Цель — осуществление коррекционной помощи детям с нарушениями речи с учётом их особенностей развития и индивидуальных возможностей, применяя здоровьесберегающие технологии
Задачи:
– развивать артикуляционную моторику дифференцируя поставленные звуки;
– совершенствовать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
– стимулировать правильное произношение поставленных звуков в слогах и словах;
– упражнять в правильном произношении поставленных звуков в спонтанной речи.
Предварительная работа
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
- Работа по постановке звуков.
- Беседы о здоровье.
- Чтение художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Содержание организованной деятельности
- Развитие мелкой моторики
- Мимические упражнения
- Упражнения для укрепления мышц шеи
- Упражнения для укрепления жевательно-артикуляционных мышц
- Упражнения для укрепления мышц щек и губ
- Упражнения для укрепления мышц языка
- Психогимнастика
Ход
Учитель-логопед: ребята, я сегодня шла на работу и слышала, как веселятся птицы. Как вы думаете, почему им весело?
Предполагаемый ответ детей: Солнышко припекает. Стало теплее. Весна наступила.
Учитель-логопед: правильно, наступила весна.Ребята, а что весной первое появляется из-под снега?
Предполагаемые ответы детей: подснежники.
- Учитель-логопед: правильно, подснежники!Давайте представим,
что мы с вами цветочки
Учитель-логопед |
Действия детей |
Наши первые цветочки Раскрывают лепесточки Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки Тихо засыпают, Головками качают |
Дети в положении — присед, руки у груди, сложены лодочкой Дети тихонько встают, ладошки разводят в стороны Тихонько качают руками из стороны в сторону Складывают ручки вместе Приседают, руки перед грудью, качаются из стороны в сторону. Т.Ткаченко |
- Учитель-логопед: Ребята, а вы рады весне?
Предполагаемый ответ детей: Да, очень рады приходу весны!
Учитель-логопед: Давайте мы сейчас с вами выразим радость людей
от встречи с весной.
Учитель-логопед |
Действия детей |
Как вам тепло и приятно Вы греетесь на солнышке Представьте, что вы добрая и ласковая весна: вы дарите деревьям листву лугам траву и цветы |
Дети улыбаются Подняли лицо к солнышку и закрыли глазки Дети легко хотят, ласково гладят цветочки, нежно касаются деревьев, улыбаются |
Приемы руководства деятельностью
Уровни |
Методы и приемы |
Речь воспитателя |
1 |
Одобрения и поощрения |
Какой ты молодец, какая у тебя добрая весна, какие нежные листочки появились на деревьях. |
2 |
Косвенное руководство |
А как ты греешься на солнышке? Как тебе тепло? |
3 |
Прямое обучение |
Посмотри, какой цветочек я подарила лугу, какая травка зазеленела! |
Детям, которые затрудняются в выполнении мимических упражнений, оказать помощь советом, или показом вместе с ним перед зеркалом. Детям, которые справились быстрее других, предложить помочь другим детям.
- Учитель-логопед: ребята, вот и травка у нас зазеленела и подснежники показали свои головки
Учитель-логопед |
Действия детей |
Ветерок качает их |
Наклоны головы влево — вправо (шея расслаблена) Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных:» А — э — и — о — у» |
- Учитель-логопед: ребята, а вот и еще приметы весны
Учитель-логопед |
Действия детей |
Медведь проснулся после зимней спячки На реке трескается лёд, плывут льдины |
Открывать рот с глубоким вдохом: имитация зевания Двигать нижней челюстью вправо — влево |
- Учитель-логопед:
Учитель-логопед |
Действия детей |
Пускаем кораблики Исхудавшие за зиму зверята |
Кораблики плывут по волнам. Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх Втянуть щеки, затем вернуться в исходное положение |
- Учитель-логопед: ребята, а что еще происходит весной на улице? Что растет вниз головой? Не летом растет, а весной?
Предполагаемый ответ детей: сосулька.
Учитель-логопед: вот и наш язычок сейчас будет, то сосулькой, то лужицей, то капелью, а то и почками на деревьях.
Упражнения выполняются перед зеркалом
Учитель-логопед |
Действия детей |
Сосулька тает Лужи Капель стучит по крыше Лопаются почки на деревьях |
Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд — тдд — тдд» Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать |
Приемы руководства деятельностью
Уровни |
Методы и приемы |
Речь воспитателя |
1 |
Одобрения и поощрения |
Какой ты молодец, как быстро у тебя медведь проснулся. А у тебя какая чудесная лодочка плывет по волнам. |
2 |
Косвенное руководство |
А какие льдины у тебя плывут по реке? А у тебя какой мишка стал после зимней спячки? |
3 |
Прямое обучение |
Посмотри, какой у меня ежик худенький проснулся. А вот зайчик после голодной зимы вышел из леса. |
- Учитель-логопед: ребята, а как вы думаете, о чем могут говорить
зима и весна?
Ответы детей: …………………………………………….
Учитель-логопед: может кто-то из вас хочет быть зимой? А весной?
Предполагаемый ответ детей: Да, хотим.
Учитель-логопед: Ребята, а зима какая?
Предполагаемый ответ детей: сердитая, злая.
Учитель-логопед: а весна?
Предполагаемый ответ детей: добрая.
Диалог Зимы и Весны |
|
Говорит Весна: — Сестра, уходить тебе пора! |
А Зима Весне в ответ: — Нет! Нет! Нет! Нет! |
Говорит Весна тогда: — С крыши капает вода? |
- Да! Да! Да! Да! |
Тают горки во дворах? |
- Ах! Ах! Ах! Ах! |
А на речке треснул лёд? |
- Вот так! Вот так! А. Лойко |
- Учитель-логопед: ребята, Весна с Зимой поговорили и Весна
вступает в свои права.
Учитель-логопед: Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому.
Учитель-логопед |
Действия детей |
Покажите, как встречает Весну — ёжик, проснувшийся барсук медведь зайчик белочка Представьте себя: печальным снеговиком, плачущей сосулькой, пробивающимся из-под снега подснежником. |
Ребята изображают используя мимику, жесты, пантомимику. |
Приемы руководства деятельностью
Уровни |
Методы и приемы |
Речь воспитателя |
1 |
Одобрения и поощрения |
Какой ты молодец, какой у тебя выспавшийся барсук! А у тебя замечательная, радостная белочка. |
2 |
Косвенное руководство |
Как у тебя ежик встречает весну? А у тебя зайчик не рад весне? Покажи, как он радуется. |
3 |
Прямое обучение |
Посмотри, как у меня плачет сосулька. Смотри, какой замечательный подснежник пробивается из-под снега! |
Учитель-логопед: ребята, какие вы сегодня молодцы!
Стас старался правильно проговаривать звуки во всех словах! А какой у тебя был снеговик! Как будто настоящий печальный снеговик.
Лерочка, умница, все звуки [р] проговорила и ни разу не ошиблась! А первый цветочек у тебя был просто чудесный!
Влад, молодец! Правильно проговаривал все звуки. А как замечательно ты изобразил мишку!
Ребята, а что вам больше всего запомнилось сегодня?
Ответы детей: …………………………………………….
Учитель-логопед: благодарю вас за такое чудесное занятие. А теперь пришло время нам с вами прощаться!