Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 30.05.2017

Статья просмотрена: 1029 раз

Библиографическое описание:

Холмирзаева, Ш. М. Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова / Ш. М. Холмирзаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43803/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается определение понятия мюзикл, краткая история развития жанра за рубежом и в нашей стране, приводится анализ некоторых постановок Каприелова, имеющих непосредственное отношение к жанру мюзикл.

Ключевые слова: мюзикл, развитие театрального процесса, музыкальная комедия, оперетта, режиссерское искусство

Мюзикл является производной от американской и европейской оперетты, в свою очередь, оперетта не что иное, как уменьшительное от термина “опера”. Оперетта в театральных кругах считается развлекательным жанром, но, как зачастую показывает режиссерская практика, оперетта довольна сложна в реализации и требует особого образования, знаний и навыков не только от режиссера, но и от всех участников театральной постановки.

Жанр мюзикла, скорее, представляет собой исключение из правил, традиций и канонов, призванное расширить границы фантазии и обогатить выразительные средства театрального искусства для наиболее эффективного влияния на зрительскую аудиторию. “Мюзикл — музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства” [1]. В жанре мюзикла гармонично сочетаются диалоги, музыка, шоу-программа, песни и, конечно же, одну из главных ролей играет хореография. Мюзиклу присущи особенная динамичность действия, разнообразие музыкальных форм и драматическое противоречие.

Прототипами мюзикла явились такие легкие жанры, как шоу варьете, драматические интерлюдии, французский балет. “В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка “Black Crook”, где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра” [1].

Мюзикл получил широкое распространение в начале 20 века. Возникнув в Соединенных штатах Америки, он быстро охватил Англию и другие европейские страны, а затем и весь мир. Полноценное формирование мюзикла как жанра завершилось к 20–30 годам прошлого века. Основой для сюжета многих мюзиклов стали произведения драматургов с мировым именем — Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Вольтер, Бернард Шоу и другие.

“Среди американских мюзиклов особой известностью до сих пор пользуются «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна 50-х годов, а также рок-опера конца 60-х годов «Иисус Христос — суперзвезда» Э. Уэббера. Чертами мюзикла отмечены некоторые музыкальные комедии русских композиторов Г. Гладкова, А. Колкера, Е. Птичкина. К лучшим мюзиклам можно отнести «Юнону и Авось» А. Рыбникова и «Обыкновенное чудо» Г. Гладкова” [2].

Развитие жанра мюзикл в Узбекистане связано с именем известного театрального режиссера и Заслуженного работника культуры Сергея Сергеевича Каприелова. Талантливый режиссер, работавший во многих крупнейших театрах Узбекистана, по праву считается новатором, основателем жанра мюзикл в нашей стране. Достаточно долгое время, по меньшей мере, полвека, Сергей Каприелов известен как один из тех немногих мастеров, чьи работы задают тон сценическому искусству. Годы идут, обойма фамилий лидирующих режиссеров пополняется и меняется, язык сцены видоизменяется, но искусство Каприелова по-прежнему в центре всеобщего внимания, и практически каждая его премьера — значительное событие в театральной жизни столицы. Сергей Сергеевич умеет академическую приверженность традиции в меру приправить перцем новаторства. В каждом очередном его спектакле есть волнующий привкус опасности, риска, есть азарт и особый, свойственный лишь этому режиссеру опыт и видение, результатов, которые заранее предвидеть невозможно.

Благодаря своему двойному, гармонично сочетающемуся — музыкальному и режиссерскому — образованию Каприелову удалось влиться в театральный процесс Узбекистана и снискать себе славу режиссера-новатора, режиссера, имеющего свой индивидуальный и неповторимый взгляд на этот мир, режиссера, идущего в ногу со временем. Как признается сам Каприелов в интервью одной из местных газет: «У нас, к сожалению, не готовят режиссеров музыкального театра. После окончания музыкального училища имени Хамзы по классу «хоровое дирижирование» я поступил в Ташкентский театрально-художественный институт на режиссуру и окончил его как режиссер драмы. Но так как я имею музыкальное образование — мне легче работать в этой сфере» [3, с. 13].

Гармоничное развитие своей личности и постоянный интерес ко всему окружающему помогли Сергею Сергеевичу начать профессиональную деятельность сначала в Челябинском областном драматическом театре, затем в Государственном академическом театре драмы имени Хамзы (ныне Национальный Академический Драматический Театр Узбекистана), в котором он проработал более 15 лет и осуществил постановку спектаклей: «Король Лир» У. Шекспира, «Пропасть» Х. Хайруллаева и другие. За свой долгий творческий путь Каприелову довелось побывать главным режиссером Самаркандского областного театра имени Чехова, стажироваться в Московском театре сатиры. В целом режиссером было поставлено более 60 спектаклей различного жанра. Но более всего в данной статье освещается тот период его творчества, когда он работал художественным руководителем и главным режиссером Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана.

Этот период начинается в 2008 году, когда Каприелов назначается на должность художественного руководителя Театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана. С харизматичным режиссером и талантливым руководителем многие связывают начало развития процесса репертуарного обновления, омоложения творческого коллектива и штата работников театра и, главным образом, разработку и внедрение в репертуар нового для нашего театрального искусства, ранее неисследованного и нереализованного жанрового направления — мюзикл.

«За время работы в театре им поставлены и с успехом идут заново восстановленные такие спектакли как «Сильва» (И. Кальман), «Свадьба Кречинского» (А. Колкер), «Аршин Мал Алан» (У. Гаджибеков), «А у нас во дворе», «Снимается кино», или «А у нас во дворе — 2» (спектакль-концерт), «Эхо любви» по сценарию В. Вавиловой (музыка и тексты песен Салиха Абсалямова), «Двадцатилетние.uz» (У. Салихов), «Любовь в стиле блюз» (В. Сапаров)» [2].

В режиссерском искусстве Каприелова отчетливо проступают и год от года накапливаются признаки совершенно самобытного дарования, характерные черты большого сценического стиля, отмеченного печатью мощной и оригинальной личности художника. За внешней переменчивостью и несхожестью отдельных спектаклей угадывается упрямое постоянство движения, отличающее художественного руководителя театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана от великих учителей и самых прославленных современников.

Например, в мюзикле «Любовь в стиле блюз», представленном на суд зрителей в 2013 году и инсценированном по мотивам рассказов американского писателя О. Генри, раскрывается тема поиска родственной души, тепла и любви, даже если все это обретается вопреки преградам и чрезвычайным обстоятельствам.

«Старшее поколение помнит удачную советскую черно-белую экранизацию одного из рассказов О. Генри «Деловые люди». Вор в блестящем исполнении Ю. Никулина ночью проникает в квартиру старого одинокого обывателя (эту роль превосходно играет Э. Плятт) с целью ограбить его. По ходу развития сюжета в момент кульминации грабитель узнает, что объект его злых намерений страдает таким же недугом, как и он, — ревматизмом. Вот тогда происходит катарсис — очищение совести. Оба соперника — злоумышленник и потенциальная жертва — неожиданно становятся закадычными друзьями на почве взаимного понимания чужой боли и одиночества» [2].

Однако Сергей Сергеевич Каприелов избрал совершенно иной нестандартный подход к трактовке исходного материала, и теперь на сцене перед зрителями предстают персонажи с чисто, казалось бы, отрицательной характеристикой, личности, подверженные социальной девиации. Главными героями его мюзикла «Любовь в стиле блюз» становятся уголовник и девушка легкого поведения, которые через обретение своей любви, очищаются и избавляются от порочного прошлого, начиная свое будущее с чистого листа.

Особое значение имеет для развития театрального искусства Узбекистана в целом и жанра мюзикл в частности, театральная постановка театра музыкальной комедии (оперетты) «12 стульев». Данный роман, имеющий бесчисленное количество театральных постановок по всему миру, экранизаций и переработок, давно считается культовым и достаточно сложным по структуре и исполнению.

В интервью одной газеты Каприелов делится информацией о премьере новой постановки: «Сюжет нашего мюзикла — это истории двух аферистов, пустившихся на поиски бриллиантов мадам Петуховой. Однажды размеренный ход жизни сына предводителя дворянства Воробьянинова был нарушен — умирающая теща поведала ему об огромном богатстве, спрятанном ею в один из стульев гостиного гарнитура. Воробьянинов тут же бросается на поиски вместе со случайно встреченным им любителем приключений и денежных знаков Остапом Бендером. Сокровище найти будет нелегко, но обуянные страстью к богатству Бендер и Воробьянинов не остановятся ни перед чем…» [4].

Особую атмосферу постановке театра оперетты придавало художественное оформление спектакля. Традиционно зрительный зал и часть зала перед сценой украшались уличными транспарантами, афишами, плакатами с лозунгами, соответствующими духу того времени, в котором создавался первоисточник, что в, свою очередь, помогло постановщикам мюзикла направить зрителя в нужное русло.

Режиссеру и актерскому коллективу удалось создать яркое музыкальное произведение полное художественных открытий и новшеств, изобилующее увлекательными образами героев романа Ильфа и Петрова, полноценно раскрывающее главный замысел авторов.

Развитию жанра мюзикл в нашей стране предшествует долгий исторический путь, связанный с взлетами и падениями, экспериментами и достижениями многих поколений режиссеров и актеров (в том числе творческого коллектива Музыкального театра имени Мукими). Формирование жанров музыкальной драмы и комедии в Узбекистане заложило прочный фундамент для появления их производной — мюзикла.

Зарождение мюзикла было продиктовано требованиями времени и самой историей театрального искусства Узбекистана (до момента создания С. С. Каприеловым в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) спектаклей в жанре мюзикл, театральная история нашей страны не располагает данными о подобных инсценировках). Надеемся, что творческие достижения Каприелова не канут в лету, а станут примером для новых творений последующих поколений режиссеров.

Литература:

  1. Мюзикл // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9C %D1 %8E %D0 %B7 %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %BB (дата обращения: 11.05.2017).
  2. Багдасарова Г. Театр — это жизнь // Близкое эхо. URL: http://guarik-guhar.blogspot.com/2013/03/blog-post_17.html (дата обращения: 11.05.2017).
  3. Анастасия Прядкина. Сергей Каприелов: «Оперетта — легкий жанр, который дается непросто» // На досуге. — 2014. — № 24. — С. 12–13.
  4. Багдасарова Г. Легенда о великом комбинаторе на сцене театра оперетты // Близкое Эхо. URL: http://guarik-guhar.blogspot.com/2016/10/blog-post_24.html (дата обращения: 16.05.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): мюзикл, музыкальная комедия, Узбекистан, оперетта, режиссер, театральное искусство Узбекистана, главный режиссер, Государственный театр, режиссерское искусство, творческий коллектив.


Ключевые слова

мюзикл, развитие театрального процесса, музыкальная комедия, оперетта, режиссерское искусство

Похожие статьи

Формирование и ступени развития узбекского театра одного актёра

Это статья про явление и формирование театра одного актёра в Узбекистане. В статье описывается становление театрального искусства в Узбекистане, жанры и стили в традиционном узбекском театре. Кроме того, в статье рассказывается об узбекских актёрах и...

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Оспаривание первичности драматургии в современном режиссерском театре

В данной статье рассматривается доминанта режиссуры в современном театральном процессе создания спектакля, а также исследуется отражение режиссерской судьбы в спектакле.

Основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века и их влияние на изобразительное искусство алтайских художников. Часть 2

В данной статье раскрываются основные этапы становления и развития изобразительного искусства на Алтае в исследуемый период времени; выявляется основной творческий метод в жанрах алтайского изобразительного искусства- реализм, несмотря на влияние раз...

Из истории взаимосвязи кино и телевидения Узбекистана

В статье приводятся причины появления и развития телевизионного кино, анализируется природа взаимосвязи двух экранных искусств — кинематографа и телевидения. Прослеживаются этапы и особенности становления телевизионного фильма Узбекистана.

Роль плаката в современном мире

Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социально...

Период становления в творчестве А. А. Вербицкой: от беллетристики к массовой литературе

В статье приводится периодизация творчества А. А. Вербицкой, дается характеристика раннего периода ее писательской карьеры. В настоящем исследовании систематизируются сведения, которые не могли быть достоянием широкой общественности на протяжении поч...

Роль живописи в интерьерном дизайне современного Томска

В статье прослеживается эволюция понимания живописи для интерьеров Томска: от представления картины как символического статуса и принадлежности к определенному общественному классу до элемента декоративного украшения в помещении. Эксплицируется истор...

Развитие принципа справедливости в уголовном праве России в XX в.

В данной статье рассматриваются особенности развития принципа справедливости в головном праве России в XX в. Автор прослеживает возникновение данной категории в трудах Аристотеля и соотносит ее с современным уголовным законодательством. В статье дает...

Похожие статьи

Формирование и ступени развития узбекского театра одного актёра

Это статья про явление и формирование театра одного актёра в Узбекистане. В статье описывается становление театрального искусства в Узбекистане, жанры и стили в традиционном узбекском театре. Кроме того, в статье рассказывается об узбекских актёрах и...

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Оспаривание первичности драматургии в современном режиссерском театре

В данной статье рассматривается доминанта режиссуры в современном театральном процессе создания спектакля, а также исследуется отражение режиссерской судьбы в спектакле.

Основные направления стилей и течений в искусстве России во второй половине ХХ века и их влияние на изобразительное искусство алтайских художников. Часть 2

В данной статье раскрываются основные этапы становления и развития изобразительного искусства на Алтае в исследуемый период времени; выявляется основной творческий метод в жанрах алтайского изобразительного искусства- реализм, несмотря на влияние раз...

Из истории взаимосвязи кино и телевидения Узбекистана

В статье приводятся причины появления и развития телевизионного кино, анализируется природа взаимосвязи двух экранных искусств — кинематографа и телевидения. Прослеживаются этапы и особенности становления телевизионного фильма Узбекистана.

Роль плаката в современном мире

Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социально...

Период становления в творчестве А. А. Вербицкой: от беллетристики к массовой литературе

В статье приводится периодизация творчества А. А. Вербицкой, дается характеристика раннего периода ее писательской карьеры. В настоящем исследовании систематизируются сведения, которые не могли быть достоянием широкой общественности на протяжении поч...

Роль живописи в интерьерном дизайне современного Томска

В статье прослеживается эволюция понимания живописи для интерьеров Томска: от представления картины как символического статуса и принадлежности к определенному общественному классу до элемента декоративного украшения в помещении. Эксплицируется истор...

Развитие принципа справедливости в уголовном праве России в XX в.

В данной статье рассматриваются особенности развития принципа справедливости в головном праве России в XX в. Автор прослеживает возникновение данной категории в трудах Аристотеля и соотносит ее с современным уголовным законодательством. В статье дает...

Задать вопрос