФО в условиях Калининградской области.

Особенности развития модели корпоративной социальной ответственности в РФ

В статье анализируются аспекты становления и развития модели КСО, включая выявление и анализ существующих проблем отставания российских компаний в сфере КСО.

Особенности и проблемы современного правового регулирования инвестиционных фондов в РФ

В статье проведен анализ законодательства в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов, выявлены основные проблемы правового регулирования деятельности ПИФов в современных условиях функционирования финансового рынка.

Налоговый маневр в IT-отрасли России: содержание, правовые средства, решения и проблемы

В статье автор анализирует содержание предпринятого в России налогового маневра, который является правовым средством стимулирования развития отечественной IT-отрасли. Рассматриваются ключевые изменения, внесенные в налоговое законодательство, и их эф...

Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях

В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...

Задать вопрос