Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Габидулин, Т. К. Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов колледжа / Т. К. Габидулин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43970/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современных условиях целью обучения становится не простая трансляция имеющейся информации, а раскрытие индивидуальных способностей личности, развитие её умственной активности. Ставится задача не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Технология развития критического мышления впервые была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита, авторами данной программы являются Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит. Технология развития критического мышления характеризуется как открытая система стратегий и методических приемов, предназначенных к использованию в областях науки, образования, видах деятельности.

Генеральным принципом данной технологии является принцип гуманизации и сотрудничества, имеющий целью получение таких результатов, как:

- формирование способности у обучаемых эффективно работать в условиях частой смены технологий труда и производства, постоянно увеличивающегося и обновляющегося информационного потока в различных областях научных знаний;

- формирование умений критически оценивать полученную информацию и на основе такой оценки аргументированно выражать и отстаивать свою точку зрения;

- становление готовности не только решать возникающие проблемы, но и в случае необходимости брать ответственность на себя;

- формирование способности заниматься своим саморазвитием (академическая мобильность); развитие умения сотрудничать и работать в группе; укрепление способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимается совокупность личностных качеств, свойств, умений, обусловливающих не только высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, но и «рефлексивный» уровень, для которого новая информация, превращенная в новое знание, является не конечной, а начальной точкой аргументированного и логичного мышления, базирующегося на личностном опыте и проверенных фактах. Можно сказать, что творческое мышление создает новые идеи, а критическое выявляет их недостатки и дефекты. То есть тип критического мышления основан на сомнении в достоверности какой-либо информации. Человек, обладающий критическим мышлением, должен удерживать баланс между гиперкритицизмом (если новая информация не укладывается в привычные рамки, то она неверна) и легковерием (все новое приравнивается к истинному, то есть заслуживающему самого пристального внимания), иметь способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов [1].

Таким образом, показателями критического мышления могут быть следующие:

- допущение различных трактовок информации;

- умение строить гипотезы;

- способность к систематизации объектов, фактов, явлений;

- владение аргументированной речью;

- способность формулировать логические выводы;

- умение осуществлять критический анализ фактов, явлений [2].

Формами развития критического мышления у студентов колледжа могут быть:

- сбор данных;

- анализ текстов, материалов;

- сопоставление альтернативных точек зрения;

- коллективное обсуждение предлагаемого факта, ситуации, явления;

- дебаты, дискуссии.

В основе данной технологии лежит трехфазовая структура учебного занятия (схема

1):

Схема 1 -Трехфазная структура учебного занятия

Первая фаза предоставляет возможность учащимся проанализировать то, что они уже знают об изучаемой теме, что создает дополнительный стимул для формулировки ими собственных целей – мотивов, а также актуализирует познавательную деятельность студентов.

В процессе реализации фазы вызова можно использовать прием «мозговой штурм» в группах численностью 5-7 человек. На первом этапе создается банк идей, обсуждаются возможные решения проблемы, принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. На этом этапе не допускаются критика и комментирование. Второй этап предполагает коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главной целью является поиск рациональных решений, попытка совместить найденные решения. На третьем этапе осуществляется выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. При этом студенты могут свободно высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, без боязни ошибиться и быть исправленным педагогом. Учитывая, что любое высказывание будет важным для дальнейшей работы, важно, чтобы они фиксировались преподавателем [3].

Также на стадии вызова целесообразно использовать прием «верные-неверные утверждения». Преподаватель заранее готовит ряд утверждений, часть из которых не является верными. Учащиеся выбирают верные утверждения, полагаясь на имеющиеся знания по теме. Данный прием позволяет актуализировать имеющиеся знания у учащихся, формировать личную заинтересованность в получении знаний. На стадии рефлексии необходимо возвратиться к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными, а какие нет.

В процессе реализации фазы осмысления главная задача преподавателя состоит в том, чтобы поддерживать активность студентов, их интерес к изучению новой темы. Поскольку одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, то важное значение имеет качество отобранного материала.

На фазе осмысления содержания студенты:

- осуществляют контакт с новой информацией;

- сопоставляют новую информацию с уже имеющимися знаниями;

- осуществляют поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

- стремятся обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

- готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

На данном этапе актуален такой прием, как чтение текста с маркировкой по методу insert. Во время чтения текста необходимо делать определенные пометки на полях. С помощью маркировочных знаков, в тексте отмечается информация, которая уже известна учащимся, новая информация и та, которая требует от учащегося дополнительных сведений. Данный прием требует от студентов активного и внимательного чтения, обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Фаза рефлексии включает в себя: размышление, анализ, творческую интерпретацию. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. На данном этапе учебного занятия можно применять такой прием, как составление кластера, что, во-первых, способствует систематизации полученной информации, а во-вторых, развивает творческие способности учащихся.

Применение технологии развития критического мышления в рамках Бузулукского финансово-экономического колледжа, в частности на уроках экономики, способствует не только лучшему восприятию новой информации, развитию умственной активности, но и положительно сказывается на мотивации студентов к учебной деятельности.

Литература:

  1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. − 2-е изд., стер. − М.: КНОРУС, 2011. − 432 с.
  2. Виноградова А.В. Формирование критического мышления школьников при проведении устной работы по геометрии в старших классах / А.В. Виноградова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4. - с. 65
  3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. − М.: Просвещение, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, технология развития, информация, прием, учебное занятие, знание, зрение, полученная информация, умственная активность, формирование способности.


Похожие статьи

Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков

Использование компетентностного подхода и технологии развития критического мышления на уроках истории

Применение инструментов прикладной психологии для оценки качества образования в педагогическом колледже

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Особенности преподавания математики в современной школе в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Похожие статьи

Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков

Использование компетентностного подхода и технологии развития критического мышления на уроках истории

Применение инструментов прикладной психологии для оценки качества образования в педагогическом колледже

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Особенности преподавания математики в современной школе в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Задать вопрос