В данной статье рассматривается проблема определения функций прокуратуры в механизме уголовного судопроизводства в России в советский период развития отечественного государства и права. В результате развития уголовного процесса в СССР прокурор становится ключевой фигурой, постоянно расширяется круг его полномочий, что закреплялось в уголовно-процессуальном законодательстве. Советская модель прокуратуры формировалась под влиянием внутренней политики государства, его основных задач, что сказалось и на содержании функций прокурора.
Ключевые слова: прокуратура, функции прокуратуры, советское уголовное судопроизводство
This article discusses the problem of determining the functions of the Prosecutor in the mechanism of criminal procedure in Russia during the Soviet period of development of Russian state and law. As a result of development of the criminal process in the Soviet Union, the Prosecutor becomes a key figure, constantly expanding the scope of his authority, which was established in the criminal procedure legislation. The Soviet model of prosecution was influenced by domestic policy, its main objectives that influenced the content of the Prosecutor's functions.
Key words: prosecutor's office, prosecutorial functions, Soviet criminal proceedings
Функциональная основа составляет форму и содержание любого государственно-правового института. В обозначенное нами время функции прокуратуры качественно изменились в сторону усиления патернализма. Другими словами, советская прокуратура защищала, в первую очередь, публичные интересы государства, а не служила закону, как было установлено в дореволюционное время в ходе реформы 1864 г.
Развитие историографии по вопросу развития функций прокурорских работников прошло несколько этапов. Если суммировать результаты изучения данной проблемы, то российские исследователи называют четыре основных функций прокуратуры, исходя из стадий уголовного процесса: уголовное преследование, поддержание обвинения, надзорная функция, правозащитная функция. Необходимо отметить, что по истории института прокуратуры в уголовном процессе существует множество научных публикаций, в том числе монографического и диссертационного уровня [17].
Взгляды ученых по вопросу о функциях прокуратуры в уголовном судопроизводства можно систематизировать на три группы.
Представители первой группы считают, что главное в судебной деятельности прокурора — это обвинение, и только обвинение [9, с.35]. Рассуждения второй группы специалистов свидетельствуют о том, что главной и единственной функцией прокурора в суде является надзор за судебными органами и их деятельностью, что касается обвинительного заключения прокурора, то его составление и поддержание обвинения являются только одной из форм надзора [10, с.58]. Третью группу исследователей судебного уголовного процесса отличает определенный дуализм, они видят в прокуроре и обвинителя в судебном разбирательстве, и представителя надзорного органа [11, с.79]. Думается, что эта двойственность положения института прокуратуры в системе судебного процесса больше соответствует научной истине и логике исторического процесса.
Существование института прокуратуры в советский период берет свое начало в 1922 г. Одним из первых основных нормативных документов стала составленная и утвержденная в июне 1922 года Наркоматом юстиции «Временная инструкция губернским прокурорам». В данном акте были перечислены основные функциональные обязанности прокурора: возбуждение уголовных дел о должностных и хозяйственных преступлениях; контроль за работой органов следствия, включая ГПУ, наблюдение за производством дознания и предварительного следствия; возбуждение по собственной инициативе и по поступающим к нему жалобам и заявлениям уголовного преследования против должностных лиц и граждан [8, с. 539]. Это стало отправной точкой, в течение десятилетия функции прокуратуры постоянно расширялись.
Важнейшей задачей советского государства стало законодательное оформление функций прокуратуры в уголовном процессе. Первым законодательным актом стало «Положение о судоустройстве РСФСР», принятый 11 ноября 1922 [1]. Согласно данного нормативно-правового акта под контроль и надзор прокуратуры была поставлена деятельность народных следователей в процессе предварительного расследования. Уже здесь мы видим, что кроме обвинительной функции, положение установило и функцию прокурорского надзора за следствием в губернских судах [12, с.3].
Основным общеправовым принципом, который лег в основу формирования прокурорской структуры в государственном механизме Советской России в 1920-е годы, стал принцип законности. В условиях новой экономической политики и авторитарного режима реализация принципа законности означало, что защищались интересы государства, советского общества, отдельных трудящихся. Прокуратура должна была бороться с преступностью, надзирать за соблюдением законов. Надо сказать, что это существенно отличало советскую прокуратуру, где прокуроры судебных палат в основном концентрировались на общем надзоре.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г. уделил особое внимание функциям прокуратуры в судебном процессе. Во-первых, кодекс предусмотрел, что прокурор может формировать кассационные жалобы о нарушении прав и интересов всех участников процесса. Во-вторых, в самом судебном разбирательстве, прокурор по кодексу является важнейшей стороной. Его основной задачей стало поддержание обвинения, давал пояснения по содержанию и пунктам протестной жалобы. В-третьих, после завершения судебного разбирательства, суд выслушивал заключение прокурора. В-четвертых, прокурор получил дополнительное право подавать кассационные протесты и письменные объяснения на них и после окончания процесса.
15 февраля 1923 г. была принята обновленная редакция Уголовно-процессуального кодекса РСФСР [2]. В данной редакции функции прокуратуры в уголовном судопроизводстве были обозначены более четко. 8 и 9 статьи данного кодекса закрепили два главных полномочия прокурорских работников: осуществление уголовного преследования, государственное обвинение. Более того, в течение 1920-х годов после принятия кодекса были внесены некоторые дополнения, которые существенно расширили функции прокурора, в частности, он теперь мог вести расследование по уголовному делу, осуществлять отдельные следственные действия.
В результате проведенной судебно-процессуальной реформы 1922–1923-х годов получилось, что обвинительные полномочия прокурора оказались на втором плане, прокуроры всех уровней практически не ходили на судебные заседания. Примерный процент присутствия прокурора на заседании народных судов РСФСР во второй половине 1920-х годов составил 10 процентов, на более важных делах присутствие прокурора, осуществление обвинения — на 30 % заседаний [13, с. 1176–1178].
1930-е годы в развитии советской прокуратуры стали определяющими, произошло конституционное закрепление системы прокурорских органов, то есть возникла иерархия функций прокуратуры, которая имела уже конституционно-правовой характер. Не менее важное значение имело «Положение о Прокуратуре Союза ССР» 1933 г. [3]. Здесь следует отметить, что Прокурор СССР как главное должностное лицо мог сам надзирать за возбуждением уголовного дела, а также поддерживать обвинение в судебном процессе.
Следующим шагом стало первое всесоюзное совещание судебно-прокурорских работников, организованное в 1934 г. Прокуратурой СССР. В рамках формирования новой государственной структуры, борьбы с преступностью, в том числе, политической оппозицией, было заявлено, что эпоха упрощенных процедур закончилась и соблюдение процессуальных правил становится обязательным.
С этого времени устанавливались следующие требования к деятельности прокурорских работников (следователей): усилить внимание к изучению и применению нормативной базы судебных дел; проводить следствие по все имеющимся нормативным требованиям к каждой стадии процесса; более скрупулезно собирать вещественные и иные доказательства. Органы прокуратуры осуждались за то, что они проводили общий надзор в ущерб работе над уголовными делами. Указывалось на то, что главная цель прокурорской деятельности — работа над делами в стадии расследования и рассмотрения их судами. В октябре 1938 г. Генеральный прокурор СССР издал приказ, согласно которому присутствие прокурора в судебном заседании и при кассационном рассмотрении дел стало обязательным.
Закон СССР 1958 г. «Основы законодательства об уголовном судопроизводстве» в ст. 20 закрепил прокурорский надзор в уголовном процессе: «Прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального Прокурора СССР».
Согласно Положения о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1955 г. в функции прокурора в уголовном процессе входит: привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления; надзор за соблюдением законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия; участие в распорядительных заседаниях суда; участие в рассмотрении уголовных дел в судебных заседаниях и предоставление заключений по вопросам, возникающим во время судебного рассмотрения; поддержание государственного обвинения в суде при рассмотрении уголовных дел; принесение протестов на незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления суда; дача заключений по уголовным делам, рассматриваемым вышестоящим судом по жалобам и протестам; надзор за исполнением приговоров суда.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был принят 27 октября 1960 г. и введен в действие с 1 января 1961 г. [6, ст. 592]. В соответствии с первоначальной редакцией кодекса санкция прокурора для следователя была необходима при следующих обстоятельствах: 1) при заключении обвиняемого или подозреваемого под стражу (ст. 11 и 96); 2) при применении меры пресечения в виде залога (ст. 89); 3) для производства выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ст. 167); 4) для производства обыска (ст. 168); 5) для наложения ареста и выемки почтово-телеграфной корреспонденции в почтовых учреждениях связи (ст. 174).
Кроме того, для принятия решений о прекращении уголовного дела по так называемым нереабилитирующим основаниям по УПК РСФСР 1960 г. требовалось «согласие прокурора». Оно было необходимо в следующих случаях: 1) при прекращении уголовного дела органом дознания или следователем вследствие изменения обстановки (ст. 6); 2) при прекращении уголовного дела с передачей его в товарищеский суд (ст. 7); 3) при прекращении уголовного дела в связи с передачей в комиссию по делам несовершеннолетних (ст. 8); 4) при прекращении уголовного дела в связи с передачей виновного на поруки (ст. 9); 5) при направлении материалов без возбуждения уголовного дела для применения мер общественного воздействия (ст. 10).
Кроме того, прокурору принадлежало важнейшее правомочие при производстве предварительного расследования — право продлевать процессуальные сроки: срок предварительного следствия, срок дознания, срок содержания под стражей и т. д. (ст. 97, 121, 133). Решающими для судьбы уголовного дела были полномочия прокурора и при поступлении к нему уголовного дела с обвинительным заключением: он мог утвердить обвинительное заключение, возвратить уголовное дело для производства дополнительного расследования или составления нового обвинительного заключения, прекратить уголовное дело, изменить обвинение или составить новое обвинительное заключение, направить уголовное дело в суд для рассмотрения по существу (ст. 213–217).
Анализ положений гл. 18 УПК РСФСР 1960 г. «Надзор прокурора за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия» — в сочетании с изложенными выше полномочиями прокурора — не может не привести к выводу о том, что в действительности осуществлялся уже не надзор: сложно объективно надзирать за результатами собственной деятельности. Скорее, со стороны прокурора уже имело место фактическое руководство предварительным следствием и активное участие в нем.
Как было справедливо отмечено в литературе, в УПК РСФСР 1960 г. «прокурор стал ключевой фигурой в уголовном судопроизводстве, сосредоточив в своих руках, по сути, всю полноту обвинительной власти. Закрепленные в законе полномочия позволяли ему в досудебных стадиях уголовного процесса решать любой вопрос о направлении движения уголовного дела» [7, с.109].
Правильные положения о функции прокурора, выступающего в судебном разбирательстве, о его взаимоотношениях с судом излагаются в учебнике для юридических институтов: «Обязанность прокурора принимать меры к устранению нарушений закона со стороны любого участника судебного разбирательства не означает, что прокурор «стоит над судом», что он приходит в суд, чтобы надзирать за судом. Прокурор приходит в суд прежде всего для того, чтобы добиться справедливого наказания судом виновного, удовлетворения обоснованного иска, помочь суду правильно разрешить уголовное или гражданское дело, осуществить правосудие. Но если при рассмотрении и разрешении того пли иного дела допускается нарушение процессуального или материального закона, прокурор обязан немедленно реагировать, точно так же, как он обязан реагировать на всякое нарушение закона со стороны другого органа или лица, участвующего в уголовном пли гражданском судопроизводстве» [(14, с. 168, 169].
Таким образом, в уголовном процессе прокурор является тем же, кем он является во всех областях своей деятельности, — блюстителем законности, стражем закона. Но эту свою основную и общую задачу прокурор осуществляет в уголовном процессе в особых формах, специфическими методами. Деятельность прокурора в уголовном процессе многообразна. Прокурор возбуждает уголовное дело, осуществляет надзор за расследованием дела в процессе дознания и предварительного следствия, причем может и лично совершать следственные действия, направляет дело на рассмотрение суда, участвует в разбирательстве дела судом, изобличает перед судом совершивших преступление лиц, содействует суду в правильном разрешении дела, осуществляет надзор за законностью и обоснованностью судебных приговоров, определений и постановлений.
В самом судебном разбирательстве надзор за соблюдением законов всеми участниками процесса, включая и прокурора, осуществляет суд, разбирающий дело, т. е. состав суда. Положение о прокурорском надзоре в СССР нигде не говорит о надзоре прокурора за деятельностью суда, в заседании которого прокурор выступает в качестве обвинителя: оно говорит о надзоре прокурора за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений суда (гл. IV). Это не исключает того, что на прокуроре лежит обязанность в судебном заседании реагировать на любое нарушение закона, применяя при этом те способы, которые закон предоставляет сторонам для защиты их прав и интересов [15, с.163–166].
Прокурор, выступающий в качестве обвинителя, занимает процессуальное положение стороны и только стороны, его процессуальное положение характеризуется именно тем, что он — сторона, имеющая против себя в процессе равноправную сторону защиты. По содержанию же своей функции, своей деятельности в суде прокурор — орган охраны законности, так как поддержание обвинения в суде есть не что иное, как одна из форм осуществления прокурором своей функции органа надзора за законностью. Действительно, осуществление прокурором надзора за законностью включает привлечение к ответственности нарушителей законности. А так как всякое преступление есть наиболее серьезное и опасное нарушение законности, за которое применяется уголовное наказание, то поддержание прокурором обвинения в суде есть способ осуществления прокурором надзора за законностью и борьбы с ее нарушениями.
Как писал В. М. Савицкий, принципиальная важность прокурора объясняется тем, что в советской модели уголовного процесса: 1) он обязан в случае неисполнения законности принимать соответствующие меры во всех стадиях судопроизводства, 2) он должен реагировать на нарушения закона, от кого бы они не исходили, 3) он обязан реагировать на нарушения в любой их форме [16, с. 86].
Таким образом, в советские годы уголовный процесс развивался преимущественно под влиянием внутренних факторов, и главная задача прокуратуры заключалась в укреплении законности в судебном производстве, используя различные инструменты. Рассмотрение исторического опыта развития функций прокурора в советский период показало, что на разных этапах происходило в целом упорядочивание функций, их расширение как в содержании, так и форме полномочий, вплоть до того, что прокурор стал закрывать всю обвинительную часть.
Функции прокуратуры, несмотря на изменение государственного строя в 1917 г., имели историческую преемственность, они сложились в ходе развития процессуального законодательства в течение XIX — начала XX в., а также в ходе судебно-следственной практики всей системы дореволюционных судов. В результате можно констатировать, что прокуратура пронизывала все стадии уголовного судопроизводства, скрепляла их в единое целое. Надзор и обвинение можно считать главными функциями советской прокуратуры, что в дальнейшем отразилось на статусе российской прокуратуры на современном этапе.
Литература:
- Постановление ВЦИК от 11.11.1922 г. «О введении в действие Положения о судоустройстве РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. — 1922. — № 69. — Ст. 902.
- Постановление ВЦИК от 15 февраля 1923 г. «Об утверждении Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. — 1923. — № 7. — Ст. 106.
- Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 17.12.1933 г. «Об утверждении Положения о прокуратуре Союза ССР» // Собрание законодательства СССР. — 1934. — № 1. — Ст. 2а.
- Звягинцев А. Г. История прокуратуры России. Историко-правовой анализ: учебное пособие. — М.: Закон и право, 2010. — 223 с.
- Крюков В. Ф. Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность). — Курск, 2012. — 500 c.
- Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1960. — № 40.
- Королев Г. Н. Прокурорское уголовное преследование в российском уголовном процессе: монография. — М.: Юрлитинформ, 2006. — 360 с.
- Собрание узаконений РСФСР. — 1922. — № 44.
- Савицкий В. М. Очерк теории прокурорского надзора. — М.: Наука, 1975. — 383 с.
- Чельцов М. А. Уголовный процесс. — М., Юрид. изд-во Министерства юстиции СССР, 1948. — 624 c.
- Рахунов Р. Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности по советскому праву. — М.: Госюриздат, 1961. — 277 с.
- Кони А. Ф. Приемы и задачи прокуратуры (Из воспоминаний судебного деятеля) // Дореволюционные юристы о прокуратуре. Сборник статей. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. — С. 26–101.
- Еженедельник советской юстиции. — 1927. — № 38.
- Прокурорский надзор в СССР. Учебник для юридических институтов и факультетов / под ред. М. П. Малярова. — Изд-во «Юридическая литература», 1966. — 330 с.
- Строгович М. С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. — М.: Изд-во АН СССР, 1951. — 191 с.
- Конституционные основы правосудия в СССР / Ларин А. М., Мельников А. А., Петрухин И. Л., Савицкий В. М., и др.; под ред. В. М. Савицкого. — М.: Наука, 1981. — 360 c.
- Тугутов Б. А. Функции прокурора на судебных стадиях уголовного процесса: дис. … канд. юрид. наук / Московский госуниверситет им. М. В. Ломоносова. — М., 2014. — 186 с.