Становление и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 30.05.2017

Статья просмотрена: 3237 раз

Библиографическое описание:

Раднаева, В. Х. Становление и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации / В. Х. Раднаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 233-237. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43847/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены основные этапы становления и развития системы межбюджетных отношений в Российской Федерации, дана характеристика каждого из этапов, проведен анализ и подведены итоги проводимых реформ.

Ключевые слова: бюджет, межбюджетные отношения, развитие, реформирование

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса [1].

Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности достаточно разнообразны. Они менялись в процессе формирования российской модели

бюджетного федерализма. В настоящее время опубликовано немало работ, обобщающих этапы развития межбюджетных отношений. Оценивая периоды развития межбюджетных отношений с разных позиций, большинство авторов сходятся в выделении следующих этапов (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика этапов развития межбюджетных отношений в России

Цель

Этапы

Нормативная база

Результат

1. Годы стихийной децентрализации 1991–1993 гг.

Создание новой бюджетной системы РФ.

Формирование основ межбюджетных отношений

– Закон РСФСР от 10.10.1991 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»

– Закон РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РФ»

– Постановление ВС РФ от 15.07.1992 № 3304-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу»

– Закон РФ от 15.07.1992 № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт Петербургу

– Постановление ВС РФ от 15.04.1993 № 4809-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»

– Закон РФ от 15.04.1993 № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»

Принятие законов, определяющих принципы построения бюджетной системы.

Межбюджетные отношения строились стихийно, под воздействием политических и субъективных факторов и вышли за рамки законодательного регулирования.

2. Экспериментальный бюджетный федерализм 1994 — 1996 гг.

Снижение роли государственного регулирования экономики

Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Введение единых нормативов отчислений от налогов. Расширение налоговых прав для региональных и местных органов власти.

Образование в федеральном бюджете Фонда финансовой поддержки регионов

3. Период углубления кризиса межбюджетных отношений 1997 — 1998 гг.

Преодоление кризиса межбюджетных отношений

– Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»

– Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 годах»

– «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ

Принятие законов, способствующих реформированию местных финансов.

Изменение механизмов межбюджетного регулирования.

С другой стороны, кризис межбюджетных отношений

4. Реформа становления межбюджетных отношений 1999–2000 гг.

Расширение налоговых полномочий.

Решение проблемы «нефинансируемых федеральных мандатов»

– Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

– Федеральный закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»

Осуществление перехода к новой методике распределения трансфертов. Подведение итогов инвентаризации федеральных мандатов.

Изменение системы перераспределения налогов.

5. Развитие бюджетного федерализма 2001 — 2005 гг.

Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ.

Разграничение налоговых полномочий и доходных источников. Сущ. повышение роли собственных доходов местных бюджетов. Разграничение расходных полномочий

– Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года»

– Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

– Приказ Министерства финансов РФ от 02.08.2004 № 223 «О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов РФ и муниципальных образований»

– Приказ Министерства финансов РФ от 10.12.2004 № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ»

– Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»

Дальнейшее совершенствование системы финансовой помощи бюджетам других уровней.

Законодательное закрепление налоговых полномочий, доходных источников и расходных обязательств.

6. Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами 2006 г. и далее

Повышение эффективности межбюджетных отношений

– Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р <О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006 — 2008 годах и плане мероприятий по ее реализации>

– Письмо Министерства финансов РФ от 15.12.2006 № 06-04-08/01-161 «Методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов»

– Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»

Упорядочение бюджетного устройства в РФ

Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными финансами

Источники: [2-6, 8-10]

Основным направлением в преодолении отмеченных тенденций является нормативное регулирование налоговых отчислений от того или иного налога и оказание финансовой помощи из фондов, определенных в федеральном бюджете. Так, по результатам обзора практики регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ, проведенного центром фискальной политики, 42 % регионов в 2016 г. не использовали механизм закрепления единых нормативов отчислений от налогов муниципальных районов и городских округов. Закрепление единых нормативов отчислений по поселениям было предусмотрено лишь в 12,5 % субъектов РФ [6]. Причем по отдельным налогам доля регионов, выполнившая данные требования законодательства, не превышала 7,5 % по муниципальным районам и 2,5 % по поселениям. Безусловно, размер трансферта для дотационного региона может играть существенную роль в структуре доходов его бюджета (до 20 % и выше). К тому же принятые федеральные программы, как правило, требуют долевого финансирования со стороны региона и соответствующее резервирование средств. Общий прирост средств ФФПР в 2006 г. составил 235 % по сравнению с 2002 г., т. е. идет упреждающий (относительно инфляции) рост объемов сформированного фонда.

Для «проблемных» регионов именно федеральные трансферты позволяют местным администрациям выполнять базовые государственные функции. В настоящее время в региональных бюджетах сформированы фонды, за счет которых предоставляются межбюджетные трансферты для выравнивания бюджетов муниципальных районов, городских округов и поселений (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика региональных фондов финансовой помощи.

Наименование фонда

Цель

Принцип распределения

Тип финансовой помощи

Фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, поселений

Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам

Формула на основании оценки налогового потенциала и нормативных бюджетных расходов

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности

Региональный фонд компенсаций

Финансирование региональных законов (т. е. государственных полномочий). Как правило, пособия и льготы населению

Формула на основе численности населения

Субвенция на финансирование региональных законов

Региональный фонд софинансирования социальных расходов

Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере

Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ)

Субсидия на определенную функциональную статью расходов (отрасль)

Фонд муниципального развития

Поддержка развития муниципальной инфраструктуры

Квоты на основе формул (с последующим конкурсным отбором инвестиционных проектов)

Субсидия на финансирование инвестиционных проектов

Фонд реформирования региональных финансов

Поддержка и стимулирование бюджетных реформ

Конкурс (программы реформ и их выполнение)

Субсидия или субвенция на определенный тип, направление расходов

Источник: [3].

Однако в большинстве регионов до сих пор нет четко установленной методики формирования фонда финансовой поддержки и определения его размеров. А объем средств, направленных на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, как правило, составляет менее 1 % расходов региона (разброс от 0,02 до 2 %).

Важнейшими характеристиками налоговой базы регионов являются степень ее диверсификации (по видам налогов, налогоплательщикам, отраслям и пр.) и налоговый потенциал. Решение проблемы стимулирования регионов к поиску и увеличению собственных доходных источников для финансирования социальной сферы, достижения финансовой самодостаточности замыкается на обоснованном определении налогового потенциала территорий. На мой взгляд, именно сопоставление фактических налоговых поступлений с налоговым потенциалом территории позволяет определить возможности увеличения налоговых доходов. Однако отсутствие объективной методики измерения налогового потенциала территорий в условиях России создает значительные трудности в выравнивании бюджетной обеспеченности. Таким образом, при разработке и осуществлении на практике модели распределения межбюджетных трансфертов следует руководствоваться следующим:

– система межбюджетных трансфертов должна прежде всего преследовать цели макроэкономической стабилизации. Федеральное правительство должно сохранять контроль за экономической ситуацией в регионах. Невыполнение этого требования может поставить под удар другие цели межбюджетного выравнивания;

– межбюджетное выравнивание должно быть согласовано со среднесрочной фискальной программой регионов, включая прогноз доходов и расходов бюджетов различного уровня как минимум на 3–5 лет вперед;

– цели выделения выравнивающих трансфертов необходимо ясно сформулировать, а также должна существовать возможность для их регулярного мониторинга.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает предположение о совокупности элементов межбюджетных отношений как отдельной самостоятельной системы, поскольку помимо признака детерминированности межбюджетные отношения обладают свойством динамичности, т. е. способности перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям. Как показали результаты анализа, каждому этапу развития межбюджетных отношений свойственны свои цели и задачи, особенности государственного регулирования, в том числе через принятие нормативной базы. Исторический опыт построения бюджетного федерализма в России показывает, что каждому этапу развития экономики свойственны свои собственные пути и методы организации межбюджетных отношений, а способы и приемы бюджетного выравнивания требуют своего постоянного совершенствования.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
  2. О бюджетной политике в 2008 — 2010 годах: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 09.03.2007 // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2007. — № 7.
  3. О порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Министерства финансов РФ от 10.12.2004 № 114н // Финансовая газета. — 2015. — № 4.
  4. Игутин А. Г. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. — 2015. — № 4. — С. 3 — 7.
  5. Лавров А. М. Проблемы становления и развития бюджетного федерализма в России // Становление рыночной экономики в России: сб. науч. проектов. — М., 2016. — Вып. 10. — С. 8 — 39.
  6. Лавровский Б., Постникова Е. О новой парадигме регионального выравнивания в России // http://www. kazanfed. ru.
  7. Межбюджетные отношения: выбор и построение эффективной модели. — Красноярск, 2004. — 43 с.
  8. Подпорина И. В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы. — 2016. — № 10. — С. 17 — 20.
  9. Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. — М.: Дело, 2015. — 608 с.
  10. Христенко В. Б. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х и задачи на перспективу // Вопросы экономики. — 2016. — № 2. — С. 4 — 18.
  11. Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 — 2001 годах».
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, отношение, Российская Федерация, местное самоуправление, автономная область, бюджетная обеспеченность, бюджетный федерализм, финансовая помощь, Бюджетный кодекс, бюджетный процесс.


Похожие статьи

Этапы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

В статье рассматриваются основные этапы развития межбюджетных отношений в РФ, их нормативно-правовое обеспечение, проблемы и пути их устранения на современном этапе.

История развития системы государственных закупок в России

В статье автор исследует характеристику основных этапов истории развития системы государственных закупок в России. Систематизированы основные события и законы, которые произошли и были приняты в целях формирования национальной системы государственных...

Налоговая политика России и основные направления ее развития

В статье рассматривается проблема развития налоговой политики в Российской Федерации. Дается развернутое определение категории «налоговая политика» и ее составляющих. Проводится анализ состояния налоговой политики России, а также рассматриваются меры...

Развитие и текущее состояние информатизации налоговой системы Российской Федерации

В современной истории России подход к налогам и принципы их сбора регулярно менялись, в этой статье рассматривается состояние налоговой системы на момент 2023 года и дальнейший государственный вектор относительно рассматриваемого предмета. Также расс...

Проблемы современной налоговой политики РФ. Пути её усовершенствования

Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов метода реализации налоговой политики в Российской Федерации. Целью работы является изучение налоговой политике в Российской Федерации на текущем этапе экономического развити...

Пути эволюционного развития налоговой системы РФ

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты налоговой системы Российской Федерации: сущность налогов, их классификация, элементы налогообложения, функции и принципы построения налоговой системы. Определена актуальность исследования развития нал...

Оценка реализации принципов построения бюджетной системы РФ

В статье рассмотрены основополагающие принципы построения бюджетной системы РФ, соблюдение которых способствует повышению её устойчивости. Проведён анализ реализации данных принципов на современном этапе развития экономики.

Бюджетное регулирование как необходимое условие комплексного экономического развития страны

В статье рассмотрено место и роль бюджетного регулирования в структуре государственного регулирования, рассмотрен финансовый механизм бюджетного регулирования, определены его основные проблемы и пути их решения.

История развития налогового контроля в России

В статье проводится анализ исторического становления налогового контроля в России, основные этапы его развития. Дается характеристика и детерминанты формирования налогового контроля в России, что в свою очередь предоставляет возможность охарактеризов...

Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на основе опыта ФРГ

В статье рассмотрены особенности функционирования бюджетной системы РФ, а также возможность её реформирования по опыту ФРГ.

Похожие статьи

Этапы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

В статье рассматриваются основные этапы развития межбюджетных отношений в РФ, их нормативно-правовое обеспечение, проблемы и пути их устранения на современном этапе.

История развития системы государственных закупок в России

В статье автор исследует характеристику основных этапов истории развития системы государственных закупок в России. Систематизированы основные события и законы, которые произошли и были приняты в целях формирования национальной системы государственных...

Налоговая политика России и основные направления ее развития

В статье рассматривается проблема развития налоговой политики в Российской Федерации. Дается развернутое определение категории «налоговая политика» и ее составляющих. Проводится анализ состояния налоговой политики России, а также рассматриваются меры...

Развитие и текущее состояние информатизации налоговой системы Российской Федерации

В современной истории России подход к налогам и принципы их сбора регулярно менялись, в этой статье рассматривается состояние налоговой системы на момент 2023 года и дальнейший государственный вектор относительно рассматриваемого предмета. Также расс...

Проблемы современной налоговой политики РФ. Пути её усовершенствования

Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов метода реализации налоговой политики в Российской Федерации. Целью работы является изучение налоговой политике в Российской Федерации на текущем этапе экономического развити...

Пути эволюционного развития налоговой системы РФ

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты налоговой системы Российской Федерации: сущность налогов, их классификация, элементы налогообложения, функции и принципы построения налоговой системы. Определена актуальность исследования развития нал...

Оценка реализации принципов построения бюджетной системы РФ

В статье рассмотрены основополагающие принципы построения бюджетной системы РФ, соблюдение которых способствует повышению её устойчивости. Проведён анализ реализации данных принципов на современном этапе развития экономики.

Бюджетное регулирование как необходимое условие комплексного экономического развития страны

В статье рассмотрено место и роль бюджетного регулирования в структуре государственного регулирования, рассмотрен финансовый механизм бюджетного регулирования, определены его основные проблемы и пути их решения.

История развития налогового контроля в России

В статье проводится анализ исторического становления налогового контроля в России, основные этапы его развития. Дается характеристика и детерминанты формирования налогового контроля в России, что в свою очередь предоставляет возможность охарактеризов...

Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на основе опыта ФРГ

В статье рассмотрены особенности функционирования бюджетной системы РФ, а также возможность её реформирования по опыту ФРГ.

Задать вопрос