В статье авторы обосновывают изменение в системе нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности промышленных предприятий. Авторы дают определение риск-ориентированного подхода. В заключение объясняется роль, важность и экономическая обоснованность применения технического регулирования пожарной безопасности и риск-ориентированного подхода на современном производстве.
Ключевые слова: технический регламент, риск, риск-ориентированный подход
In the article the authors substantiate the change in the system of normative legal regulation in the field of fire security industry. The authors give the definition of a risk-based approach. In conclusion explains the role, importance and economic justification of application of technical regulation of fire safety and the risk-based approach in the modern workplace.
Keywords: Technical regulation; risk; risk-based approach
Пожары наносят огромный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Противопожарная защита имеет своей целью изыскание наиболее эффективных, экономически целесообразных и технически обоснованных способов и средств предупреждения пожаров и их ликвидации с минимальным ущербом при наиболее рациональном использовании сил и технических средств тушения.
Особое внимание в системе обеспечения пожарной безопасности занимает безопасность на предприятиях промышленности. Это обусловлено тем, что на промышленных предприятиях работает большое количество людей, а также обращаются опасные вещества и материалы, которые могут создавать угрозу жизни и безопасности людей [1].
На территории Ульяновской области в 2016 году произошло 1200 пожаров, из них 15 пожаров на производственных предприятиях, что составляет менее 1 % от общего количества. Количество пожаров на промышленных предприятиях неизменно снижается на протяжении последних 10 лет [2].
Снижение пожаров обусловлено применением на производствах современного оборудования и совершенствованием производственных процессов.
Учитывая тенденцию к ежегодному снижению количества пожаров на промышленных предприятиях можно сделать вывод, что существовавшая ранее система нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности не могла больше соответствовать изменениям всего уклада российской экономики. Произошло изменение формы собственности большинства предприятий, появились свободные рынки товаров и услуг, заработали процессы рыночного регулирования в производственной сфере, процессы ускоренного обновления и создания новой продукции.
С этой целью государством принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент), который создал основу для проведения реформы в сфере технического регулирования пожарной безопасности объектов защиты на всех стадиях их жизненного цикла. Технический регламент дает возможность собственникам объектов защиты выбрать один из приемлемых и экономически обоснованных способов обеспечения пожарной безопасности [3].
В настоящее время, в условиях современной экономики, малому и среднему бизнесу, чтобы оставаться конкурентоспособными в различных отраслях, необходимо также внедрять в свою деятельность комбинацию методов по управлению рисками.
В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) с 2016 года применяют риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности [3].
Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.
В условия экономических трудностей последних лет в России применение на промышленных предприятиях технического регулирования пожарной безопасности, а также применение современных методов риско-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) позволит значительно снизить необоснованно высокие издержки у собственников объектов на обеспечение пожарной безопасности, а также нивелирует ограничение возможности выбора оптимальных способов обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности, в том числе: наличие жестких обязательных требований пожарной безопасности, не позволяющих собственнику выбирать оптимальные варианты противопожарной защиты объекта защиты; проведение большого количества проверок надзорными органами, создающих административные барьеры, а также финансовые нагрузки на предпринимателей; наличие избыточных требований при подтверждении соответствия строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации, в случае их предельных пожарно-технических характеристик.
Государство, на сегодняшний день, снижая административную нагрузку на бизнес, дает возможность собственникам промышленных предприятий самим выбрать экономически обоснованные принципы и способы обеспечения пожарной безопасности.
Литература:
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
- Официальный сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».