Взаимодействие органов власти с предприятиями малого бизнеса: анализ проблем и путей их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 10528 раз

Библиографическое описание:

Маслешова, Я. А. Взаимодействие органов власти с предприятиями малого бизнеса: анализ проблем и путей их решения / Я. А. Маслешова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 220-223. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43886/ (дата обращения: 17.10.2024).



Актуальность рассматриваемой темы высока, так как именно малый бизнес может повысить эффективность отечественной экономики. Малый бизнес формирует основу для развития совершенствования больших предприятий, является, в большинстве своем, обслуживающим звеном. Вследствие этого необходим открытый, честный и взаимовыгодный диалог между властями и малым бизнесом.

1 Характерные черты взаимодействия предприятий малого бизнеса и с органами власти в РФ

Развитие бизнеса — одно из ключевых условий роста эффективности современной отечественной экономики. А сама экономика должна быть своеобразным механизмом взаимодействия органов власти с малым бизнесом. Необходимо, чтобы это взаимодействие развивалось в оптимальных для нынешней экономики формах и направлениях [2, с. 36]:

‒ формирование непосредственно инфраструктуры экономической системы, создание и поддержание оптимальных условий для эффективного развития экономики;

‒ размещение государственных и муниципальных заказов;

‒ институциональное оформление корпоративного сектора и т. д.

Взаимодействие малого бизнеса и органов власти — система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в рамках регулирования социально-экономических проблем. Теоретическая концепция механизма этого взаимодействия и сотрудничества подразумевает такую его трактовку. Это все формы среднесрочного и долгосрочного взаимодействия органов власти и малого бизнеса с целью решить общественно существенные задачи на выгодных для всех условиях.

Систему представительства интересов малого бизнеса в органах власти надо сделать гибкой и многоуровневой. Вместе с тем подобного рода система даст возможность свести к минимуму возможности их соединения и выстраивать взаимоотношения на цивилизованной основе. На сегодняшний день динамику пути взаимодействия органов власти и малого бизнеса стало определять, в первую очередь, общество, для которого необходимо, чтобы бизнес скорректировался и не был больше частью проблемных мест государства, а стал обязательным компонентом их решения.

То есть, отечественному малому бизнесу надо постепенно уходить к новой модели самоорганизации при общении с органами власти, обеспечивая вместе с государством, в первую очередь, социальную опору населения.

Становление экономического порядка, что обеспечивает условия эффективного функционирования бизнеса, в существенной мере находится в зависимости от нормативно-правовых актов, что обеспечивают его работу.

Основные документы, на основании которых выстраивается взаимодействие органов власти и малого бизнеса, это [6]:

‒ Конституция Российской Федерации;

‒ Гражданский Кодекс РФ;

‒ Указы Президента РФ.

Власти также разработали несколько законопроектов, которые направлены на поддержку малого и среднего бизнеса. Важная веха — написание и утверждение закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007 г.), где прописаны характеристики субъектов малого и среднего предпринимательства, указаны ключевые цели и принципы политики государства по отношению их развития и механизмы взаимодействия власти с ними.

Существующая модель взаимодействия органов власти и малого бизнеса — это три обособленные зоны их взаимодействия: белая, черная, серая. Белая зона опирается на формирование общих для всех представителей малого бизнеса правил игры и обязательности их выполнения. Черная и серая зоны подразумевают формирование льготных режимов для малого бизнеса и избирательное манипулирование санкциями со стороны органов власти. Отношения черной зоны опираются на личные корыстные интересы чиновников, а инструмент их достижения — взятка. Отношения серой зоны выстраиваются на интересах реализации властью личных публичных функций и заинтересованности в развитии /выживании территории.

Сегодня характерные черты взаимодействия органов власти и малого бизнеса связаны с последствиями мирового финансового и экономического кризиса, что обострил ситуацию как в экономической, так и в социальной сфере развития территориальных систем в качестве таких проявлений, как потеря работы жителями страны, падение уровня оплаты труда и, как результат, снижение общего уровня жизни населения.

Ниже рассмотрим органы власти, которые могул оказывать влияние на деятельность малого бизнеса [3, с. 29].

Таблица 1

Органы власти, от которых зависит текущая деятельность бизнеса

Название органа власти

Функции

Федеральная налоговая служба

Контроль и надзор за выполнением законодательства страны в области налогов и сборов

регистрация открытия, реорганизации и ликвидации юридических лиц; ведение и внесение правок в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН.

Федеральная служба по труду и занятости

Государственный надзор и контроль за выполнением законодательства о труде и прочих нормативных правовых актов, что содержат нормы трудового права.

МЧС РФ

Реализует надзор за выполнением организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.

Федеральная антимонопольная служба

Контроль за реализацией антимонопольного законодательства, законодательства в области рекламы, а также контроль в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государства.

Арбитражные суды

Разрешение споров в сфере экономической деятельности.

Суды общей юрисдикции

Разрешение административных, гражданских и трудовых споров, обжалование действий должностных лиц.

Прокуратура РФ

Реализация надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, которые действуют на территории РФ, проверки, участие в изучении дел судами

Правительство субъекта РФ

Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление собственностью субъекта РФ.

Администрация муниципального образования

Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление муниципальной собственностью.

Для перевода экономики на инновационный путь развития необходим системный подход. Основное требование, чтобы у предпринимателя был заинтересованность в интеграции новаций (будь то новации в сфере управления или производства). Необходимо полное поощрение государством перехода бизнеса на внедрение инноваций.

Существующие проблемы взаимодействия бизнеса ивласти

В развитых государствах малому бизнесу отведена важная роль в социально-экономическом развитии и совершенствовании уровня благосостояния граждан, он поддерживает существенную долю валового внутреннего продукта и занятость жителей страны. Вместе с тем малому бизнесу необходимо стимулирование и поддержка со стороны органов власти, так как в большинстве своем они не могут полностью реализовывать управленческие функции. В первую очередь, это относится к ресурсному обеспечению в начале бизнеса и сведению к минимуму издержек на сервисные управленческие функции, например, анализ рынка, поиск контрагентов и заказов, информационное и правовое обеспечение и т. п.

Ключевая проблема взаимодействия малого бизнеса и органов власти в нашей стране заключается в том, что государству нужен бизнес в большей степени, чем бизнесу нужно государство. Органы власти в нашей стране обращаются к бизнесу в целях сотрудничества, вместе с тем как в большинстве западных государств именно представители малого бизнеса выступают «инициаторами общих инфраструктурных проектов», а органы власти обеспечивает ему хорошую прибыльность.

Совершенствование малого бизнеса в нашей стране существенно отстает от возможностей и запросов отечественной экономики и общества. Есть существенная разница в уровне развития и системе поддержки малого предпринимательства в некоторых областях нашей страны. Самое существенное развитие малого бизнеса отмечается там, где органы власти целенаправленно и регулярно поддерживают малый бизнес (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и др.). Вместе с тем, в остальных областях страны малый бизнес не выступает сферой серьезного внимания со стороны органов власти. Однако при должном уровне внимания органов власти в регионах, малый бизнес может стать надежным источником социально-экономической стабильности в регионах, решать проблемы с трудоустройством, повышать собираемость региональных и местных бюджетов, увеличить объем ВРП [4, с. 45].

Сегодня у бизнеса большое число проблем. Основные из них:

‒ несовершенство законодательства в сфере малого бизнеса, неразвитость системы налогообложения малого бизнеса;

‒ отсутствие сильной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;

‒ большое количество многочисленных административных барьеров;

‒ отсутствие полноценной имущественной поддержки малого бизнеса;

‒ низкая развитость системы информационной поддержки малого бизнеса;

‒ сложности с кадровом обеспечением и подготовкой специалистов для малого бизнеса;

‒ недобросовестная конкуренция в отношении малого бизнеса;

‒ отсутствие развитой системы поддержки малого бизнеса в целом со стороны государства.

Основная проблема, что тормозит на сегодняшний день развитие малого бизнеса, — этонесовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов. Также, предприятия малого бизнеса ориентируется по большей части на обслуживание населения, вследствие этого его сложности, в основном, имеют связь и с низким платежеспособным спросом жителей страны.

Также можно сказать, что развитие сферы малого бизнеса тормозится большим количеством административными барьерами, особенно при регистрации компаний, лицензировании видов деятельности, выделении производственных и торговых помещений, реализации контролирующими организациями своих функций, большим числом проверок, не всегда нужных и оправданных.

Решение проблем

Чтобы власть и малый бизнес понимал друг друга, необходимы прозрачность и ясность. Это возможно лишь тогда, когда ест четко прописанная нормативная база. Вследствие этого, я вижу одно из решений проблем — вовлечение предпринимателей в процесс разработки нормативных актов, разработки правок в нормативно-правовую базу, которая относится к малому предпринимательству.

Также считаю, что решить проблемы можно следующим путем:

‒ сформировать представление о предпринимательстве: чтобы его считали общественно-полезным и достойным занятием. Для этого необходимо тесное сотрудничество власти и малого бизнеса;

‒ необходимо развивать партнерство между малым бизнесом и властями с целью снижения предпринимательских рисков, а также рисков инвестиций. Необходимо вовлекать малый бизнес в развитие новых технологий, в совершенствование инфраструктуры региона.

Также считаю, что необходима устойчивая налоговая система, чтобы власти и малый бизнес взаимодействовали более активно. Частая смена направления налогового законодательства не дает малому бизнеса планировать свои доходы и расходы, иногда это влечет за собой незапланированное увеличение налоговых обязательств, которые он выплатить не в состоянии. Эта мера позволит малому бизнесу четче планировать свои обязательства перед государством.

То есть, взаимодействие власти и малого бизнеса должно осуществляться на регулярной основе. Такое постоянное общение позволит не только выявить существующие проблемы, но и позволит сообща найти направления для их решения. Необходимо дат возможность предпринимателю почувствовать, что у него есть поддержка, что его собственные интересы имеют связь с общенациональными. Для этого необходимо сформировать крепкую и не меняющуюся нормативно-правовую базу, при разработке которой будут участвовать и представители малого бизнеса.

Литература:

  1. Дрегало А. А. Стратегическое партнерство власти, бизнеса и общества. Монография / Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Архангельск. 2014. — 346 с.
  2. Куршиева Н. М. Взаимодействие власти и бизнеса как фактор инновационного развития экономики региона. М.: МФПА, 2015. — 545 с.
  3. Организация предпринимательской деятельности / А. С. Пелих [и др.]; под ред. А. С. Пелиха. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2014. — 384 с.
  4. Основы предпринимательства: для студ. вузов / под ред. М. М. Баранникова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 352 с.
  5. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие / Б. А. Райзберг. — М.: Инфра-М, 2015. — 384 с.
  6. Министерство экономического развития РФ [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 10.05.2017)
  7. Энциклопедия Википедия [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 10.05.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, орган власти, Российская Федерация, сторона органов власти, бизнес, малое предпринимательство, отечественная экономика, проведение тендеров, решение проблем, серая зона.


Похожие статьи

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ

Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...

Оценка эффективности инновационного проекта и ее необходимость. Инновационный потенциал региона

В данной статье подробно раскрывается сущность и необходимость инновационных процессов, а также методы их становления. Также акцент делается на рассмотрении такого понятия как «инновационный и инвестиционный потенциал», потребность в нем и методы его...

Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

В данной статье подробно рассматривается тема инновационной политики предприятия и ее важность для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка и его дальнейшего завоевания. Более подробно в данной работе раскрывается сущн...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

СМИ как особый инструмент вовлечения населения в муниципальное управление

На сегодняшний день уровень непосредственного участия населения в управлении территорией находится на довольно низком уровне, однако, с другой стороны, растет заинтересованность граждан в решении собственных социально важных проблем. Для сохранения и...

Родительский клуб как форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи

Статья обращает внимание на важную роль родительского клуба в укреплении связи между семьями и образовательными учреждениями. Автор подчеркивает, что родительский клуб не только стимулирует обмен опытом и информацией, но и способствует формированию т...

Проблемы механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

Малый бизнес в современных реалиях быстро развивается и является движущей силой экономики, для государства развитие малого бизнеса является одной из приоритетных задач. Внедрение субъектов малого предпринимательства в систему государственных закупок ...

Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспита...

Похожие статьи

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ

Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...

Оценка эффективности инновационного проекта и ее необходимость. Инновационный потенциал региона

В данной статье подробно раскрывается сущность и необходимость инновационных процессов, а также методы их становления. Также акцент делается на рассмотрении такого понятия как «инновационный и инвестиционный потенциал», потребность в нем и методы его...

Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

В данной статье подробно рассматривается тема инновационной политики предприятия и ее важность для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка и его дальнейшего завоевания. Более подробно в данной работе раскрывается сущн...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

СМИ как особый инструмент вовлечения населения в муниципальное управление

На сегодняшний день уровень непосредственного участия населения в управлении территорией находится на довольно низком уровне, однако, с другой стороны, растет заинтересованность граждан в решении собственных социально важных проблем. Для сохранения и...

Родительский клуб как форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи

Статья обращает внимание на важную роль родительского клуба в укреплении связи между семьями и образовательными учреждениями. Автор подчеркивает, что родительский клуб не только стимулирует обмен опытом и информацией, но и способствует формированию т...

Проблемы механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

Малый бизнес в современных реалиях быстро развивается и является движущей силой экономики, для государства развитие малого бизнеса является одной из приоритетных задач. Внедрение субъектов малого предпринимательства в систему государственных закупок ...

Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспита...

Задать вопрос