Статья посвящена раскрытию вопроса роли экранных искусств — кино и телевидения — в процессе формирования визуальной культуры зрителя. В статье обсуждаются и определяются понятия «визуальной культуры», «визуального восприятия» и «визуальной аттракции», а также методы и технологии визуального воздействия экранных искусств, применяемые ими в ежедневной практике создания визуальной среды для зрительской аудитории.
Ключевые слова: культура, визуальная культура, экранные искусства, зритель, визуальное восприятие, формирование визуальной культуры
Вступление человечества в 21 век было ознаменовано процессом бурного технического прогресса, развитием разнообразных средств коммуникации, реформированием всех сфер человеческой жизни посредством интеграции с новыми технологиями, лидирующее место среди которых заняли аудиовизуальные формы представления информации.
Последние десятилетия до неузнаваемости изменили окружающую привычную реальность. В повседневную, деловую и личную сферы жизни человека вторглись различные медиа технологии с обширным спектром функций и предназначений, трансформировали многие аспекты человеческой деятельности, видоизменили саму суть понятия о развлечениях, способах организации свободного времени. Жизнь современного человека уже невообразима без ноутбуков, мобильных устройств связи и воспроизведения продуктов медиа разных форматов. Сейчас мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и прочие виды гаджетов стали практически незаменимы для человека, как в обыденной сфере, так и в его трудовой жизнедеятельности.
Ввиду сложившегося положения и в условиях «информационного взрыва» 21 века, человечество по достоинству оценило и отдало свое предпочтение визуальному способу передачи данных. Благодаря простоте, доступности и легкому пониманию визуальной составляющей информации, визуальная культура занимает доминирующее положение в современном обществе. К средствам визуальной культуры можно отнести все, что включает в свою структуру визуальные элементы. Прежде всего, это виды визуальных искусств: живопись, театр, фотография, граффити, кинематограф, телевидение, реклама, видео-арт, Интернет и т. д.
Причины столь обширной экспансии визуальной культуры, по мнения мирового ученого, занимающегося изучением данной тематике, могут крыться в:
- Глобализации
- Высокой скорости производства и потреблении медиа продуктов
- Распространении многоэкранности
- Главенстве визуальных медиа во всех сферах жизни
- Ослабевании критического мышления.
Вопросы — что есть визуальная культура? Почему она так популярна в современном мире? Почему публика отдает предпочтение визуальным и аудиовизуальным способам получения информации? На чем базируются методы «визуальной аттракции» и визуального воспитания современного зрителя? — являются основной целью и предметом исследования данной статьи.
Термин «визуальная культура» появился на стыке таких дисциплин как история и теория искусства, теория кино, антропология и др. Само возникновение визуальной культуры стало следствием усложнения человеческого бытия, стремительного промышленного и технического развития, реорганизации знакомого и удобного образа жизни, необходимости человека изменяться, подстраиваться под новые условия, диктуемые новым обществом, новым временем и новой реальностью.
Визуальная культура представляет собой совокупность общественных, индивидуальных материальных и интеллектуальных визуальных ценностей, хранящихся и функционирующих в форме символов в определенном социуме и передаваемых посредством визуальных средств информации.
Многие исследователи определяют визуальную культуру как отдельный аспект культуры в целом, формирующий у людей способность к восприятию, анализу, интерпретации, оценке и созданию визуальных образов [1, с. 113], [2, с. 9].
Визуальная культура не просто так стала основной формой получения и потребления информации. Суть этого феномена заключается в доступности визуального восприятия форм, знаков и символов, содержащих в себе емкие, четкие и конкретные сообщения, понятные большинству людей.
«Визуальное восприятие является наиболее простым видом восприятий человека. Визуально воспринимаемые объекты реже вызывают неприязнь и быстрее формируют ассоциации, что приводит к лучшему усвоению информации и запоминанию» [3].
Методики и технологии основываются воздействия визуальной культуры основываются на ассоциативных связях, на визуальном языке программирования способа мышления зрителя и потенциального потребителя рекламных товаров. Неспроста речь зашла о рекламе. Визуальное искусство, по большей части, применяет ту же тактику, как и реклама — самый эффективный способ продвижения товаров и услуг.
Для формирования ассоциативной связи, или же визуальной аттракции, в массовых медиа используются уже знакомые знаки и символы, несущие в себе необходимый смысл и содержание. Визуальный язык дороже тысячи слов. Легко, быстро и доступно он может объяснить основную идею, мысль автора визуального продукта или произведения. Более того, учеными доказано, что более половины информации, получаемой человеком из вне, передается с помощью визуальных путей приема данных.
Естественно, что большинство представителей современного общества в целом, в частности молодое поколение, выросшее в условиях скачкообразного развития технологий, сделает, к примеру, выбор в пользу новомодной голливудской экранизации, а не предпочтет самостоятельное, трудоемкое ознакомление с литературным первоисточником. Современная жизнь имеет тенденцию к чрезвычайно быстрому прогрессированию всех областей человеческого познания и катастрофической нехватке временного ресурса. Этим и объясняется такая популярность экранных искусств и визуальных способов передачи информации.
Кинематограф и телевидение — два гиганта в области визуальной культуры. Трудно представить себе альтернативные СМИ, оказывающие столь неизгладимое впечатление и эффективное влияние на свою аудиторию. А ведь эта аудитория исчисляется миллиардами зрителей. Не зря вторым названием Голливуда стало характерное словосочетание «Фабрика грез». В первую очередь оба этих визуальных искусства апеллируют к ассоциативной области мышления зрителя, говоря иначе, они напрямую обращаются к смысловой составляющей того или иного общеизвестного знака или символа.
Кино и телевидение отражают окружающую реальность, трансформируют ее, иногда даже искажают ее восприятие таким образом, что зрительская аудитория, пусть и с некоторой долей недоверия, начинает верить происходящему на экране. С помощью подобных тактик, кино и телевидение могут оказывать огромное воздействие на своего зрителя. Зачастую, такое воздействие приводит к парадоксальному результату.
Иными словами, прибегая к помощи таких стратегий, оба этих экранных искусства во власти изменить не только наше сознание, взгляды, но и отношение к миру и происходящим в нем событиям.
Такой поразительный эффект достигается за счет специфического визуального языка, с помощью которого они с нами «общаются». Визуальная коммуникация производится во многом благодаря особенностям киноязыка и языка телевизионного, создатели которого, основываясь на многолетнем опыте функционирования и развития этих искусств, выработали полезные знания о методах наиболее эффективного воздействия на зрителя.
Визуальный язык кино и телевидения обращается к самому подсознанию, к чувственному восприятию мира, к нашему отношению жизни. Найдя в этих критериях прочный фундамент для своей деятельности, кинематограф и телевидение начинают стоить свою «версию» жизни.
Мы не раз становились свидетелями пропаганды некоторых моделей жизни по кино или телевидению. Они как вирусная реклама прочно укрепляются в нашем сознании, начинают незаметно трансформировать наши мысли и взгляды по отношению к ним. И вот мы уже невольно начинаем думать, что мы пришли к данной мысли самостоятельно, а не с легкой подачи визуальных медиа. В обществе такие «модели» называются модным словом «бренд». Такие модели, в первую очередь, обращаются к базовым желаниям, порывам и инстинктам.
«При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них». Таким образом, целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов» [2, с. 10–11].
Коммуникация, потребность в эстетическом наслаждении, эмоциональные переживания, катарсис, в конце концов, — вот те составляющие, которые заставляют нас вновь и вновь обращаться к визуальным искусствам такого рода, как театр, кинематограф и телевидение. В них мы ищем подобие жизни, задаем вопросы и получаем ответы на них. Обдумываем полученную информацию, интерпретируем ее и применяем в повседневной жизни, учимся создавать собственные визуальные художественные образы, свой визуальный язык.
Визуальная культура, предоставляемая зрителям такими экранными средствами, как кино и телевидение, обладает удивительным свойством сохранять знания, накопленные поколениями и формировать новые посредством творчества и индивидуального подхода. Кинематограф и телевидение не только воспитывают в нас визуальную культуру, но и в своих специальных знаках и символах сберегают для нас прошлое человечества и его бесценный опыт в понятных для всех образах. Полагаю, именно в этом состоит главная ценность визуального языка кино и телевидения.
Литература:
- Даниэль С. М. Искусство видеть [Текст] /С. М. Даниэль. — М.: Амфора, 2006. — С. 206.
- Дубовая Н. В. Визуальная культура в аспекте современности // «Тенденции развития педагогической науки»: материалы международной заочной научно-практической конференции. — 2010: СибАК, 2010. — С. 267.
- Немтинова Д. Г. Визуальная культура. Виды визуальных наблюдений в культуре. // Студенческий научный форум. URL: https://rae.ru/forum2012/232/501 (дата обращения: 20.02.2017).