Институт мировой юстиции зародился еще в Российской империи. Отмена крепостного права, хаотичность действовавшей судебной системы, которая была создана еще во времена Екатерины Второй, сложность самого судопроизводства, так как для разрешения дел, бумаги проходили путь через несколько ведомств, тем самым процесс увеличивался по времени и трудозатратам.
Определенное значение представляют статусу мирового судьи создатели сборника «Судебные уставы 1864 года, с изложением рассуждений, на коих они основаны»: «Согласно началам разбирательства у мирового судьи, звание его имеет великую важность в устройстве суда и судебного управления. В его лице дается местным обывателям не только ближайшее средство для разрешения пререканий о праве в делах, требующих прежде всего скорого решения на месте и наглядного знания местных обстоятельств и отношений, но вместе с тем и посредник для соглашения требований, которые весьма часто только в начале своем кажутся противоположными, но, возникая из взаимных недоразумений, могут быть соглашены разъяснением этих недоразумений, при посредстве лица, пользующегося доверием обеих сторон» [6].
На сегодняшний день, мировые суды активные участники осуществления правосудия в Российской Федерации. Однако мировые судьи рассматривают не все категории дел, а лишь те, что определенны процессуальными нормативно-правовыми актами, такими как: Уголовно — процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс. Для примера, в гражданском праве к категории дел, разрешаемыми мировыми судьями относятся: выдача судебного приказа, дела о расторжение брака, дела об определении порядка пользования имуществом, дела по имущественным спорам, с суммой иска не превышающих 50 тысяч рублей и другие.
Анализирую данные категории дел, делаешь однозначный вывод, что мировая юстиция своей деятельностью разгружает районные суды. Ведь основная проблема районных судов — это загруженность и перенапряженность. Поэтому мировые суды и нужны, рассматривая более простые, бытовые дела.
Помимо категорий дел, существует и отличие в обеспечении их деятельности, в отличие от районных судов.
Так, согласно Федеральному закону "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.1998 N 188-ФЗ Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации [1]. Финансовое обеспечение, назначение на должность, меры социальной поддержки, материально-техническое обеспечение осуществляются за счет средств субъекта Российской Федерации.
В настоящее время на территории Хабаровского края осуществляют свою деятельность 75 мировых участка. Согласно Постановлению Правительства Хабаровского края от 15.11.2006 N 172-пр (ред. от 18.11.2009) "Об утверждении структуры аппарата мировых судей Хабаровского края" аппарат суда представлен в виде секретаря судебного заседания, секретаря суд, помощника судьи. Обеспечение их деятельность полностью осуществляется за счет средств Хабаровского края, так же как и мировых судей.
В Хабаровском крае уполномоченный орган, организовывающий работу мировых участков, является Комитет Правительства края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий. В задачи данного комитета входит: Организационное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, государственных нотариусов; Финансовое обеспечение органов местного самоуправления края для осуществления государственных полномочий края по применению законодательства об административных правонарушениях. Функциями данного комитета, в соответствии с Постановление Правительства Хабаровского края от 21.07.2011 N 238-пр (ред. от 07.10.2016) "Об утверждении Положения о комитете Правительства края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий" являются: обеспечение деятельности судебных участков и государственных нотариальных контор и принятие мер по ее совершенствованию; осуществление взаимодействия с различными органами государственной власти разных уровней; организация делопроизводство и архив на судебных участках края; организация проведения конкурсов в соответствии с действующим законодательством для формирования кадрового резерва и замещения вакантных должностей гражданской службы Комитета, аппарата мировых судей; осуществление в соответствии с действующим законодательством организационного обеспечения медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения работников Комитета, аппарата мировых судей; организация и осуществление материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, государственных нотариусов; осуществление планирования капитального и текущего ремонта зданий (помещений), занимаемых мировыми судьями и работниками аппарата мировых судей края, государственными нотариусами, организация своевременного и качественного проведения ремонтных работ, а также надлежащую эксплуатацию этих зданий (помещений) в соответствии с действующим законодательством; обеспечение мировых судей программными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства, делопроизводства, судебной статистики, работы архива, а также обеспечение мировых судей и государственных нотариусов информационно-правовыми программами, периодическими печатными изданиями и нормативно-справочной литературой [2].
Анализируя вышеуказанное Постановление правительства Хабаровского края, можно заметить особенность, что обеспечением деятельности судов занят орган исполнительной власти, тогда как Конституцией Российской Федерации провозглашено разделение властей и независимость судебной власти. Между тем возложение финансирования расходов и материально-техническое обеспечение на органы, относящиеся к различным ветвям государственной власти, порождает неопределенность и неоднозначность в создании условий для обеспечения правосудия, исключает единый подход в осуществлении организационного обеспечения деятельности мировых судей в различных субъектах РФ [4]. В связи с этим следует согласиться с А.А. Гравиной, выступающей за создание специальных подразделений при управлениях Судебного департамента и его территориальных органов в субъектах РФ для осуществления организационного обеспечения деятельности мировых судей [3]. Аналогичную позицию высказал и Генеральный директор Судебного департамента г. Москвы А.В. Гусев, выступая с отчетом на VII Всероссийском съезде судей о деятельности Судебного департамента при ВС РФ в 2005 — 2008 гг., где отметил существование кадровых, организационных, финансовых проблем, обусловленных сложной правовой природой института мировой юстиции, несовершенством и противоречивостью законодательной базы. Правовая неурегулированность этих вопросов приводит к тому, что два государственных органа (федеральный и субъекта РФ) вынуждены параллельно заниматься вопросами обеспечения мировых судей и отчетностью об их деятельности. Позиция Судебного департамента по данному вопросу такова: для мировых судей, входящих в единую систему судов общей юрисдикции, целесообразно иметь одну общую модель организации и обеспечения их деятельности; Судебным департаментом создан достаточный кадровый, организационный, ресурсный потенциал для решения этих вопросов [5].
Работа Комитета Правительства края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий по организации и обеспечению деятельности мировых судов строится на плановой основе и базируется на комплексе мероприятий по формированию и надлежащей постановке отдельных направлений деятельности Комитета. С целью рационального распределения функций и реализации полномочий управления разработаны структура и штатное расписание Комитета
В заключение стоит привести слова Д.А. Фурсова: «В ходе современной судебной реформы на протяжении последних полутора десятков лет наметились общие улучшения, которые создают более благоприятные условия для отправления правосудия. Качественно повысилась материально-техническая оснащенность всех судебных учреждений, улучшилось содержание судей, усилена специализация в их работе, принимаемые судебные акты имеют открытый доступ, являются общим достоянием» [7]. Исходя из этого, создается понимание, насколько важна роль именно «организатора» деятельности судов по осуществлению правосудия.
Литература:
- Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О мировых судьях в Российской Федерации"// СПС «Консультант» [сайт].URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21335/0e68c4f747fba694acde10824f7ba65720201809/ (Дата: 30.03.2017г.)
- Постановление Правительства Хабаровского края от 21.07.2011 N 238-пр (ред. от 07.10.2016) "Об утверждении Положения о комитете Правительства края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий" // СПС «Консультант»
- Гравина А.А. Правовые проблемы организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. N 4. С. 40, 41.
- Гравина А.А., Кашепов В.П., Макарова О.А. "Правовые проблемы организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации" Указ. соч. С. 113
- Отчет Генерального директора Судебного департамента А.В. Гусева VII Всероссийскому съезду судей о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2005 — 2008 годах // Российская юстиция. 2009. N 1. С. 35 — 42.
- Страхов С.Е. Особенности статуса мировых судей в дореволюционной России: расцвет и упадок // Мировой судья. 2016. № 1. С. 5 — 10.
- Фурсов Д.А., Харламова И.В. Теория правосудия в кратком трехтомном изложении по гражданским делам: В 3 т. М.: Статут, 2009. Т. 1. Теория и практика организации правосудия. С. 141, 142.