В данной статье анализируются механизмы формирования средствами спортивно-массового праздника российской идентичности, авторы статьи проводят анализ феномена идентичности, применяют механизмы её формирования и анализируют через эти механизмы церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи (2014).
Ключевые понятия: российская идентичность, механизмы, спортивно-массовый праздник
«У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», — заявил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в начале февраля 2016 года в ходе встречи с активом Клуба лидеров, неформального объединения средних и мелких предпринимателей, представляющих разные отрасли экономики. По словам президента, «никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо». В связи с данным высказыванием получила новый виток в исследовательской деятельности тема патриотизма и российской идентичности как отдельного феномена. В нашем исследовании мы ставим вопрос о том, что идентичность формирует и какими способами это происходит.
Проанализировав феномен идентичности, мы вывели следующее, наиболее обобщающее определение данного термина: Идентичность — это остро и интенсивно переживаемое индивидом, группой, социумом чувство их принадлежности к «своему» миру: самоотождествление с определенной социокультурной средой, ее нормами и ценностями; чувство неотъемлемой принадлежности к генетическим, историко-культурным, духовным корням этой среды; ощущение и осознание неразрывной связи своего собственного будущего с будущим общества.
Так как сама идентичность подразумевает коллективность, соответственно и наиболее эффективное её формированием происходит при влиянии на целый коллектив, когда индивид ощущает себя частью общности.
Проанализировав ряд работ, среди которых труды доктора философских наук С. Ю. Ивановой (2003), кандидата философских наук Николай Павлович Лузика (2007), ученых М. И. Рожкова и Л. В. Байбородова (2012), кандидата философских наук В. А. Минакова (2009), кандидат философских наук О. Е. Егоров (2015), Т. В. Дьячковой (2014), Н. А. Тельновой (2011), английского социолога Энтони Гидденса (2005), кандидата философских наук А. И. Пушкарь (2007, 2011), кандидата политических наук И. Н. Тимофеева (2006) и других, мы выявили, что национальная идентичность изучается в различных аспектах и самыми разными сферами науки. К анализу данного феномена существует множество подходов: культурологический, политологический, социологический, философский. Обратившись к работе М. Рольф «Массовые праздники» [8] (2009), мы выявили, что массовые празднества, а в особенности спортивные, являлись важнейшей составляющей формирования идеологии нашего государства в советское время, Данное явление культуры является своеобразным способом солидарности масс. Поэтому мы предполагаем, массовый спортивно-художественный праздник является сильным эффективным механизмом формирования национальной идентичности, так как он объединяет в себе одновременно эмоциональную и коллективную составляющую. Соответственно нам следует наиболее подробно обратиться к культурологическому подходу формирования идентичности. Необходимо отметить, что существует достаточно мало работ по изучению идентичности в данном аспекте.
Культурологический аспект феномена идентичности выявлялся и анализировался нами на основе работ авторов, которые в исследованиях делали упор именно на массовость и эмоциональность, как основу формирования идентичности, М. И. Рожкова и Л. В. Байбородова(2012) [7], кандидата культурологии А. С. Макашовой [5] (2014 год)
Неотъемлемой составной частью идентичности является патриотизм. В диссертации доктора философских наук С. Ю. Ивановой «Патриотизм в культуре современной России» [2] (2004), автор рассматривает формирование и развитие патриотизма как осознание индивидуумом своего места в современном обществе, общественной значимости своей деятельности, имеющей цели и задачи. А. В. Кузнецова в кандидатской диссертации «Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества» [4] (2004 год) рассматривает именно российскую идентичность, но в социологических и исторических аспектах. С точки зрения идеологического воздействия на зрителя следует обратиться к книге, написанной в период расцвета культуры массовых праздников в нашей стране, Д. М. Генкина, являющегося первым теоретиком праздничной культуры в нашей стране, «Массовые праздники», автор рассматривает праздник через воспитательные его функции (1975 год), но основа подхода у автора больше касается воспитательной функции праздника вообще, о формировании идентичности речи не ведется. Среди большого количества выводов, касающихся данного аспекта праздника, нет ни одного, в котором что-либо говорилось бы о патриотизме, а о российской идентичности тем более.
Один их основоположников спортивной режиссер Б. Н. Петров [6] отмечает, что спортивно-художественный праздник является своеобразной средой для погружения зрителя в определенные предлагаемые обстоятельства, где он способен ярко воспринимать представленное ему действо, сопереживать происходящему и испытывать чувства гордости или разочарования от происходящего. В связи с этим мы обращаемся к теме спортивно-массовых праздников, дабы исследовательским способом выявить наличие или отсутствие в современных МСХП функции формирования национальной идентичности.
Проанализировав литературу по теме идентичности, мы выявили, что не существует работ, напрямую связанных с массовыми спортивно-художественными праздниками. Исходя из этого мы считаем свое исследование актуальным.
Формирование идентичности осуществляется межличностным взаимодействием социальных, когнитивных и эмоциональных процессов и может быть целенаправленным в зависимости от принадлежности человека к социальным структурам, признании социумом, в его аутентичности. Специфика потребностей и та степень, с которой они выражаются, определяют меру человеческой активности, и то, насколько личность подвергается влиянию социальных факторов, насколько человек чувствителен к обратной связи от той или иной социальной группы.
Особенности и выраженность взаимодействия аффективных и когнитивных процессов оказывают сильное влияние на характер «переработки» полученного извне опыта и степень данной «переработки» при внедрении его в структуру идентичности. Низкая степень собственной активности связана в первую очередь с формированием «знаемой» идентичности, которая соответствует социальным нормам, представлениям и ожиданиям, но не вплетается в систему ценностей самой личности, её эмоциональных переживаний и ощущений.
Существует несколько подходов к определению и типологизации механизмов формирования идентичности. На наш взгляд наиболее полную картину дают ученые А. Ш. Тхостов, Е. И. Рассказова в статье «Идентичность как психологический конструкт: возможности и ограничения междисциплинарного подхода» [4], которые выделяют следующие механизмы формирования идентичности:
- Эмоциональное заражение — эмоциональное ощущение себя частью целого с другими личностями или какого-либо события.
- Идентификация — механизм, предложенный в рамках теории самокатегоризации и теории социальной идентичности. Данный механизм заключается в категоризации человеком себя через определенные характеристики и различия, относящиеся к тем или иным социальным группам.
- Скрытая (изолированная) идентификация — механизм, через который выбранная идентичность скрывается от посторонних лиц. Главным различием между скрытой и обычной идентификацией является доминирование аффективных процессов.
- Слияние идентичности — механизм, основой которого является рассмотрение личной и социальной идентичностей как эквивалентных друг другу.
- Когнитивная и аффективная переработка — предложенный обществом прототип личность трансформирует под свои цели, определены четкие границы: что подходит данному субъекту, а что нет.
Принятие и трансформирование идентичности строятся на идейных и идеологических личностных убеждениях, собственных попытках преодолеть стрессовые ситуации, стремиться к получению максимальной пользы от группы лиц или личности. Данных механизм формирования идентичности — основа действий коллектива, т. к. они совершаются ради улучшения непосредственно группы. Указанные механизмы отражают формирование идентичности в малых группах, но применимы в аудитории любого масштаба. Определенные черты личности человек способен присваивать себе, что является результатом сильного эмоционального заражения и потрясения. Переживание человека как индивида, определяемые данными механизмами, полностью соотносятся и с эмоциональным фоном социальных групп. Любой из этих механизмов, по мнению Тхостова и Рассказовой соотносятся абсолютно любыми по численности общностями.
Исходя из вышеприведенных определений и типологизации мы выделяем следующие критерии влияния на эмоциональное состояние человека, ситуации, при которых индивид наиболее сильно ощущает свою причастность к определенной социальной группе:
- Общая история и общие традиции.
- Появление реальных героев, тех, кто творил историю и является носителем определенных традиций.
- Средства аудио-визуального воздействия на человека путем создания определенного художественного образа, такие как слово, музыка, хореография.
- Вовлечение индивида в процесс какого-либо действия, которое он может выполнять и не осознавая свою причастность и то, что им манипулируют.
Данные критерии явно относятся к первому механизму формирования идентичности — эмоциональному. Возвращаясь к тому, что массовый спортивно-художественный праздник всегда воздействует на большой коллектив и его эмоции, мы делаем вывод о его непосредственной значимости как механизма формирования идентичности. Массовое действие, вовлекающее в свою структуру большое количество людей, способно формировать необходимое государству отношение к той или иной проблеме. Всегда праздничное событие являлось эффективным средством пропаганды государственных идей и мыслей. Сегодня спортивный праздник имеет большое влияние на жизнь людей в стране и формирование отношения к стране.
По выделенным нами критериям мы проанализировали МСХП в России за последние пять лет и пришли к выводу: сегодня спортивные победы и состязания провоцируют у граждан страны те же эмоции, что и военные операции, успешно происходящие в Сирии. Отсюда следует — активное использование художественно-спортивных средств пропаганды государственных ценностей и идей является действенным и необходимым в режиссуре праздников, когда гражданин страны будет ощущать себя причастным к великим не военным, а спортивным победам.
Массовые спортивно-художественные праздники являются одним из самых динамичных праздников по своей структуре. Подробным исследованием влияния праздничной культуры и её механизмов занималась А. С. Макашова, которая пришла к выводу, что «программы и законы представляют собой «технологический комплекс» социальной политики, а праздник — ее символическое оформление» [5].
Проанализировав крупные массовые спортивно-художественные праздники нашей страны за последние годы, мы выявили, что средствами спорта режиссеры вводят человека в то состояние, когда он способен воспринимать гораздо лучше и быстрее, спорт воздействует на все чувства человека, сопереживание своей команде создает особый эмоциональный фон, при грамотном воздействии на сознание зрителя, режиссер способен ввести каждого в состояние эйфории. Появление реальных героев в ходе той или иной церемонии вызывает бурю эмоций, ярким примером можно считать парады атлетов на Олимпийских играх, Универсиадах и т. д., когда болельщики буквально «взрываются» эмоционально, встречая их и поддерживая.
Данный принцип используется во всех видах искусства: в кинотеатре при выключении света нас вводят в необходимое эмоциональное состояние, и на хороших фильмaх весь зал реагирует одинаковой эмоцией синхронно — смех, слезы, и любую мысль в таком эмоциональном состоянии легче заложить в сознание человека. Узнавание художественного материала несет в себе особый заряд, следует отметить наличие в сразу трех крупнейших церемониях за последние годы (Универсиада в Казани — 2013, открытие Олимпийских игр в Сочи-2014, открытие чемпионата мира по хоккею — 2016) эпизодов, в основе которых лежит музыка Г. Свиридова «Время, вперед!», известная каждому гражданину, вызывающая определенные ассоциации и с определенным периодом в истории страны.
Согласно статистическим данным, опубликованным на сайте ВЦИОМ, после проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году в спортивные секции, именно зимних видов спорта пришло на примерно 30 % [9] детей больше чем обычно, при этом превалирующими видами стали именно те, где наша сборная завоевала большее количество медалей: фигурное катание, бобслей, конькобежный спорт и сноубординг. Спортивные праздники позволяют провести реорганизацию спортивной инфраструктуры, создать новую, что так же работает на подъем общенационального уровня жизни и спорта. Основная структура церемоний строится на прославлении государства, использовании в максимальном количестве внутреннего художественного материала, раскрываются разные стороны деятельности государства: наука, культура, экология, история, спорт и т. д. Появление известных гражданам людей (метод включения в действие реальных героев) вызывает сильный эмоциональный подъем у зрителя, восприятие государственных символов после такого рода событий усиливается, как и укрепляется, формируется отношение к данным символам.
Массовые спортивно-художественные праздники через свои приемы воздействия подталкивают людей к изучению истории, обращению к культуре, желанию подражать великим согражданам, творить и заниматься спортом. Ярким подтверждением является тот факт, что очень часто победителями игр, чемпионатов и других соревнований становится та страна, на территории которой данное событие проходит. Массовый спортивно-художественный праздник является своеобразным эмоциональным обрамлением спортивных соревнований, церемония открытия формирует и отношение к самим играм, она задает уровень всему событию вообще.
МСХП компилирует в своей структуре все критерии, выделенные нами выше, влияет на большое количество зрительских масс одновременно, создает яркий эмоциональный настрой и позволяет вводить в определенное групповое состояние волнения, гордости, эйфории. Народу нужна плакатность в восприятии, широкие зримые мазки в создании искусства, минимум текста. Обществу нужно плакатное искусство, где все понятно сразу и в каждом ярком пятне заложен образ, знакомый зрителю. Именно таким плакатом в культуре являются массовые спортивно-художественные представления, которые являются одним из действенных способов формирования российской идентичности.
Литература:
- Генкин Д. М. Массовые праздники [Текст]: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры / Д. М. Генкин. — Москва: Просвещение, 1975. — 140 с.
- Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре современной России [Текст]: дис. док. философских наук: 09.00.13 / Иванова Светлана Юрьевна. — Ставрополь, 2004. — 403 с.
3. Коммерсант [Текст]: газета: гл. ред. Сергей Яковлев. — 2016. — выпуск от 3.02.2016.
- Кузнецова А. В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества [Текст]: дис. кандидат соц. наук: 22.00.06 / Кузнецова Анна Вячеславовна. — Москва, 2004. — 247 с.
5. Макашова А. С. Государственные праздники в современной культуре России: рецепция исторического наследия [Текст]: дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Макашова Анастасия Салиховна. — СП-б, 2014. — 72 с.
- Петров Б. Н. Спортивно-художественное представление на стадионе. Методические указания и рекомендации [Текст] / Б. Н. Петров; Ленинград: 1988. — 180 с.
- Рожков М. И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования/ М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012.
- Рольф М. Советские массовые праздники [Текст] / М. Рольф; пер. с нем. В. Т. Алтухова. — М.: РОССПЭН, 2009. – 439 с.
9. Тхостов А. Ш., Рассказова Е. И. Идентичность как психологический конструкт: возможности и ограничения междисциплинарного подхода // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 2.
- Всероссийский центр исследования социального мнения. [Электронный ресурс]/ — URL: https://wciom.ru/