Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 1459 раз

Библиографическое описание:

Голованова, Ю. В. Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов / Ю. В. Голованова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43899/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель статьи – показать возможности кейсовых технологий на различных направлениях обучения, рассмотреть новизну данной методики, показать связь основы фундаментальной системы знаний и современного стандарта образования, имеющего тенденцию к использованию инновационных подходов. Необходимо также обозначить возможные направления применения метода кейсов в современном аспекте высшего образования России.

Доминирующей целью реформ, ведущих к модернизации основ высшего образования, может служить плавное обновление базовой основы знаний за счет новой системы современных знаний и умений, заключенных в инновационные педагогические технологии. Применение современных инновационных подходов позволит плавно и деликатно обновлять систему высшего образования, практически не затрагивая фундаментальных базовых знаний любой направленности в обучении.

Актуальность педагогических инноваций безусловна. Рассмотрение и внедрение их в систему обучения и самообразования является процессом достаточно чутким и требующим особой осмотрительности.

Процесс педагогических инноваций — это полностью адресное усовершенствование структуры и концепции высшего образования внедрением элементов инновационных технологий, направленных на обновление существующей систему фундаментальных знаний. Сбалансированное сочетание, включающее в себя классические знания и обновленную структуру современного получения необходимых навыков и умений необходимой специализации, и направления обучения, ведет к созданию специалиста нового профиля.

Современные темпы жизни диктуют такое соотношение параметров и качеств, характеризующих молодых специалистов, чтобы они могли быть конкурентоспособными на рынке труда. Необходимость понимания новейших современный технологий, обладание обновленной системой знаний и умений, владение современными профессиональными навыками, необходимость быстрой ориентировки и подстройки под необходимые и постоянно изменяющиеся условия труда — это современные требования для достойной возможности конкуренции в качестве современного высоко востребованного специалиста. И здесь можно подчеркнуть, и акцентировать основную роль учреждений высшего образования, которая заключается в ориентировании студентов к стандартам современной информационной среды, в которой обновление и устаревание знаний происходит темпами, за которыми нельзя угнаться стандартными способами.

Гибкость и мобильность современного специалиста напрямую зависит от инновационного подхода к образовательной деятельности. При такой постановке вопроса основным фактором является педагог, который обладая фундаментальными знаниями, владеет также и современными методиками обучения. Вводя инновационные изменения в педагогическую деятельность, а также учитывая наиболее уязвимые ее составляющие и адаптируя наиболее целесообразные из них в профиль своей работы, преподаватель-педагог совершенствует свой профессиональный уровень, улучшает уровень и качество воздействия на студенческую среду на всех уровнях взаимодействия: от межличностных до образовательных. Данный процесс создает условия инновационного развития образовательных учреждений высшего порядка и повышает качество подготовки специалистов.

Используя педагогические инновационные методики важно понимать, что только деликатным и тонким подходом к проблеме сочетания фундаментальных основ и современных образовательных инноваций можно добиться эффективных результатов от такого сочетания. Педагогические установки, несущие обновленные умения и навыки, и нацеленные на обновление системы существующей фундаментальной базы знаний, должны гибко вносить в существующую систему образования те необходимые изменения, которые позволят сохранять необходимый потенциал специализации за счет постоянного притока профильной информации. Анализ инноваций, используемых в сфере высшего образования, ведет к следующим выводам:

  1. Педагогические инновационные технологии возможно использовать в интерактивном режиме, как моделирующий инструмент для выработки профессионализма и процесса саморазвития молодого специалиста.
  2. Полнота освоения профессиональных качеств будущего специалиста напрямую зависит от объема примененных инноваций в высшем образовании в целом.
  3. Качество современного высшего образования, а также уровень развития современных вузов напрямую зависит от применения инновационных педагогических технологий.

В настоящее время существует достаточное количество педагогических технологий, обладающих инновационной направленностью, рассматривающих обновление существующей системы образования с целью улучшения ее качества и повышения специализации и профессионализма до современных требований к данным показателям.

Обучение молодых специалистов основам будущей специализации необходимо, применяя современный подход в данной проблеме, а также учитывая современный уровень развития производства. Возможность использовать полученные навыки и умения в реальных условиях современного производства становится первостепенной задачей для современного молодого специалиста. Отсюда следует, что обучение выбранному профилю будущей специализации и контроль качества приобретения нужного уровня профессионализма должно проходить в условиях, максимально соответствующих реальным условиям производственной среды.

Информационные технологии в настоящее время все большее внедрение получают в системе высшего образования и используются в равной степени с педагогическими инновациями. Дополняя друг друга и гармонично сочетаясь, технологии и педагогические инновационные методики выполняют функцию плавного обновления фундаментальных основ высшего образования [1].

К наиболее передовым педагогическим направлениям можно отнести ряд таких методов-приемов, как практические тренинги, практикумы, модельный подход к имитации реальных производственных задач, кейсовые технологии. Методических приемов гораздо больше, но данные направления можно выделить как основные. В качестве уточнения можно добавить, что к данным педагогическим технологиям в качестве существенного дополнения возможно использовать весь мультимедийный потенциал современного технического оснащения.

Такие технологии позволяют открыть ряд направлений для обновления и развития системы Высшего образования:

− возможность обновления информационных составляющих обучения для улучшения восприятия получаемых знаний;

− реализованность потенциала всех характеристик и показателей обучаемого, составляющих будущую основу профессиональной деятельности, за счет гибкости обучения;

− реализация гибкого и постепенного обновления фундаментальной основы получаемых знаний, умений и навыков за счет использования элементов педагогических инноваций и прогрессивных мультимедийных технологий.

Темпы развития современного технологического общества формируют свои приоритетные направления и уровень подготовки специалистов. Основным направлением, к которому есть должный интерес в настоящее время, является развитие практического мышления. Возможность применения полученных знаний вкупе с нестандартным взглядом на принятие необходимых решений в реальных условиях производства является тем необходимым элементом, которому необходимо обучать, используя все необходимые методики и технологии. Практическое мышлению необходимо развивать, постепенно вводя в обучение необходимые для этого элементы.

Способность мыслить одновременно профессионально, практически и нестандартно является характерным навыком современной профильной специализации. Это способствует выработке навыка принятия «правильных» решений, а также возможности отстоять данную позицию аргументированно, используя полученный опыт. Применяя данные способности на практике, специалист имеет возможность «просчитать» и смоделировать производственную ситуацию, ее решение и результаты выполненных операций. Развивая в обучаемых практическое мышление, мы имеет возможность заложить индивидуальный подход в развитие будущей специализации требуемого уровня. Интерактивность и гибкая система обучения позволят усвоить как основной базовый опыт, так и современные тенденции, и направления, связанные с обновлением информации. Это позволит обходить быстрое устаревание информационной базы знаний.

Метод кейсов-педагогическая технология, наиболее подходящая для вышеперечисленных целей, учитывающая все нюансы сочетания педагогической направленности с системой формирования практической базы знаний и навыков любой специализации и направления обучения. Сущность метода основывается на выработке навыка принятия решения в ходе работы над ситуационной задачей, отработка принятия оптимальных путей решения поставленных задач, а также возможность обосновать все стадии принятия выбранных решений. Данная технология подразумевает под собой постадийный процесс обучения от простых к сложным основам решения практических ситуационных задач различного уровня сложности, реально возникающих в производственных условиях.

Впервые об элементах данной методики упоминается еще в 1870 году. А в 1920 году в Гарвардской школе бизнеса данный метод был представлен более развернуто. В этот период была создана основа данной методики обучения. В настоящее время у данного метода есть возможность вновь обрести довольно широкое применение за счет сочетания с современным уровнем техники и мультимедийных технологий [2].

Метод кейсов возможно применить в основном только при наличии сочетания двух принципиальных условий. Первое из условий — это наличие принципиальной области применения данной методики. Это может быть наличие базы ситуационных задач, наиболее близко приближенных к условиям реального производства; наличие практического материала, содержащего информационную составляющую, из которой можно сформировать и поставить цели и задачи, а далее сформировать пути решения поставленных проблем. Другое, и более основное условие — наличие специалистов, умеющих применять эту технологию в полном объеме (подбор материала, составление кейсов и т. д.), но и что еще более важно применять ее в качестве обучающего элемента.

Возможности и сферы применения данного метода достаточно обширны. Преимущества применения метода кейсов в обучении более чем очевидны, но было бы неправильным не сказать также и об ограничениях в использовании [3].

Метод кейсов представляет собой продвинутую модификацию проектной технологии. Обычная проектная деятельность подразумевает объединение обучающихся для рассмотрения стандартного запланированного результата после строго регламентированных стадий работы над проектом. Метод кейсов, также являясь в большинстве своих направлений коллективной либо групповой работой, формирует навыки принятия нестандартных решений за счет того, что одновременно выступает и заданием, и источником начальной информации для формирования результатов решения.

Одним из основных преимуществ данного метода можно выделить совместную творческую работу практической направленности, объединенную единой тематикой, заключенной в целях поставленной задачи. Проект, как результат такой работы, создается в ходе работы коллективом, сформированным именно для этой работы (заинтересованность в наилучшем выполнении). Работа является по сути своей уникальной, так как при выполнении поставленной задачи формируется одновременно как творческое коллективное решение, так и материалы, доказывающие адекватность выбранного решения. Данная методика подразумевает еще один аспект, важный для процесса обучения в целом. Это возможность интерактивного коллективного обсуждения каждого элемента или стадии работы поставленной задачи-проекта.

Метод кейсов дает возможность развить практические навыки будущего профессионального направления и ведения деловых партнерских переговоров, практику работы с документацией, приобрести навык работы с информацией, выработать логическое мышление при поиске многовариантного решения [4].

У метода кейсов также существует ряд ограничений в применении на практике. Данную педагогическую технологию желательно адаптировать к условиям, сложившемся и характерным для образования России, так как всегда необходимо учитывать все положительные аспекты современного образования, присущего именно нашей стране. При этом данную методику так же нельзя использовать во всех специализациях и направлениях обучения.

Метод кейсов вполне оправдан, где в специализации или направлении обучения пресутствует так называемые практические задачи, в основе которых лежат реальные ситуации из реального производственного процесса. Разбор и решение таких ситуационных задач ведет к накоплению практических навыков. Возможно также использование данной педагогической технологии в дистанционно-модульном направлении образования, а также при повышении квалификации и впроцессе переподготовки кадров, с учетом российских норм и требований в системе высшего образования [5].

Отрицательным моментом использования данного метода является его использование в областях, где преобладает наличие большого количества типовых практических ситуаций. В таких случаях метод кейсов используется как рутинный аспект разбора и запоминания стандартного набора заданий, рассмотрение одной и той же типовой ситуации под различным углом.

При этом технология кейсов обладает возможностью творчески объединить новейшие знания и аспекты современной жизни с фундаментальностью базовых знаний, умений и навыков, а также развить мотивацию к развитию профессионального потенциала студентов.

Метод кейсов ориентирован на формирование практический умений и навыков. Поэтому его можно рекомендовать к использованию на заключительной стадии любого направления обучения или специализации при условии наличия практической основы формирования навыков. Одним их положительных аспектов данного метода может служить усиление образовательно-педагогической составляющей большинства существующих направлений обучения в качестве практической иллюстрации будущей специальности.

Вышеизложенные моменты позволяют рассмотреть еще одно наиболее важный положительный аспект использования метода кейсов. Данный метод предоставляет возможность формирования собственных подустановочных целей при работе с исходным материалом, предназначенным для решения основной проблемы. Как следствие такого варианта оценки использования метода — возможность отобрать будущих специалистов с четкой ориентацией на выбранное направление без разброса профессиональных интересов.

Опираясь на вышеуказанные моменты, можно сделать ряд характерных выводов. Метод кейсов не однозначен в применении в системе высшего образования. Данная технология имеет в себе как положительные, так и отрицательные стороны при возможном применении ее в образовательном процессе. Необходимость адаптации метода к условиям и особенностям высшего образования России — это необходимый минимум для возможности использования данного метода.

Литература:

  1. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М.: Academia, 2007. 336 с.
  2. Виневская А. В. Метод кейсов в педагогике. Ростов: Феникс, 2015 г. 141 с.
  3. Голованова Ю. В. Инновационные элементы и возможности дистанционно-модульного образования как способ создания гибкого мобильного специалиста // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 2 (35). С. 284–290.
  4. Голованова Ю. В. Кейсовые технологии: проблемы и пути их применения в системе высшего образования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3 (36). С. 274–285.
  5. Голованова Ю. В. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 163–167.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, метод кейсов, возможность, направление обучения, будущая специализация, знание, методика, навык, умение, педагогическая технология.


Задать вопрос