В статье рассматриваются основные педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических игр, рассматриваются какие именно игры, целесообразно использовать на разном педагогическом этапе.
Ключевые слова: лексическая сторона речи, словарь, педагогические условия, этапы развития словаря дошкольников
The main pedagogical conditions for the development of the dictionary of younger preschool children are discussed in the article, using didactic games, which games are considered, it is advisable to use it at different pedagogical stages.
Key words: lexical side of speech, vocabulary, pedagogical conditions, development stages of the preschool dictionary
С целью обогащения словаря детей дошкольного возраста, на каждом этапе работы целесообразно определить соответствующие педагогические условия, ведущий вид деятельности, который необходимо тесно соотносить с этапами обогащения словаря ребенка и методическими действиями взрослого.
В частности, на первом этапе — обогатительно-репродуктивном — ведущим видом деятельности, является художественно-речевая деятельность, на котором происходит погружение детей в лексику.
На этом этапе педагогическом условием, является создание положительного эмоционального фона для погружения детей в коммуникативно-речевую среду.
Ведущим видом деятельности на втором этапе — учебно-уточняющем, выступает учебно-речевая деятельность, на которой происходит ориентация дошкольников в лексическом запасе.
На втором этапе педагогическим условием выступает взаимодействие дошкольного учебного заведения с семьями в работе по развитию словаря детей. На третьем этапе — продуктивно-развивающем — ведущем является игровая деятельность, на которой происходит дифференциация слов и их активное употребление в речи. На этом этапе педагогическим условием выступает интеграция целенаправленной словарной работы в различных видах речевой деятельности (художественно-речевая, учебно-речевая, игровая).
На протяжении всех этапов работы педагогическим условием выступает, соблюдение последовательности этапов развития словаря детей (погружение, ориентация, дифференциация, активное употребление) по приоритетности индивидуальных форм словарной работы над общегрупповыми. В исследовании разработана и экспериментально проверена методика развития словаря старших дошкольников с использованием дидактических игр.
Методика представляет собой систему педагогических действий и разноуровневой организации обучения: на уровне партнерского взаимодействия «воспитатель — дети», «дети — дети», «ребенок — дети», «ребенок — родители».
На уровне создания надлежащего дидактико-методического обеспечения; на уровне внедрения поэтапной методики обучения, где каждый из этапов, имея специфическую цель и соответствующие ей содержание, методы и формы работы, выступает одновременно органической составляющей непрерывного процесса обогащения словаря.
Рассмотрим описанные этапы более подробно.
Рис. 1. Модель обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
На первом этапе — обогатительно-репродуктивном — происходит погружение дошкольников в фольклорную среду с использованием дидактических игр. В частности, дети усваивали лучшие формы литературного языка, способствовало обогащению словаря, пониманию слов, воспитывали интерес к слову. Средствами развития словаря на рассматриваемом этапе выступили такие народные игры, как «Гуси-лебеди», «Лис» и другие, театрализованные представления.
Взрослый в таком случае занимает позицию организатора речевого общения, а ребенок — позицию слушателя, собеседника, репродуктивного деятеля. Во время просмотра театрализованных представлений, чтения литературных текстов, игровых упражнений дети погружаются в коммуникативно-речевую среду.
Для реализации первого этапа подобраны соответствующий дидактико-методическое сопровождение, в том числе: игровые упражнения («Лото-рисунки», «В ресторане»), просмотр театрализованных представлений, упражнения («Подумай», «Сказки», «Цветы», «Чужие и родные слова», «Мы — повара», «Путешествие «Поиграем с игрушками») чтение литературных текстов. Предложенное дидактико-методическое сопровождение способствует развитию интереса дошкольников к содержанию слова, инициативности словоупотребления, стремление к словообразованию и словоизменению. По завершении первого этапа работы прогнозируется такой результат: воспитание устойчивого интереса к содержанию слова, инициативность словоупотребления, умение изменять предложенные слова и создавать собственные.
На втором этапе — учебно-уточняющем — происходит ориентация ребенка в словарном запасе и дифференциация в учебно-речевую деятельность, что позволяет дошкольникам систематизировать словарь, обеспечивает усвоения синонимов, антонимов, многозначных слов. Из числа методов и приемов на втором этапе работы подобраны такие способы: лексические упражнения, дидактические словесные игры, комментируемое рисование. Позиции педагога и ребенка были такими: воспитатель — координатор, инициатор; ребенок — участник общения.
Во время выполнения упражнений на создание смысловых оттенков значений слов (существительных, глаголов, прилагательных), подбор антонимов, синонимов, омонимов, упражнений на развитие восприятия образного слова, занятия с отработкой понимания значения слов, следует реализовывать такое педагогическое условие, как взаимодействие детского сада с семьями в работе по обогащению активного словаря детей. Дидактико-методическое обеспечение на втором этапе — словесные упражнения («Спроси — ответь», «Наоборот», «Пословицы», «Угадай», «Похожие слова», «Объясни», «Интересные стихи», «Народный календарь», «Выбери») игровые упражнения («Слова-враги», «Опиши героя сказки», «Тематические группы»), которые способствуют развитию точности словоупотребления; увеличению количества и качества слов; пониманию слов и умению их объяснить. Конечным результатом словарной работы на втором этапе предполагается уместное употребление слов разных частей речи в собственной речи; понимание значения слов разных частей речи, умение их объяснить.
Третий этап — продуктивно-развивающий — предусматривает активное употребление слов в нестимулированной речи ребенка. Методами и приемами работы выступает: лексические упражнения, дидактические словесные игры, проектирование; средствами — сюжетно-ролевые игры. Воспитатель и дети общаются как равноправные партнеры. На данном этапе целесообразно использовать такое педагогическое условие, как интеграция целенаправленной словарной работы в различных видах речевой деятельности (художественно-речевая, учебно-речевая, игровая).
Внедрение описанного педагогического условия происходит во время ввода в речь детей образных выражений, поговорок, пословиц, экспрессивной лексики. Усвоенные и уточненные в учебно-речевой деятельности слова дошкольники дифференцировали в художественно-речевой деятельности, активно употребляя в игровой деятельности. Дидактико-методическим сопровождением были игровые упражнения («Замены», «Сравни — скажи», «Объясни образные выражения», «Отгадай загадки», «Как ты понимаешь», «Опиши осень», «Наведи пример», «Подумай»), игры («Назови три предмета», «Пейзаж», «Сделай книжку-раскраску», «Нарисуй и расскажи» «Дополни», «Слова-приятели», «Представь»), сюжетно-ролевая игра «Магазин», полилоги «Профессия родителей», «На день рождении»).
Предложенное дидактико-методическое сопровождение способствуют формированию взаимооценки и самооценки правильности употребления лексики. Кроме того, старшие дошкольники в таких условиях принимают активное участие в общении на правах равноправных собеседников, что способствует активизации словаря, умению отстаивать свою позицию. Беседа детей в таких условиях будет проходить в непринужденной, спокойной атмосфере, в которой они смогут обмениваться репликами и вопросами. Отметим, что значительное количество детей будут пытаться оценить высказывания партнеров. По завершении третьего этапа работы воспитатель может прогнозировать достижения такого результата: употребление в собственной речи образных выражений, поговорок, пословиц, экспрессивной лексики; сформированность самооценки и взаимооценки правильности употребления лексики.
Литература:
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — Академия. — 2000. — 400 с.
- Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5–6 летних детей с общим недоразвитием речи / А. И. Баева. — Логопед. — 2009. — № 2. — 43с.
- Белая К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. /К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2014–128 с. 6.
- Будже Т. А. и др. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. — М.: Московский центр качества образования, 2014. — 160 с.
- Белошистая А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. — 2010. — № 2. — С. 3–8.