В современном обществе наиболее пагубной привычкой населения является курение. Риск несут все — как активные, так и пассивные курильщики. В течении времени многие общественные заведения стали подразделять свое пространство на несколько различных областей для курящих и некурящих гостей. Однако данные меры не полностью защищают некурящих людей от пагубного влияния табачного дыма на их организм.
Проведенные исследования во всем мире привели к тому, что стало необходимым ввести закон о борьбе с курением в общественных местах. Большинство населения приняли данную идею с одобрением, в связи с тем, что курение все больше становилось обыденной привычкой, от которой человек сам хотел избавиться, однако сделать этого не получалось. За счет того, что в общественных местах стало запрещено курить, ситуация начала меняться.
После ряда проведенных опросов было определено, что желание курить стало гораздо меньше, чем желание нарушить закон и получить за это соответствующий штраф. В процессе проводимого исследования было определено, что за счет введения данного закона в день люди начали курить приблизительно на три или даже четыре сигареты, что является результатом отсутствия возможности покурить по дороге домой или же во время отдыха в парке.
Принятый и вступивший в силу Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» позволяет оградить окружающих от дымовой завесы, сделать город чище и помочь курильщикам избавиться от вредной привычки.
В соответствии с изменениями в законе, с 2016 года запрещается курить в следующих общественных местах:
– различный транспорт;
– места временного проживания, такие как общежития или же гостиницы;
– лифты подъездов;
– здания, которые принадлежат тем или иным государственным учреждениям;
– на рабочем месте, если оно находится внутри определенного помещения;
– здания, которые принадлежат каким-либо социальным службам;
– различные торговые объекты;
– помещения транспортной связи, такие как метро, вокзалы и др.
Помимо всего прочего данное законодательство распространяется также на любые объекты, на территории которых действуют специализированные правила пожарной безопасности. В частности, это касается различных пекарен, мест добычи горючих жидкостей и других помещений.
При этом стоит отметить, что в действующем законодательстве 2016 года четко определено, что в тех общественных местах, в которых курение является запрещенным, в обязательном порядке должен быть размещен специализированный знак предупреждения, но при этом должно также присутствовать и специальное место для курящих людей. В данном случае также не отводится просто какое-нибудь помещение, а предоставляется полностью изолированная комната, оснащенная соответствующей вентиляцией. Если же этих условий не соблюдено, то в таком случае на человека накладывается штраф за курение в общественном месте.
Также следует сказать о том, что законодательство 2016 года относится не только к табачным, но еще и к электронным сигаретам, причем об этом не написано прямым текстом, однако лучше не пробовать рисковать, потому что на самом деле отдельной статьей запрещается применение так называемых имитаций изделий из табака для того, чтобы впоследствии уменьшить на них потребительский спрос.
Для каждого отдельного табачного изделия в будущем будет определена точная стоимость, в соответствии с которой потребитель и будет его покупать, при этом стоит отметить, что все цены будут рассчитаны в обязательном порядке, учитывая действующий налоговый кодекс. Подобные нормы законодательства предусматриваются по той причине, что правительство собирается избавить от вредной привычки курения максимальное количество человек, так как они вредят не только своему здоровью, но и здоровью окружающих.
Продавцам и раньше запрещалась реализация табачных изделий среди лиц, не достигших совершеннолетия, однако в 2016 году законодательство серьезно ужесточилось в этом плане, а такие штрафы за курение действительно большие. Теперь в любых фильмах или же передачах запрещается демонстрация курения, а все телевизионные программы, в которых в эфирное время будет замечено курение, будут серьезно оштрафованы. В данном случае единственным исключением является те передачи, в которых изначально рассказывается о том, что курение представляет собой пагубную привычку.
Помимо этого, с июня 2014 года продажа табачных изделий разрешена исключительно в крупных супермаркетах. Особенное внимание компетентными органами уделяется тем местам, в которых сигареты продаются поштучно, потому что именно здесь для себя чаще всего покупают для себя сигареты дети, не достигшие совершеннолетнего возраста.
Тяжесть административного правонарушения зависит от нескольких обстоятельств, совокупность которых отражается на величине штрафа. Кроме непосредственно употребляющих табачные изделия, санкции применяются к торговле табачными изделиями, если присутствуют нарушения. В настоящий момент административными мерами наказания являются:
1) детские площадки — 2000-3000 рублей. В том случае, если в процесс курения помимо прочего вовлекаются еще и дети, то в таком случае штраф составляет 5000 рублей;
2) курение в неположенном месте (поезде, заправке и т.д.) — 1500 рублей;
3) продажа несовершеннолетним — продавец платит штраф 30000 рублей, в то время как компания, на которую он работает, и вовсе будет оштрафована на 150000;
4) реклама — 150000 рублей;
5) отсутствие в офисе места для курения — 30000 рублей штраф компании;
6) штраф за курение в подъезде — 1500 рублей.
Протокол об административном правонарушении за курение в неположенном месте может быть составлен следующими должностными лицами:
– работники ОВД;
– работники транспортной инспекции;
– представители ЖД органов;
– работники организаций общественного транспорта;
– представители метрополитена
– представители санорганов;
– работники МЧС.
При установлении виновности лица, сотрудник полиции составляет протокол о наличии правонарушения, являющийся отправной точкой для наложения взыскания. Несогласный с действиями правоохранительных органов гражданин имеет право отказаться подписать протокол, если считает, что не совершал нарушения. В подобной ситуации, при судебном рассмотрении дела необходимо будет обосновать свою позицию и предоставить веские аргументы.
Нарушителю предоставляется 10 дней, чтобы погасить штраф, в противном случае возникает судебное исполнительное производство. Не существует ограничений по количеству взысканий, протокол может быть составлен неограниченное количество раз.
Правоохранительные и надзорные органы могут предъявлять претензии не только к курильщикам. Например, в обязанность администрации предприятий и учреждений вменено оборудование мест для курения и оснащение запретительными табличками остальных помещений. Должностные лица, не исполнившие новые постановления, штрафуются на 10 — 20 тысяч рублей, юридические лица подвергаются наказанию в 30 — 60 тысяч рублей.
При систематических нарушениях и неисполнении полученных предписаний, предприятие может быть закрыто на установленный судом срок. Руководство предприятия получает штраф, который по размерам является максимальной мерой наказания.
После составления протокола гражданину дается 10 дней для возможности обжаловать дело в судебном порядке. Затем суд выносит постановление, в обязанность виновного входит оплата средств в течение 60 дней. Если после общих 70 дней долг не будет погашен добровольно, то в дело вступает исполнительная система.
Если виновный работает и получает заработную плату на банковскую карту, то принудительно могут удерживаться долговые обязательства до 50 % ежемесячных поступлений. Отсутствие официального трудоустройства приведет к взысканию задолженности путем ареста движимого и недвижимого имущества должника.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод что, совершенствование законодательства в области охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма, способствует улучшению не только экологического состояния, но и повышению социальной ответственности граждан. Привлечение к административной ответственности физических лиц, увеличение штрафов послужит мотивацией в борьбе с курением, а усиление санкций для юридических лиц повлечет за собой возрастание ответственности к здоровью своих сотрудников, подержание имиджа компании и улучшение экологической ситуации не только отдельных территорий, но и всего государства.
Литература:
- Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 17.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016). — 2001. — Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».
- Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ ( с изм. и доп. от 18.10.2016) — Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».
- Агапов А.Б. Административное право / А.Б. Агапов. — М.: Юрайт, 2014. — 944 с.
- Гуев А. Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях РФ / А.Н. Гусев. — 2011. — Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
- Малахова Н.В. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность ответственность за их совершение / Н.В. Малахова // Правовая идея. — 2013. — № 7. — С. 2.