Зарубежный и отечественный опыт борьбы с наркопреступностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 30.05.2017

Статья просмотрена: 1889 раз

Библиографическое описание:

Пшонко, М. О. Зарубежный и отечественный опыт борьбы с наркопреступностью / М. О. Пшонко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43729/ (дата обращения: 18.12.2024).



На сегодняшний день правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров таят в себе реальную угрозу, как для всемирной безопасности, так и для здорового функционирования отдельных стран. Изучение преступных деяний такой категории, которые совершены в нашей стране за недавние пару лет, наглядно представило, что имеющиеся меры по предотвращению этих правонарушений не могут считаться действенными.

Нужда систематичного взаимодействия зарубежных блюстителей правопорядка с отечественными коллегами, в момент противоборства с транснациональным криминалом, призывает государственных служащих профессионально решать поставленные задачи, быть готовыми осмыслить и определить нестандартные подходы к правоохранительной деятельности.

Великое Герцогство Люксембург служит образцом государства, в котором органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладают глубокими постижениями для борьбы с преступлениями, с успехом применяющимися на практике, гарантирующими высококлассное обеспечение законности и правопорядка для существования правового государства.

Весомыми для государства и общества можно считать плоды Великогерцогской полиции, в период нулевых годов двадцать первого века, связанных с проблемным вопросом потребления наркотиков и как результат -острым увеличением криминогенных ситуаций в стране. В это время в Западную Европу из Марокко, Нигерии, Кот-д’Ивуара и иных государств Африки, под маскировкой политических беженцев, как бомба замедленного действия, стали съезжаться эмигранты. Решившие начать новую жизнь в Люксембурге, некоторые из них сформировали интернациональную сеть поставки на новую точку обитания наркотиков из всевозможных частей света. Сперва, эмигранты наполнили эту маленькую европейскую страну каннабисом, иными психоактивными веществами, доставленными из Нидерландов и Марокко. После криминальные сообщества стали налаживать поставку «экстази» и амфетаминов уже из Бельгии. Сквозь морские порты Испании и Португалии и из стран Латинской Америки в Люксембург начал попадать кокаин. Через территории Турции, Румынии, Польши и Болгарии из Афганистана — героин. Старание правоохранительных органов Великого Герцогства противоборствовать группировкам наркоторговцев устарелыми, но давно привычными способами не производило видимых плодов. Лица, занимающиеся поставками наркотиков, с легкостью обводили пограничный контроль и таможню, применяя изощренные методы укрытия подпольной продукции и бизнеса.

Есть интересный факт из практики: кокаин, который был получен из листьев коки, в нелегальных лабораториях Латинской Америки под действием химической реакции превращался в полноценную составляющую обычного пчелиного воска, пластика или другого невинного сырья, а после, непосредственно в Европе, в иной нелегальной лаборатории возрождался в свое производное состояние. Одной из проблемных, для полицейских, становилась задача по поимке наркодилера с поличным в ходе сбыта своей продукции. Обычно для торговли наркотиками дилер отдавал предпочтение пунктам, труднодоступным для правоохранительных органов — сделки происходили на территории частных квартир, кафе, баров.

Продавец перед продажей фасует вещество по небольшим пакетикам, которое затем прячет в рот. При аресте наркодилер обычно пытается съесть пакетики, чтобы у полицейских не было основных доказательств. Продавцы наркотиков вовлекали народ, охватывая все слои общества, однако самым легко втягиваемым в авантюры оказалось подрастающее поколение Люксембурга. Дилеры, сбывая жертвам сперва высококачественный «провиант», по высоким ценам, после снижали уровень чистоты продукции и реализовывали порошок по той же цене, но уже с наименьшим содержанием психоактивного компонента. Поэтому, когда наркозависимый снова закупал качественный товар, «доза» с большим содержанием наркотика часто подвергала наркомана гибели из-за передозировки. Больные люди, зависимые от наркотиков, осуществляли налеты на своих беззащитных сограждан и родных, захватывали их имущество, иногда практически бесценное для семей, с целью сбыть похищенное и на полученные средства купить «дозу».

Правительство доверило 11 своим министерствам и 13 ведомствам сплотить старания в противодействии незаконному обороту наркотиков, образовать коллективное с неправительственными объединениями, представителями гражданского общества реализацию программ по предупреждению наркомании и лечению наркозависимых.

Министерству юстиции была поручена задача по подготовке законопроекта усиливающего уголовную и административную ответственности за производство и распространение наркотиков, направить в нужное русло деятельность по повторной социализации и адаптации лиц, которые отбывают наказание и готовятся к освобождению из мест лишения свободы. Специально созданная общественная рабочая группа под руководством Министра здравоохранения страны координирует действия органов государственной власти и добровольных общественных организаций по поручению правительства. Чтобы антинаркотическая политика была проведена достаточно полно и успешно, правительство создало «агрегированный» бюджет, который в последующем увеличило более чем на 300 %, и который выразился в объединении финансов министерств и ведомств, вовлеченных в осуществление государственной политики. Министерство внутренних дел Люксембурга удостоилось особого места в совершения государственной стратегии антинаркотической политике.

Парламент по своей инициативе внес изменения и поправки в основной Закон 1973 года «О продаже лекарственных веществ и борьбе против наркомании», декриминализирующие использование каннабиса в малых количественных дозах, вместе с тем умножили предела административного и уголовного наказания за производство, распространение наркотических средств и психотропных веществ «тяжелого» ряда, таких как героин, кокаин, ЛСД, экстази и др. Данные изменения были внесены в Кодекс уголовного права и Кодекс уголовного расследования, которые увеличили размеры штрафов и сроки лишения свободы, новации затронули также сферу совершения преступлений, связанных с производством и распространением сильнодействующих наркотиков. Вместе с тем, положительная трансформация уголовного законодательства предопределила своеобразную поблажку для лиц, которые совершили нетяжкие преступления и которые самостоятельно приняли решение по реабилитации от наркозависимости, в виде отсрочки осуществления приговора или замену тюремного заточения. Исходя из норм закона, судье предоставляется право заменить санкцию, проявляющуюся в виде лишения свободы, неукоснительным исполнением другой санкции — прохождением лечебного курса, или на период полной лечебной ресоциализации лица притормозить претворение приговора в жизнь. По решению судьи контроль за поведением преступника может выполняться благодаря заурядному устройству в виде браслета, который надевается на ногу правонарушителя, и системы электронного наблюдения, ограничивающих свободу перемещения.

В соответствии с поправками, внесенными в закон и указами Великого Герцога, устремленными на согласованность в отношениях в сфере госпитализации наркозависимых лиц, врачи получили возможность применять заместительную терапию — введение в организм больного, страдающего острой необходимостью принять наркотик, таких средств как метадон, диацетилморфин, бупренорфин. Покупка лекарств, имеющих в своем составе наркотические средства и психотропные вещества, через различные медицинские и аптечные организации, исходя из изменений в законодательстве поменяли свой порядок реализации. Теперь лекарственные препараты можно приобретать только по выписанным, лечащим врачом, рецептам. В Люксембурге запрещена продажа и использование средств, которые способны уменьшать или искажать величину содержания наркотика в крови или моче человека. На законодательном уровне были введены нормы, контролирующие отбывание тюремного срока лицами, получившими осуждение за совершение преступлений в состоянии наркотического опьянения. Государство считает необходимым поощрять ту категорию заключенных, которые в тюрьме сумели избавиться от наркотической зависимости. Власти предусмотрели для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, меры обеспечительного характера: производится официальное трудоустройство, и предоставляется жилье, но с оговоркой — гражданин постоянно находится под контролем полиции. Национальный комитет по социальной защите лоббировал открытие в столице и в провинции центров реабилитации, имеющих такие названия: «палата для потребления», «загрузочный банк». Пациентам, страдающим пагубной привычкой потребления наркотиков, в этих центрах предоставляются новые шприцы, применяющиеся для потребления наркотиков, стационарный уход, дешевизна в питании и обслуживании. Власти считают, что в таком случае наркоманы не станут укрываться от правоохранительных органов, не будут применять зараженные иглы, в итоге снизится смертность от передозировки наркотиками. Полиция Люксембурга, в связи с интернационализацией незаконного оборота наркотических средств, призвала к интеграции зарубежные правоохранительные органы для применения, воздействующих на международную уголовную среду, мер по противостоянию наркотической преступности. МВД Великого Герцогства вместе с Министерством иностранных дел Люксембурга, культивируя сферу сотрудничества с коллегами из государств Союза Бенилюкс, а также соседними блюстителями правопорядка — Франции и Германии, объединились для борьбы с транснациональными преступными группировками.

Полиция Великого Герцогства в своей деятельности, по заимствованному у Германии опыту, начала использовать детекторный механизм, который позволяет установить содержание наркотика в крови лица, управлявшего автомобилем, с помощью анализа его слюны. Если водитель завалил тестирование, надлежит провести анализ на содержание наркотика в его слюне. Чувствительность датчика заключается в возможности изобличить присутствие в организме не только синтетических наркотиков (таких, как амфетамин/экстази), но и наркотических средств растительного генезиса (кокаина, героина, марихуаны). Если тест на содержание наркотика в слюне представил утвердительный результат, осуществляется дополнительное проведение исследования на содержание наркотика в моче и крови. Тест слюны нельзя считать автономным доказательством в суде, так как он является лишь инструментарием, с помощью которого претворяется в жизнь профилактическая деятельность по предупреждению аварий и обеспечению безопасности дорожного движения. Если нарушитель отрекается пройти тест по слюне, его привозят в полицейский участок, где проверяемому предлагают выполнить анализ мочи и крови на присутствие наркотических и психотропных веществ. Тестирование по слюне выявляет содержание наркотиков в организме в течение 5-8 часов после приема "дозы". А тест мочи и крови помогает выявить следы наркотического опьянения даже через 7 дней. Основанием для принудительного изъятия у нарушителя удостоверения на право управления транспортным средством, считается отказ от проведения тестирования.

Вследствие осуществления Национального плана действий, под контролем органов власти Люксембурга, заключающегося в инициативной гражданской точке зрения добровольных общественных организаций — численность правонарушений, содеянных в состоянии наркотического опьянения, зримо уменьшилось. Снизилась численность людей, погибших из-за передозировки наркотиков. Необходимо заметить, что число неблагополучных семей, в которых родители страдают наркотической зависимостью и растят малолетних детей, сократилось.

После детального анализа зарубежного опыта по противодействию, предупреждению и раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, нужно досконально проработать общие положения по надежному функционированию института публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для ОВД, тем самым построив эффективную правовую базу для культивирования основ строя Российской Федерации, проявляющегося в охране жизни и здоровья населения.

Литература:

  1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (с поправками, далее внесенными протоколом от 25 марта 1972 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. N 8. С. 15 — 50. (С изменениями и дополнениями).
  2. Конвенция о психотропных веществах 1971 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981. Вып. XXXV. С. 416 — 434.
  3. Аксенкин А.Л. Наркопреступность в России: исторические предпосылки и уголовно-правовые аспекты борьбы с ней. М., 2010.
  4. Александров А.И., Бурданова В.С., Владимиров В.Ю., Кузьминых К.С., Мирзоян Н.Л., Петухов В.Г., Сальников В.П. Вопросы совершенствования федерального законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах" // Наркомания и наркобизнес: проблемы противодействия: Материалы научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 25 мая 1999 г.) / Под общ. ред. В.П. Сальникова, В.С. Бурдановой, В.Ю. Владимирова, К.С. Кузьминых. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД, 1999.
  5. Ахмадуллин А. Сложности применения ст. 228.1 УК РФ // Законность. 2012. N 10.
  6. Брюн, Е. Факторы риска. Вторая волна наркомании: [беседа с доктором медицинских наук, главным наркологом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Евгением Брюном о наркомании в России, как одной из серьезнейших угроз национальной безопасности] / Евгений Брюн ; записал Борис Руденко // Наука и жизнь. — 2010. — № 7.
  7. Бурданова В.С., Кузьминых К.С. Расследование преступлений о незаконных действиях с наркотическими средствами. Часть V. Особенности расследования изготовления синтетических наркотических средств на подпольных производствах и их сбыта: Методические рекомендации. СПб.: Институт повышения квалификации прокурорско-следственных работников, 2012.
  8. Вирясова Н.В., Зубков И.В. Проблемы правового регулирования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов Материалы III Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные вопросы юридической науки и практики» г. Тихорецк, 2014.
  9. Ermesinde et l’affranchissement de la ville de Luxem¬bourg // Sous ladirection de M. Margue. Publications du CLU¬DEM, t. 7. Luxembourg, 1994.
  10. Caregari L.Die Schiedsrichter // Ons Stad. Luxemburg, 2013. № 104.
  11. Caregari L.Die Schiedsrichter // Ons Stad. Luxemburg, 2013. № 104.
  12. Оffcial gazette A 1973; Offcial gazette A 2001, (Adoption: 27/04/2001).
  13. Luxemburg — Ab den 1. Mai wird diegrobherzogliche Polizei eine neue Metthode anverden,um Rauschmittlkonsum bei Autofahrern nachzuweizen.URL: http://www.tageblatt.lu/nachrichten/luxemburg/story/Bitte¬etwas¬Speichel¬12006915
  14. Sсhmit R.Taschendiebstahle, Drogen, Bettelei // Ons Stad. Luxembourg, 2013. № 104.
Основные термины (генерируются автоматически): Люксембург, содержание наркотика, Великое Герцогство, вещество, наркотическое опьянение, незаконный оборот, антинаркотическая политика, Латинская Америка, наркотическая зависимость, правоохранительная деятельность.


Задать вопрос