Рассмотрены основные механизмы повышения эффективности транспортной компании (на примере Калининградской области). Обоснована необходимость последовательной, системной целевой деятельности по повышению уровня фондоотдачи. Определена значимость логистического подхода к определению наиболее эффективных средств доставки.
Ключевые слова: логистика, факторы, транспорт, грузы, фондоотдача
The main mechanisms for increasing the efficiency of the transport company (on the example of the Kaliningrad region) are considered. The necessity of a consistent, systematic target-oriented activity to increase the level of return on assets is substantiated. The importance of the logistics approach to determining the most effective means of delivery is determined.
Keywords: logistics, factors, transport, cargo, capital productivity
В качестве некоторой отправной точки при рассмотрении очерченного тематического поля статьи, определим те условия, которые являются средой для транспортных компаний Калининградской области.
Калининград (до 4 июля 1946 года — Кёнигсберг) — самый западный город в РФ, административный центр Калининградской области.
Калининград находится на обоих берегах реки Преголи недалеко от её впадения в Калининградский залив Балтийского моря.
Рельеф местности преимущественно равнинный, однако северная часть города находится на более высоком берегу.
Калининград является важнейшим узлом автодорог, в числе которых назовем следующие автодороги, подходящие к городу:
– А229 Калининград — Черняховск — литовская граница (на Минск).
– А194 Калининград — Ладушкин — Мамоново — польская граница (на Эльблонг).
– Калининград — Полесск — Большаково (далее в Советск.
– Калининград — Зеленоградск (далее по Куршской косе на Ниду и Клайпеду).
– Калининград — Приморск — Балтийск.
– Калининград — Багратионовск — польская граница (далее в Ольштын).
Также следует отметить, что в 2008 году было начато строительство автомагистрали «Приморское кольцо», которая связала территорию города со Светлогорском, Пионерским, Зеленоградском, Балтийском, Светлым и международным аэропортом Храброво. Проект был завершен в 2012 году.
Калининград «опоясан» окружной автомобильной дорогой, однако на западе, по причине отсутствия перехода через Калининградский залив, данное дорожное кольцо дороги не замкнуто.
Исключительную важность в контексте рассмотрения транспортной системы города, отметим, что именно в Калининграде расположен самый западный и единственный незамерзающий порт России и Прибалтики на Балтийском море.
Грузовые и пассажирские паромные переправы осуществляют коммуникацию порта города и аванпорт — морской порт Балтийска — с Санкт-Петербургом, портами Германии и Швеции.
Также в 24 км от города расположен аэропорт Храброво, имеющий сегодня имеет статус международного.
Таким образом, все потенциально эффективные векторы повышения уровня эффективности транспортной компании, функционирующей в Калининградской области, детерминированы необходимостью учета тех объективных условий, которые имеют место в «западном анклаве» РФ, в самой западной точке нашей страны.
Выделим в числе наиболее значимых механизмов повышения эффективности транспортной компании (на примере Калининградской области) следующие.
Во-первых, последовательная деятельность, направленная на повышение уровня фондоотдачи.
Факторами повышения фондоотдачи — как механизма оптимизации уровня эффективности транспортного предприятия Калининградской области — могут быть названы следующие:
– Последовательные процессы автоматизации
– Использование субъектом хозяйствования прогрессивных современных технологий, постоянное их развитие, обновление.
– Расширение времени работы оборудования: чем больше оно «загружено», чем больше от него «отдача» — тем ниже фондоемкость.
– Повышение степени интенсивности работы задействованных при грузоперевозках транспортных средств, что может быть достигнуто посредством использования современных методов организации и управления.
– Повышения квалификации персонала: следует отметить, что показатель производительности труда тесно и непосредственно связан с показателем фондоотдачи.
Для реализации и контроля над данными инновациями в структуре управления транспортных предприятиях Калининградской области целесообразно ввести структурную единицу- «Технико-технологический сектор», функционал которой составляла бы деятельность в контексте выше названных векторов.
Вторым — в рамках принятой нами в данной статье — механизмом повышения уровня эффективности транспортной компании, функционирующей в Калининградской области, определим необходимость проведения соответствующими субъектами рынка постоянного анализа в контексте отыскания оптимального способа доставки грузов в названную область, а также «обратного» грузового потока из нее.
Оптимальный выбор вида транспорта для доставки груза в Калининградскую область и вывоза таковых из нее — это выбор, который должен одновременно отвечать требованиям в контексте трех обособленных критериев: скорость, надежность, стоимость.
Имеют место следующие данные: в себестоимости продукта транспортная составляющая может достигать пятидесяти процентных пунктов.
Практика организации и осуществления перевозок обусловлена, кроме прочего, необходимостью учитывать географическое положение «российского анклава» на Западе и инспирированные им геополитические аспекты.
Оптимальный выбор вида транспорта для доставки груза в Калининградскую область подразумевает дифференциацию трех потенциально возможных механизмов: железнодорожный, морской, воздушный транспорт.
Систематизируем критерии выбора в рамках ниже следующей таблицы.
Таблица 1
Наиболее значимые критерии, детерминирующие уровень оптимальности доставки грузов вКалининградскую область
Критерий |
Тип транспорта |
||
Железнодорожный |
Водный |
Воздушный |
|
Скорость доставки: период, необходимый для доставки от «точки до точки» |
Средний показатель |
Минимальный показатель |
Наиболее высокий показатель |
Надежность осуществления доставки, уровень реализации графика |
Средний показатель |
Минимальный показатель |
Средний показатель |
Возможность осуществлять перевозку нестандартного груза |
Высокий показатель |
Наиболее высокий показатель |
Наиболее низкий показатель |
Количество потенциально доступных географических точек Калининградской области |
Наиболее высокий показатель |
Наиболее низкий показатель |
Средний показатель |
Стоимостной показатель: соотношение затрат, приходящихся на одну тонну груза |
Средний показатель |
Наиболее низкий показатель |
Наиболее высокий показатель |
Таким образом, оптимальный выбор вида транспорта для доставки груза в Калининградскую область подразумевает необходимость осуществления многокритериального анализа, детерминированного, характером и объемом груза, критериями скорости и стоимости.
Именно осуществление этого анализа — системно, в режиме реального времени, на постоянной основе — один из наиболее значимых факторов рассматриваемой системы.
Из второго выделенного нами фактора допустимо дифференцировать третий.
Оптимальный выбор вида транспорта для доставки груза в Калининградскую область — в контексте выше означенных вариантов — обнаруживает эффективным использование такого инструментария логистики как контейнерные перевозки: это грузоперевозки разнородного инвариантного по своей структуре и свойствам продукта посредством использования стандартных контейнеров.
Они могут быть задействованы при инвариантной доставке грузов в Калининградскую область.
Особенности и преимущества контейнерных перевозок в процессе реализации комплексной логистической практики справедливо, с нашей точки зрения, определить посредством следующих аспектов.
Во-первых, использование контейнеров позволяет максимизировать виды потенциально эффективных используемых при осуществлении перевозок транспортных средств: вода, суша, воздух — груз может быть доставлен инвариантно [1, с.70].
Во-вторых, именно контейнерные воздушные перевозки позволяют минимизировать сроки доставки, однако требует задействования контейнеров, отвечающих как общим стандартам ISO, так и специализированных контейнеров ULD.
В-третьих, формирование контейнеров отправителем допускает возможность размещения в одной единице множества разнородных, мелких грузов. Это не только способствует ускорению доставки небольших, дробных, штучных грузов, но и позволяет существенно снизить трудозатраты погрузочно-разгрузочных работ.
Достигается это за счет того, что все процессы и работы происходят с единственным контейнером, наполненном различной продукцией.
В-четвертых, имеет место общемировой процесс стандартизации: повсеместное применение нашли контейнеры, отвечающие требованиям ISO. Стандартизированные контейнер позволяют использовать специализированные контейнеровозы, а также минимизировать трудозатраты и время погрузочно-разгрузочных работ посредством, к примеру, использования ричстакеров [1, с.74].
В-пятых, имеет место практика использования фитингов: эти унифицировано расположенные на контейнерах фиксаторы делают возможным перевозку вовсе не закрепленных жестким образом контейнеров.
В-шестых, возникает такое важное логистическое преимущество как минимизация периодов простоя и нерационального использования транспортных средств (достигается это также в результате оптимизации сложности и времени погрузки и разгрузки).
В-седьмых, дезактуализируется необходимость создания специфической тары для каждой обособленной партии грузов, что влечет за собой экономию материалов (гвозди, древесина и пр.).
В-восьмых, контейнерные перевозки инспирируют практику перевозок интермодальных: процесс перегрузки контейнера, к примеру, с вагона на автомобиль реализуется оперативно с использованием единственного стандартного крана.
В целом, с нашей точки зрения, использование контейнерных перевозок в практике логистики перевозок в Калининградскую область отвечает требованиям современной коммерческой деятельности и в среднесрочном временном горизонте будет только расширяться.
Таким образом, подводя некоторые итоги, сформулируем следующие аспекты.
Механизмы повышения эффективности транспортной компании (на примере Калининградской области) — инвариантны и множественны.
Вместе с тем, объективного порядка факторами в данном ключе выступают, во-первых, необходимость осуществления соответствующими субъектами деятельности по повышению уровня фондоотдачи; во-вторых, определение — в рамках каждого конкретного заказа — оптимального способа осуществления транспортировки, и, наконец, в-третьих, использование — в контексте двух выше названных аспектов — активизация использования механизмов контейнерных перевозок, которые сегодня обретают последовательно расширяющуюся значимость.
Литература:
- Панасенко Е. В. Логистика: персонал, технологии, практика. — 1-е. — Москва: Инфра-Инженерия, 2013.
- Леусский А. И., Тарасееич Л. С. Микроэкономика. — СПб.: Изд-во СПб УЭиФ, 2008.
- Электронный ресурс: http://www.klgd.ru/ Режим доступа: 21.05.2017