Не первый год я делюсь своим педагогическим опытом. Система обучения, выстроенная мной, неоднократно апробирована и является оптимальной.
Считаю, что специалист должен быть выращен постепенно, в несколько этапов. На каждом этапе я ставлю перед собой разные цели:
-на первом этапе – заинтересовать, мотивировать, увлечь студента; воспитать устойчивый интерес к изучаемой дисциплине;
-на втором – показать, где в профессиональной деятельности можно применить полученные на уроках знания;
-на третьем этапе – научить студента самостоятельно применять информационные технологии для решения профессиональных задач;
-на четвертом этапе – ориентировать специалиста на самообразование.
Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её».
Поэтому на первом этапе обучения, на различных этапах урока, применяю игровые технологии [3]. При формировании темы и целеполагания урока, использую ребусы, анаграммы и т.д. На этапе актуализации знаний использую индивидуальный опрос с помощью игры «Кто хочет стать отличником?». При тематическом контроле знаний на уроках обобщения и систематизации знаний использую игру «Морской бой». Благодаря этому на уроках создается благоприятная обстановка для делового сотрудничества преподавателя и обучающихся. Игровые технологии стимулируют познавательный интерес, ведь любая учебная игра толкает на поиск ответа, ситуация успеха создаёт благоприятную атмосферу, а результат команды в игре будет зависеть от всех участников. Использование нетрадиционных типов урока: КВН, урок-соревнование, конкурс, игра «Слабое звено», «Твоя игра», проведение внеклассных мероприятий по дисциплине делают предмет любимым.
На втором этапе ориентирую студентов на применение изученного, в практической деятельности применяю элементы ролевой игры [2]. Студенты, при выполнении практических работ по теме «Программа презентаций Power Point», создают рекламные ролики. Если это студенты специальности «Правоохранительная деятельность», то они рекламируют услуги юридической конторы, строители – строительной компании, менеджерами которой являются.
На данном этапе так же рекомендую проводить интегрированные уроки. Они дают наглядно понять, как можно применять знания, полученные на уроках «Информатика», при решении любых задач. Ведь интеграция информатики возможна со многими точными науками, где необходимо выполнять расчеты. Например, с математикой, физикой, геодезией, гидравликой, различными специальными дисциплинами.
В паре с Евсюковой Галиной Валерьевной был проведен бинарный урок по дисциплинам «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики» и «Информатика». Данный метод мы использовали при проведении практического занятия. Студенты должны были выполнить опыт, снять необходимые показания, а с помощью программы Excel произвести расчеты и определить режим течения жидкости.
На третьем этапе, дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности», становится прикладной. Студенты специальностей «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» выполняют построение архитектурно-строительные чертежей, технологических карт и т.д. Применяют полученные знания и умения на учебной практике, при выполнении курсовых и дипломных проектов. Студенты специальности «Правоохранительная деятельность» на практических занятиях осуществляют поиск документов, необходимых для разрешения производственных правовых вопросов в справочно-поисковых системах «Гарант» и «КонсультантПлюс».
На четвертом этапе уделяю особое внимание формированию познавательной самостоятельности студентов. Основной задачей на этом этапе является подготовка специалиста, способного творчески мыслить, самостоятельно обучаться и ориентироваться в информационном пространстве [4]. Стало традицией ежегодное проведение конкурсов проектов и сайтов между студентами разных специальностей. При создании проектов студенты должны самостоятельно изучить возможности и способы работы в программе «Movie Maker». При подготовке к конкурсу по разработке сайтов студенты самостоятельно изучают и работают в программе «Publisher-2007».
На лекционных занятиях для оптимизации самостоятельной деятельности студентов применяю метод опережающего обучения. Студенты самостоятельно подбирают информацию к новой теме, выступают на лекциях с докладами, которые сопровождаются самостоятельно созданной презентацией или видеосюжетом.
Технологию критического мышления применяю на этапе изложения нового материала [1]. При работе с раздаточным материалом использую метод «Инсерт», иначе «Плюс-минус-интересно». На этапе закрепления нового материала и первичного оценивания полученных знаний использую метод «Верное-неверное утверждение». На этапе рефлексии содержания учебного материала составляем синквейн.
На всех этапах обучения мной используются технология сотрудничества, рефлексивного обучения и информационно-коммуникационная технология [5].
Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: «Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается». Поэтому технологию сотрудничества использую на всех этапах урока. При актуализации знаний использую фронтальную форму опроса – «мозговой штурм». При закреплении нового материала студенты работают в микрогруппах, составляя тесты, кроссворды по прослушанной теме. Чтобы определить степень усвоения материала, прошу студентов составить вопросы по конспекту лекции, а далее осуществляю попарный опрос. Технология сотрудничества ставит своей целью развитие навыков работы в команде, активизирует совместный поиск истины, развивает навыки культурного общения и взаимовыручки.
Существует несколько видов рефлексии. Психологическую или эмоциональную использую на первом этапе обучения. В конце уроков, где было много нового и трудного для понимания материала, использую приемы «Одним словом», «Нарисуй настроение», «Комплимент» [4].
На всех последующих этапах обучения, использую рефлексию содержания материала, которую так же провожу в конце урока, применяя приемы «Облако тегов», «Фишбоун», «Синквейн» и т.д. Это дает возможность осознать содержание изученного.
Информационно-коммуникационная технология способствует улучшению качества обучения. Приобщение студента к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий дает больше возможностей для саморазвития будущего специалиста [2]. Специалист высокого уровня должен уметь решать профессиональные задачи с привлечением данных технологий. Таковы требования нашего времени.
Литература:
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.
- Вильман Ю.А. Технология – это искусство, мастерство, умение. Передовые технологии-в учебный процесс обучения студентов: Учебное пособие / Ю.А. Вильман. – М.: АСВ, 2008. – 72 c.
- Кукушин В. С. Теория и методика обучения. Высшее образование. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2009.
- Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
- Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 176 с.