Октябрьская революция 1917 года в современном политическом дискурсе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 2556 раз

Библиографическое описание:

Юдина, А. С. Октябрьская революция 1917 года в современном политическом дискурсе / А. С. Юдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 377-380. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43837/ (дата обращения: 15.11.2024).



События октября 1917 года в нынешнем 2017 году представляются особенно актуальными. Столетие Октября — событие довольно неоднозначное, и это отражается во взглядах на его т. н. празднование. И один первых вопросов, который возникает, и вызывает длительную дискуссию. В конечном счёте, что это: столетие революции или переворота? Первоначальное наименование данных событий — «Октябрьский переворот», которое использовал В. И. Ленин, со временем приобрело отрицательное значение и вскоре трансформировалось в «Октябрьскую революцию». Несмотря на родственную этимологию данных терминов, революция является более широким, масштабным понятием, в которое встраивается понятие переворота. Революция — более длительный процесс, который влияет не только на смену элиты, но и на функционирование политических и социальных процессов [5]. Переворот, как правило, ограничивается сменой власти, может не нести впоследствии каких-либо политических преобразований в управлении и идейных изменений. В истории России есть примеры переворотов, которые были ограничены лишь сменой элит без фундаментальных изменений, тому пример — эпоха дворцовых переворотов.

Революционные события идейно и идеологически тщательно простроены, в связи с чем наполнены символами. Традиционно — это символы перемен, символы будущего. Часто в случае с Октябрьской революцией символы являлись персонифицированными в лице руководящих составов «белых» и «красных». И если в 1917 году в течение продолжительного времени после все эти персоны чётко делились на «своих-чужих», «черных-белых» (то есть «красных» и «белых»), то с течением времени, более далекого от революционных событий, риторика в отношении символических персон и события в целом претерпевала существенные изменения. Каждое десятилетие отношение к революции трансформировалось. Например, сначала героизм, проявленный в революции, не восхвалялся, считался чем-то вроде «по умолчанию» (1937 г). Затем революцию осуждали. В 1950–60-е герои революции снова «в тренде», но вскоре (1967 год) данная тенденция пошла на спад, появилась дилемма: модернизировать проект революционной памяти, предложенный Сталиным, или оставить всё, как есть, и предоставить возможность людям самостоятельно конструировать проект памяти. Бордюгов в своей книге «Октябрь. Сталин. Победа» пишет, что из двух вариантов Брежнев выбрал второй [2, С. 63]. Спустя десятилетие отношение к революции можно описать лозунгом «Победа Октября — самая великая победа 20 века» (герои — те же, враги — те же). В 1987 году миф о единстве большевиков с учётом политической обстановки неизбежно разрушается, герои меняются. Затем из публичного поля политики праздник немного уходит в тень. И только в 2007 году, пишет Бордюгов, революция снова возвращается в политическое поле России. С одной стороны, развитие политической системы (а также смена политической власти, которая часто влечет за собой использование других идейных и символических конструктов) неминуемо связано с принятием того, что конкретные действия в прошлом признаются ошибочными, в связи с чем критика революционных событий имеет логические основания. С другой стороны, с учётом установления консервативного начала как главенствующего идеологического конструкта в риторике партии власти (к/т был декларирован на 21 съезде в 2008 году), совсем избавиться от революции как символа не представляется возможным. Нынешнее старшее поколение, которое выросло на рассказах о революции живыми ее участниками, опосредовано всё еще помнит революцию и, боле того, склонно делить историю начала 20 века на «дореволюционную» и «послереволюционную» [8, С. 62]. Нынешняя власть с учетом современных идейных установок обращения к консерватизму, вынуждена обращаться к ценностным основаниям консерватизма в том числе через революцию, потому как она еще остается годовщиной-символом для одного из поколений. Теперь политический праздник Октября (который отмечается 7 ноября) в календаре фактически замещается Днем народного единства (4 ноября). Хотя, что странно, данный праздник от нынешнего поколения молодёжи, например, далек на 400 лет и не обладает символической связью с современностью.

Одним из ключевых символов Октябрьской революции является здание Эрмитажа (в частности Зимний дворец). В 1917 году разрушенное здание Зимнего дворца стало символом освобождения от монархии, восстанием рабочих, символом вычеркнутого прошлого и если не дорогой в будущее, то образом практически светлого будущего. Условно: разрушили символ монархии. Более того, акт разрушения сопровождался двумя наступлениями и дальнейшим разграблением дворца, ряд экспонатов был распродан. Для штурмующих Зимний дворец не представлял серьёзного препятствия: его обороняли только со стороны фасада. При прочих обстоятельствах, задние двери со стороны Невы были не заперты, через них проникали туда матросы, рабочие и жаждущие «хлеба и зрелищ». Эта случайная оплошность защитников Зимнего дворца впоследствии была использована в большевистской идеологии и пропаганде. Трактовалась ситуация следующим образом: «обитатели дворцовых подвалов в своей классовой ненависти к эксплуататорам», открыли-де большевикам «тайные» входы, через которые проникли агитаторы ВРК и занялись распропагандированием защитников дворца. «…то были не случайные лазутчики, а, конечно, специальные посланцы ВРК» — в таком ключе иронизирует над приёмами большевистской пропаганды один из исследователей революции 1917 года С. П. Мельгунов [4, С. 172].

Почти в конце Второй мировой войны Эрмитаж начали восстанавливать, а после победы все эвакуированные ранее ценности были возвращены, также в распоряжение музея поступили экспонаты трофейного искусства из музеев Берлина. Правда, в 1958 году по просьбе правительства ГДР данные экспонаты были возвращены. После распада СССР Эрмитаж стремительно набирал обороты по окончательному восстановлению. Спустя сто лет мы видим следующее: Эрмитаж восстановлен, функционирует как один из величайших музеев страны. И более того, в годовщину столетия революции работает экспозиция «1917: Романовы и революция».

Георгий Вилинбахов, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, комиссар выставки, отметил: «Эта экспозиция является первым шагом, первым мероприятием, посвящённым 100-летию революции. Она заставляет задуматься о событиях, которые произошли 100 лет назад, и их последствиях» [8].

«Выставка рассказывает об очень важном и интересном периоде. Для голландцев революция 1917 года — это не чисто российская история, это мировая история. И это привлекает людей», — подчеркнула Кателяйн Брурс, директор Выставочного центра «Эрмитаж — Амстердам» [8].

Политическая элита в вопросе отношения к празднованию революции, как полагается, не имеет единого мнения. По прогнозам оппозиции, власть будет разрознена в вопросе трактовки событий 1917 года, т. к. оценка «хорошо» = поощрение революции, а оценка «плохо» = осуждение советского прошлого, преемником которого является современная Россия. Все же основная тенденция — стремление к объективной оценке событий того времени. Герои больше не персонифицированы.

Достаточно интересным представляется мнение министра культуры. Владимир Мединский сформулировал «тезисы платформы национального примирения»:

1) «признание преемственности исторического развития от Российской империи через СССР к современной Российской Федерации»,

2) «осознание трагизма общественного раскола».

3) «уважение к памяти героев обеих сторон, искренне отстаивавших свои идеалы и невиновных в массовых репрессиях и военных преступлениях».

4) «осуждение идеологии революционного террора»

5) «понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных «союзников» во внутриполитической борьбе».

Выступление Мединского и предложенную «круглым столом» резолюцию стоит считать частью государственной позиции по тому, как именно трактуются противоречивые события столетней давности. Путин: «…российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий» [6]. Президент призывал не политизировать праздник и отметить его в историческом контексте. Трактовка событий Октября 1917 года в современной России сводится к максимальному нейтралитету, по крайней мере, публично это выражается именно так.

Литература:

  1. 100-летие Октябрьской революции отметят вне политики. // Известия. — [Электронный ресурс]: URL: http://izvestia.ru/news/654909 (дата обращения 20.04.2017)
  2. Бордюгов Г. А. Октябрь. Сталин. Победа. Культ юбилеев в пространстве памяти. — М.: АИРО-ХХI, 2010. — 256 с.
  3. Мединский начал подготовку к революции // Газета.Ру. — [Электронный ресурс]: URL: https://www.gazeta.ru/science/2015/05/20_a_6695345.shtml (дата обращения 20.04.2017).
  4. Мельгунов С. П. Как большевики захватили власть. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции / предисл. Ю. Н. Емельянова — М.: Айрис-пресс, 2005. — ISBN 5–8112–1311–5; 2007. — ISBN 978–5-8112–2904–8. — 640 с.
  5. Мусский И. А. 100 великих заговоров и переворотов. — [Электронный ресурс]: URL: http://fisechko.ru/100vel/zagovor/index.htm (дата обращения 20.04.2017)
  6. Обществу нужен объективный анализ событий 1917 года, считает эксперт // РИА Новости. [Электронный ресурс]: URL: https://ria.ru/society/20170106/1485202814.html (дата обращения 25.04.2017)
  7. Путин о юбилее революции: нельзя тащить расколы в сегодняшнюю жизнь http://izvestia.ru/news/648767 (дата обращения 25.04.2017).
  8. Государственный Эрмитаж. — [Электронный ресурс]: URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2017/news_15_17/?lng=ru (дата обращения 20.04.2017)
  9. Щербинин А. И. «Красный день календаря»: формирование матрицы восприятия времени в России. / Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 2 (3). 2008. С. 52–69.
Основные термины (генерируются автоматически): Зимний дворец, революция, событие, Октябрьская революция, символ, современная Россия.


Задать вопрос