В современных условиях целью обучения становится не простая трансляция имеющейся информации, а раскрытие индивидуальных способностей личности, развитие её умственной активности. Ставится задача не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Технология развития критического мышления впервые была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита, авторами данной программы являются Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит. Технология развития критического мышления характеризуется как открытая система стратегий и методических приемов, предназначенных к использованию в областях науки, образования, видах деятельности.
Генеральным принципом данной технологии является принцип гуманизации и сотрудничества, имеющий целью получение таких результатов, как:
- формирование способности у обучаемых эффективно работать в условиях частой смены технологий труда и производства, постоянно увеличивающегося и обновляющегося информационного потока в различных областях научных знаний;
- формирование умений критически оценивать полученную информацию и на основе такой оценки аргументированно выражать и отстаивать свою точку зрения;
- становление готовности не только решать возникающие проблемы, но и в случае необходимости брать ответственность на себя;
- формирование способности заниматься своим саморазвитием (академическая мобильность); развитие умения сотрудничать и работать в группе; укрепление способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимается совокупность личностных качеств, свойств, умений, обусловливающих не только высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, но и «рефлексивный» уровень, для которого новая информация, превращенная в новое знание, является не конечной, а начальной точкой аргументированного и логичного мышления, базирующегося на личностном опыте и проверенных фактах. Можно сказать, что творческое мышление создает новые идеи, а критическое выявляет их недостатки и дефекты. То есть тип критического мышления основан на сомнении в достоверности какой-либо информации. Человек, обладающий критическим мышлением, должен удерживать баланс между гиперкритицизмом (если новая информация не укладывается в привычные рамки, то она неверна) и легковерием (все новое приравнивается к истинному, то есть заслуживающему самого пристального внимания), иметь способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов [1].
Таким образом, показателями критического мышления могут быть следующие:
- допущение различных трактовок информации;
- умение строить гипотезы;
- способность к систематизации объектов, фактов, явлений;
- владение аргументированной речью;
- способность формулировать логические выводы;
- умение осуществлять критический анализ фактов, явлений [2].
Формами развития критического мышления у студентов колледжа могут быть:
- сбор данных;
- анализ текстов, материалов;
- сопоставление альтернативных точек зрения;
- коллективное обсуждение предлагаемого факта, ситуации, явления;
- дебаты, дискуссии.
В основе данной технологии лежит трехфазовая структура учебного занятия (схема
1):
Схема 1 -Трехфазная структура учебного занятия
Первая фаза предоставляет возможность учащимся проанализировать то, что они уже знают об изучаемой теме, что создает дополнительный стимул для формулировки ими собственных целей – мотивов, а также актуализирует познавательную деятельность студентов.
В процессе реализации фазы вызова можно использовать прием «мозговой штурм» в группах численностью 5-7 человек. На первом этапе создается банк идей, обсуждаются возможные решения проблемы, принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. На этом этапе не допускаются критика и комментирование. Второй этап предполагает коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главной целью является поиск рациональных решений, попытка совместить найденные решения. На третьем этапе осуществляется выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. При этом студенты могут свободно высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, без боязни ошибиться и быть исправленным педагогом. Учитывая, что любое высказывание будет важным для дальнейшей работы, важно, чтобы они фиксировались преподавателем [3].
Также на стадии вызова целесообразно использовать прием «верные-неверные утверждения». Преподаватель заранее готовит ряд утверждений, часть из которых не является верными. Учащиеся выбирают верные утверждения, полагаясь на имеющиеся знания по теме. Данный прием позволяет актуализировать имеющиеся знания у учащихся, формировать личную заинтересованность в получении знаний. На стадии рефлексии необходимо возвратиться к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными, а какие нет.
В процессе реализации фазы осмысления главная задача преподавателя состоит в том, чтобы поддерживать активность студентов, их интерес к изучению новой темы. Поскольку одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, то важное значение имеет качество отобранного материала.
На фазе осмысления содержания студенты:
- осуществляют контакт с новой информацией;
- сопоставляют новую информацию с уже имеющимися знаниями;
- осуществляют поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
- стремятся обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
- готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
На данном этапе актуален такой прием, как чтение текста с маркировкой по методу insert. Во время чтения текста необходимо делать определенные пометки на полях. С помощью маркировочных знаков, в тексте отмечается информация, которая уже известна учащимся, новая информация и та, которая требует от учащегося дополнительных сведений. Данный прием требует от студентов активного и внимательного чтения, обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
Фаза рефлексии включает в себя: размышление, анализ, творческую интерпретацию. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. На данном этапе учебного занятия можно применять такой прием, как составление кластера, что, во-первых, способствует систематизации полученной информации, а во-вторых, развивает творческие способности учащихся.
Применение технологии развития критического мышления в рамках Бузулукского финансово-экономического колледжа, в частности на уроках экономики, способствует не только лучшему восприятию новой информации, развитию умственной активности, но и положительно сказывается на мотивации студентов к учебной деятельности.
Литература:
- Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. − 2-е изд., стер. − М.: КНОРУС, 2011. − 432 с.
- Виноградова А.В. Формирование критического мышления школьников при проведении устной работы по геометрии в старших классах / А.В. Виноградова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4. - с. 65
- Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. − М.: Просвещение, 2004.