Правонарушения подростков остаются неизменно острой проблемой в условиях современного общества, потому что в сферы организованной преступности все больше втягивается несовершеннолетних. Уголовные и административные правонарушения несовершеннолетних опасны как для общества, так и для самой личности. Асоциальные взгляды, привычки, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к деморализации личности и как результат — к росту преступности и рецидивам. Но все же если анализировать статистические данные, то она неуклонно уменьшается: если за 2005 год количество несовершеннолетних правонарушителей составило 154734, за 2011 год этот показатель сократился до 71910, а в 2015 году — до 61833 [2].
Несовершеннолетний правонарушитель — это лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия [3].
На основе анализа литературы выделили основные причины подростковых правонарушений:
1) Кризисная экономическая ситуация в стране.
Как справедливо указывает Ю. М. Антогонян, «нельзя забывать, что бедное общество бедно и духовно, это является одной из главных причин нынешнего высокого уровня безнравственности и преступности» [1, с. 68]. Особенно неблагополучно социально-экономическое положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которой недоступны многие внешне притягательные атрибуты. Это может толкать их на совершение погромов, краж, грабежей, разбоев и хулиганских действий.
2) Криминогенность родителей.
Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4–5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.
Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее (семьи) криминогенный потенциал.
Несовершеннолетние в таких семьях воспитываются в условиях высокой криминогенной зараженности микросреды. Антиобщественное противоправное поведение родителей пагубно влияет на их физическое и нравственно-психологическое развитие, порождает обстановку нравственной безответственности, служит одной из основных причин их алкоголизма, аморального и правонарушающего поведения.
3) Возрастные особенности.
Большинство правонарушений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почте озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.
Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, импульсивность — такова поведенческая основа подросткового возраста.
4) Отрицательное влияние группы сверстников на подростка.
Главной референтой группой в подростковом возрасте является группа сверстников. Она указывает главное направление социализации подростка, но ее влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Положительная направленность может заключаться в учебной или производственной мотивации, а негативная — в злоупотреблении психоактивными веществами, пьянстве, хулиганстве и воровстве.
5) Влияние СМИ на подростковые правонарушения.
Средства массовой информации занимают особое место в современном обществе. Оно влияет на все сферы личности, в том числе и на становление личности подростка. СМИ имеет как отрицательные, так и положительные стороны. К сожалению, в последнее время СМИ демонстрирует только пошлость, насилие, жестокость, которое может привести к формированию антисоциальной направленности личности.
Антисоциальная направленность личности, как правило, порождает состояние противоправности.
На основе данных причин можно выделить основные характеристики несовершеннолетних правонарушителей, а именно:
‒ постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т. д.);
‒ следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участите в азартных играх;
‒ бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;
‒ ранние половые связи, половая распущенность;
‒ систематическое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, грубости, актов насильственного поведения;
‒ культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся в учебе, дисциплинированным поведением;
‒ привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.
Нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления влияния отделенных показателей неблагополучия семьи на формирование негативных черт у подростков. В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: «Шкала семейного окружения» (ШСО), «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП).
Шкала семейного окружения предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов.
По данной шкале были получены следующие результаты:
Рис. 1. Результаты по методике ШСО
Из рис. 1 видно, что в 27 % семей высокий уровень конфликта, в 27 % — высокий уровень контроля, у 47 % — низкие показатели морально-нравственных аспектов, у 60 % — низкие показатели интеллектуально-культурной ориентации, у 27 % семей — низкие показатели ориентации на активный отдых.
Опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
По данному опроснику были получены следующие результаты (рис. 2.):
Рис. 2. Результаты по опроснику СОП
У 40 % подростков проявилась склонность к деликвентному поведению, у 13 % — склонность к аддиктивному поведению, у 73 % подростков была выявлена склонность к агрессии и насилию, у 27 % — склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, у 20 % подростков результаты показали низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций.
Таким образом, можно сделать сравнительный анализ методик: «Шкала семейного окружения» (ШСО) и «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП).
Таблица 1
Сравнительный анализ методик ШСО иСОП
№группы испытуемых (семьи) |
ШСО |
СОП |
1 |
Высокий уровень организации, низкие показатели интеллектуально — культурная ориентация и сплоченность. |
Склонность к деликвентному поведению, склонность к агрессии и насилию. |
2 |
Высокий уровень конфликта, низкие показатели морально — нравственных аспектов. |
Склонность к деликвентному поведению, склонность к агрессии и насилию |
3 |
Низкий уровень морально — нравственных аспектов, низкий уровень контроля. |
Склонность к агрессии и насилию |
4 |
Высокий уровень сплоченности, организации и экспрессивности. |
Склонности к аддиктивному поведению, склонности к преодолению норм и правил |
5 |
Высокий показатель контроля, низкий показатель интеллектуально-культурной ориентации и ориентации на активный отдых. |
Низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций |
6 |
Высокий уровень конфликта и низкий процент интеллектуально — культурной ориентации. |
Склонности к деликвентному поведению, Низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций |
7 |
Низкий уровень ориентации на активный отдых и морально — нравственные аспекты, высокий уровень контроля. |
Низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций, склонности к агрессии и насилию |
8 |
низкий уровень морально — нравственных аспектов, конфликтов, низкий уровень контроля. |
Склонность к деликвентному поведению |
9 |
Высокий уровень организации, низкие показатели интеллектуально- культурная ориентация и сплоченность. |
Склонность к преодолению норм и правил, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
10 |
Высокий уровень конфликта и независимости, низкий уровень интеллектуально- культурной ориентации. |
Склонность к деликвентному поведению, склонность к агрессии и насилию |
11 |
Высокий уровень ориентации на достижения, низкие показатели контроля и ориентации на активный отдых. |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к деликвентному поведению |
12 |
Высокие показатели контроля, конфликта, низкие морально нравственные аспекты. |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
13 |
Высокий показатель организации, контроля, низкий ориентация на активный отдых. |
Склонности к деликвентному поведению |
14 |
Низкий уровень морально — нравственных аспектов, низкий уровень контроля. |
Склонности к агрессии и насилию, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
15 |
Высокий показатель контроля, низкий показатель интеллектуально-культурной ориентации. |
Склонности к агрессии и насилию, склонности к аддиктивному поведению |
В соответствии с данными, приведенными в таблице 1 можно сделать вывод, что для детей, у которых преобладают низкие показатели морально- нравственных аспектов и низкие показатели интеллектуально-культурной ориентации, характерны такие черты, как агрессия и насилие и они склонны к делинквентному поведению (80 %). В семьях, где высокий уровень конфликта, высокий уровень контроля, низкие показатели на активный отдых, детям свойственные такие черты, как низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций и они так же склонные к делинкветному поведению (60 %).
Таким образом, при работе с детьми из неблагополучных семей в направлении профилактики правонарушений необходимо ориентироваться на формирование позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению, повышение правовой грамотности, усвоение знаний о способах сохранения здоровья, совершенствования коммуникативных навыков
Работа должна проводиться не только с подростками, но и их семьями, т. к. в данном случае семья является катализатором формирования негативных черт у подростков.
Литература:
- Е. В. Новикова Семья и формирование личности/ Новикова Н. В. — М.: Просвещение, 2013. — 156- 180 с.
- Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru) (Дата обращения: 11.11.2016)
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (http://base.garant.ru/12116087/#ixzz4heD4t9tt)