Изменение современной парадигмы образования и реализация в образовательных учреждениях федеральных государственных образовательных стандартов, в основе которых лежит деятельностный подход, привело к осознанию необходимости формирования психологической компетентности будущих педагогов, которым предстоит осуществлять учебно-воспитательный процесс и решать ряд психолого-педагогических проблем: осознавать психологические особенности самой учебной деятельности, психологические характеристики обучающего и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения, психологические механизмы и закономерности усвоения; взаимодействие участников образовательного процесса в учебном сотрудничестве, направленное на решение учебно-познавательных задач [3]. В данном контексте актуальны слова Л.С. Выготского: «…так как процесс воспитания есть процесс психологический, то знание общих основ психологии помогает … научной постановке этого дела» [1].
В связи с этим успешность профессиональной деятельности современного педагога в значительной степени определяется его психологической компетентностью, сензитивным периодом формирования которой является период вузовского обучения.
Существуют разные подходы к пониманию сущности понятия «психологическая компетентность», изучением которой занимались такие ученые, как А.А. Бодалев, А.Д. Алферов, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Г.И. Метельский, Л.А. Колмогорова и другие. А.Д. Алферов понимает под психологической компетентностью составную часть профессиональной подготовки обучающего. Н.В. Кузьмина, Г.И. Метельский – систему знаний, умений, навыков, обеспечивающих педагогу высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своим психическим состоянием, общепсихологическую подготовленность. Л.А. Колмогорова рассматривает ее как составляющую общей и профессиональной культуры [2]. На наш взгляд, психологическая компетентность – особое образование психики, которое определяет успешность профессиональной деятельности, предполагающее наличие психологических знаний, психологического мышления, практических умений и навыков межличностного взаимодействия.
Психологические знания должны включать достаточно широкий круг вопросов: возрастные психологические особенности субъектов учебной деятельности, условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием обучения: «барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности, психолого-педагогические условия развития учебной мотивации, субъектных функций обучающихся, коллективно–распределенной деятельности по выбору собственных целей, планов, проектов, психологические особенности одаренных детей и детей с нарушениями здоровья и другие [4]. Практические умения и навыки предполагают умения по созданию психолого-педагогических условий организации учебной деятельности, учебного сотрудничества, расширения субъектных функций обучающихся, а также навыки эффективного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса [3].
На основании данной трактовки психологической компетентности возникает проблема ее формирования у бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование». В данном контексте своевременны слова К.Д. Ушинского о необходимости изучения педагогами определенных законов психических явлений, которыми они хотят управлять, и их применении в соответствии со сложившимися обстоятельствами [5].
Как показывает практика, для развития психологической компетентности необходимо использовать как теоретическую психологическую подготовку, так и практические методы профессионального обучения. В этом аспекте ведущей задачей формирования психологической компетентности бакалавров педагогики является расширение психологических знаний, представлений об их будущей профессиональной деятельности, коммуникативных умений и навыков, психологического мышления.
В процессе обучения будущего педагога в высшем учебном заведении – Бузулукском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ – происходит усвоение профессионально важных психологических знаний и формирование психологических умений при реализации таких учебных дисциплин, как «Психология личности», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Основы специальной педагогики и психологии», «Психолого-педагогические основы предшкольного образования», «Возрастная психология», включенных в структуру учебного плана по направлению подготовки «Педагогическое образование» профили Дошкольное образование, Начальное образование. В процессе прохождения указанных курсов дисциплин каждое занятие включает теоретический, практический и рефлексивный этапы, способствующие естественному синтезу психологических знаний и умений, обеспечивающих психологическое оснащение процесса овладения педагогической профессией и будущей профессиональной деятельностью.
Реализация психолого-педагогических дисциплин осуществляется в рамках деятельностного подхода, позволяющего достигать результата комплексного решения задач, усиления психологического и практико-ориентированного характера профессиональной подготовки, развития личности будущего педагога.
Одной из важнейших форм практического психолого-педагогического обучения будущих педагогов является учебная и производственная практика в образовательных учреждениях. Базовым критерием сформированности психологической компетентности является умение будущего педагога разрешать педагогические ситуации, задачи, способствующие развитию личности обучающегося, что прослеживается в процессе прохождения педагогической практики. Основными путями повышения психолого-педагогической компетентности в процессе прохождения бакалаврами педагогической практики являются аналитическая работа профессиональной педагогической деятельности, формирование умений оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль, профессиональные позиции и установки, совместное решение профессиональных задач (конфликтные ситуации в ученическом коллективе; низкая учебная мотивация отдельных обучающихся; затруднения в организации учебного сотрудничества и другие); использование интерактивных методов обучения, методов социального психологического тренинга с целью совершенствования профессиональной позиции будущего учителя, развития психических процессов (педагогическое мышление, педагогическая рефлексия и другие), совершенствование педагогических умений по развитию приемов психологической разгрузки, расширение профессиональных знаний.
Психологическая компетентность будущих педагогов прослеживается в процессе прохождения педагогической практики при создании доверительной атмосферы и диалогического характера общения с обучающимися, использовании невербальных средств общения, при выстраивании стратегии разрешения конфликтных ситуаций, развитии социально–перцептивных механизмов (рефлексия, эмпатия, идентификация, децентрация), понимании поведения обучающихся и педагогов, интерпретации психологических механизмов возникновения того или иного эмоционального состояния. Указанный вид компетентности предусматривает ролевую пластичность учителя, что находит выражение в возможности выполнения разных ролей: консультанта, психотерапевта, наблюдателя, товарища, контролера в соответствии с ситуациями взаимодействия. В период прохождения бакалаврами педагогической практики становится возможным отследить уровень их владения приемами самореализации, развития индивидуальности в рамках профессии: навыками постановки и реализации задач психологического развития, самосовершенствования, саморегуляции. компенсации недостающих психических свойств. В процессе реализации деятельностного подхода при прохождении педагогической практики студенты осваивают такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения детей с учетом их возрастных психологических и индивидуальных особенностей, проводят учебную психолого-педагогическую диагностику психических процессов, свойств обучающихся; индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей; выявляют психолого-педагогические условия обучения и воспитания одаренных, талантливых детей, с одной стороны, и обучающихся с ограниченными возможностями, с другой; приходят к пониманию того, что в основе интеллектуальной одаренности лежат более сложные психологические механизмы, чем способность к конвергентному или дивергентному мышлению, а значит, необходимо знание особенностей и одаренных людей, и людей с ограниченными возможностями здоровья, и умение эффективно с ними взаимодействовать [3].
Таким образом, особенность формирования психологической компетентности будущих педагогов связана с реализацией современных федеральных государственных образовательных стандартов, в основе которых лежит деятельностный подход, требующий высокого уровня психологической подготовки, рефлексивной, аналитической, проектировочной деятельности обучающего.
Литература:
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, Психология: классические труды. М.: Педагогика–Пресс, – 1999 – 536 с. – ISBN 5–7155–0747–2.
- Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практическое пособие для школьных психологов. – Л.С. Колмогорова. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2002 г. – 360 с. – ISBN 5–305–00057–2.
- Омельяненко, Л.А. Развитие субъектных функций учащихся в системе развивающего обучения. Л.А. Омельяненко: монография. Оренбург. ИПК ГОУ, 2005. – 196 с.
- Пузикова, В.С. Философские и психолого-педагогические аспекты формирования компетентностей учащихся в профильном обучении: монография / В.С. Пузикова. Л.А. Омельяненко. – БГТИ (филиал) ОГУ, Самара: СИПКРО, 2013. – 263 с. ISBN 978–5–7174–0555–3.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. К.Д. Ушинский. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2004 г. – 239 с. – ISBN 5–8183–0811–1.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.А. Холодная. – 2-ое изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. – 272 с. – ISBN 5–318–00301–X.