Статья посвящена анализу содержания понятия государственной защиты участников уголовно-процессуальных правоотношений. Автор раскрывает нормативную основу института государственной защиты; обозначает круг лиц, в отношении которых могут применяться меры безопасности.
Ключевые слова: государственная защита, уголовный процесс, подозреваемый, обвиняемый, безопасность, мера безопасности
The article is devoted to the analysis of maintenance of a concept of the state protection of participants of criminal procedure legal relationship. The author opens a standard basis of institute of the state protection and designates a circle of people to which security measures can be applied.
Keywords: state protection, criminal procedure, suspect, defendant, safety, security measure
Уголовное судопроизводство своим назначением имеет законодательно определенные положения о защите прав и интересов организаций, потерпевших от преступлений, а также о защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). Первостепенный ориентир на защиту прав потерпевших и исключение уголовного преследования невиновных не означает безразличное отношение государства к иным лицам, по тем или иным причинам вовлекаем в уголовно-процессуальную орбиту.
Анализ нормативных источников и научной литературы позволяет сделать вывод о том, что приблизительно до 1990 г. специальных фундаментальных научных исследований непосредственно проблематики осуществления государственной защиты участников уголовного судопроизводства, в нашей стране не осуществлялось [1, с. 18]. Только с последнего десятилетия ХХ века начали появляться доктринальные разработки в области данной проблематики. Это было обусловлено социально-экономическими и политическими изменениями, произошедшими в России, которые вызвали всплеск организованной преступности, создания преступных сообществ. В свою очередь, появилось значительное число случаев противоправного воздействия на участников уголовного судопроизводства. В этой связи появились первые научные работы [2, с. 24–26], в которых был дан анализ следственно-судебной практики, включавшей в себя ситуации, в которых возникала объективная необходимость в обеспечении государственной защиты участников уголовного судопроизводства.
За минувшую четверть века накоплен довольно большой объем материала как теоретического, так и прикладного характера. Ученые-процессуалисты, представляя результаты проведенных исследований [3, c. 30], обращают внимание на формирование за этот период в отечественном законодательстве нового института государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Нормы, которые входят в него, устанавливают систему гарантий наиболее важных прав и свобод личности, направлены на создание механизмов обеспечения безопасности всех субъектов уголовно-процессуальных правоотношений.
Нормативной основой применения мер защиты и обеспечения государственной безопасности лиц, участвующих в производстве по уголовному делу, в первую очередь, является Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [4, с. 1–29] (далее — Закон о государственной защите). Во исполнение данного закона был принят ряд подзаконных актов, конкретизирующих и дополняющих его положения. Особо следует выделить Государственную программу «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014–2018 годы», утвержденную Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2013 года № 586 [5, с. 3], которая стала третьей, реализуемой в РФ с 2006 года [6, с. 4]. Объем финансового обеспечения реализации Программы на 2014–2018 годы за счет средств федерального бюджета составляет 1405,55 млн рублей, в том числе: в 2014 году — 281,11 млн рублей; в 2015 году — 281,11 млн рублей; в 2016 году — 281,11 млн рублей; в 2017 году — 281,11 млн рублей; в 2018 году — 281,11 млн рублей.
Государственная защита участников уголовного судопроизводства нормативно определяется через категорию меры безопасности, перечень которых нормативно установлен, а также меры социальной поддержки. Меры безопасности нацелены на защиту жизни, здоровья участников уголовного судопроизводства, а также на защиту их имущества. Меры безопасности и меры социальной поддержки применяются в связи с вовлечением граждан в сферу уголовного судопроизводства по решению компетентных государственных органов, к числу которых относятся суд (судья), прокурор, начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.
Защита участников уголовного судопроизводства предполагает обязанность уполномоченных органов и их должностных лиц применять меры безопасности, предусмотренные УПК РФ. Так, ч. 3 ст. 11 в системной связи с ч. 9 ст. 166 УПК РФ устанавливает возможность использование псевдонима участника следственного действия и неразглашение данных о его личности, а ч. 5 ст. 278 допускает проведение допроса в условиях, исключающих визуальное наблюдение. По правилам ч. 2 ст. 16 УПК РФ по письменному заявлению защищаемого лица допускается осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров. Согласно ч. 8 ст. 193 УПК РФ безопасность опознающего обеспечивается предъявлением ему опознаваемого в условиях, исключающих визуальное наблюдение последним первого. Наконец, интересами защиты личности может быть обусловлено проведение судебного разбирательства в закрытом режиме в порядке ч. 2 ст. 241 УПК РФ.
Закон о государственной защите указывает на возможность применения в отношении защищаемого лица таких мер безопасности, как охрана данного участника судопроизводства, охрана его жилища или иного имущества, выдача спецсредств индивидуальной защиты, постоянная перемена места жительства либо временное перемещение в безопасное место, дополнительные меры безопасности лица, которое заключено под стражу, включая перевод его в другое учреждение уголовно-исполнительной системы, и ряд других.
Таким образом, в современных условиях на обеспечение безопасности субъектов уголовно-процессуальных отношений нацелено применение органами государственной власти как процессуальных, так и непроцессуальных мер государственной защиты.
Заметим, что закрепленные в УПК РФ меры безопасности отнюдь не всегда могут обеспечить эффективную защиту лиц, содействующих органам предварительного расследования и органам, осуществляющим правосудие. Одновременно с этим практические работники при использовании указанных мер сталкиваются с проблемами, сопряженными с отсутствием единого подхода к обеспечению безопасности защищаемых лиц.
Решение о предоставлении государственной защиты субъектам уголовно-процессуальных правоотношений принимается на основании сведений о наличии угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества вследствие его участия в уголовном судопроизводстве. При этом угроза должна быть реальной.
К числу субъектов, в отношении которых могут быть применены меры безопасности, в силу прямого указания Закона о государственной защите, относятся подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено.
Более того, ч. 2 ст. 317.9 УПК РФ устанавливает, что правила осуществления государственной защиты участников уголовного судопроизводства, закрепленные данным законом, в полной мере распространяются на подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.
Право субъектов уголовно-процессуальных правоотношений на безопасность является относительно новым институтом российского законодательства. Обеспечение безопасности в сложившемся в настоящее время понимании определяется как система мер, применяемых компетентными государственными органами и должностными лицами при осуществлении предварительного расследования по уголовному делу, а также при его рассмотрении судом в отношении участников процесса. Соответственно право на безопасность — это гарантированная законом возможность притязать на применение государством соответствующих мер по физической защите нуждающегося в ней лица в ходе производства по уголовному делу.
Принципами, которые положены в основу концепции обеспечения государственной защиты, являются законность, уважение прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц. Отдельно необходимо отметить прокурорский надзор и ведомственный контроль за данной деятельностью. Применение мер государственной защиты в отношении субъектов уголовного судопроизводства может быть постоянным, временным либо носить разовый характер. Такое непостоянство может выражаться в изменении принятой меры защиты, в ее дополнении или разграничении как по сфере воздействия, так и по способу применения. Государственная защита субъектов уголовно-процессуальных правоотношений, содействующих правосудию, является одной из важнейших гарантий в системе мер, обеспечивающих права и свободы человека в уголовном судопроизводстве.
Литература:
- Зайцев О. А. Степень научной разработанности проблем государственной защиты участников уголовного судопроизводства в российской федерации // Уголовная юстиция. 2014. № 2. С. 18.
- Катков С. А. Проблемы предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных участниками преступных структур // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. М., 1994. Вып. 1. С. 73−76; Данилова Р. В., Новоселов С. А. Противодействие расследованию по делам об организованной преступной деятельности // Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации. М., 1996. С. 24–26.
- Дмитриева А. А. Теоретическая модель безопасного участия личности в российском уголовном судопроизводстве. Автореф. дис. докт. юрид. наук: 12.00.09 — уголовный процесс. М., 2017; Абрамов А. Б. Проблемы соотношения прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля обеспечения безопасности личности в современном российском уголовном судопроизводстве: Автореф. дис..канд. юр. наук., М., 2013; Скрипилев А. Г. Применение, изменение и отмена мер безопасности участников российского уголовного судопроизводства: Дис. канд. юр. наук. М., 2013. Саморока В. А., Бекетов М. Ю. Вопросы организации взаимодействия подразделений государственной защиты и следствия по решению задач применения отдельных мер безопасности в сочетании с процессуальными способами обеспечения безопасности защищаемых лиц: методические рекомендации. М.: Московский университет МВД России, 2012 и др.
- О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 7 февраля 2017 года) // СПС КонсультантПлюс; URL: http://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212439/(дата обращения 14 апреля 2017 года).
- Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014–2018 годы»: Постановление Правительства РФ от 13 июля 2013 года № 586 (в ред. от 13 августа 2015 года) // СПС КонсультантПлюс; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149466/ (дата обращения 14 апреля 2017 года).
- Первой была Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006–2008 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2006 года № 200. В виду завершения периода действия ее сменила Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009–2013 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 года № 792.