Изучение основ компьютерного моделирования студентами профессионального обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вергасова, О. М. Изучение основ компьютерного моделирования студентами профессионального обучения / О. М. Вергасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44010/ (дата обращения: 15.11.2024).



Подготовка в области информатики занимает важную функцию в профессиональном образовании. Дисциплины, связанные с информатикой и информационными технологиями, стали частью естественнонаучного и общепрофессионального блоков подготовки студентов, обучающихся по различным направлениям. Особое место, занимает курс «Компьютерное моделирование», ориентированный на практическую сторону профессионального образования, использование технических и программных средств, в деятельности будущего специалиста.

Первые компьютерные модели были связаны с физическими процессами и явлениями, где с помощью моделирования решались задачи гидравлики, теплообмена, механики твердого тела, а также задачи моделирования электрических цепей. Моделирование представляло собой решение сложных нелинейных задач математической физики с помощью итерационных схем, было оно математическим моделированием. Успехи математического моделирования в физике способствовали распространению его на задачи химии, электроэнергетики, биологии и некоторые другие дисциплины, причем схемы моделирования не слишком отличались друг от друга. Подобный вид моделирования весьма широко распространен и в настоящее время. Боле того, за время развития методов моделирования на ЭВМ при решении задач фундаментальных дисциплин и смежных предметных областей накоплены целые библиотеки подпрограмм и функций, облегчающих применение и расширяющих возможности моделирования.

Из-за большого выбора программных средств, используемых для моделирования, возникает вопрос какое средство наиболее достаточно и просто в использовании. При моделировании студентами электронных устройств, удобно использовать программную среду Multisim группы Electronics Workbench. В ее библиотеке более 16000 электронных компонентов, сопровождаемых аналитическими моделями, используемых при быстром моделировании. В данной программной среде есть контрольно-измерительные приборы, внешний вид которых и характеристики совпадают с настоящими приборами. Профессиональная и образовательная среда схемотехнического проектирования Multisim является удобным инструментом для демонстрации и визуализации явлений и процессов, происходящих в электрических устройствах. Для лучшего понимания функционирования электрических схем и контроля технологическими процессами производства используется визуализация в виде осциллографа, графиков характеристик, показаний виртуальных приборов. Примеры заданий, решаемых в среде схемотехнического проектирования Multisim, представлены ниже.

Задание1: измерить индуктивность катушки и ёмкость конденсатора косвенным методом по результатам прямых измерений напряжения, тока и мощности RL- или RC-ветви и косвенного измерения угла сдвига фаз φk.

Для решения задачи собрать в программной среде Multisim 10 схему цепи, представленную на рисунке 1.

Рисунок 1 – схема электрической цепи

Задание 2: собрать схему цепи постоянного тока на рабочем поле программной среды Multisim 10 как на рисунке 2, и установить параметры элементов: J = 2 А, Е1 = 10 Ом, , R2 = 2 Ом, R3 = 3 Ом, R4 = 4 Ом, R5 = 5 Ом, R6 = 6 Ом, где N – номер индивидуального варианта, режим DС работы измерительных приборов, внутренние сопротивления RА = 1 ном и RV = 10 Mом амперметров и вольтметров. При этом выбрать полярность включения амперметров и вольт­метров, совпадающую с принятыми при расчёте схемы направлениями токов ветвей.

Рисунок 2 – схема электрической цепи

Запустить программу Multisim 10 и занести в таблицу значение тока IkЭ заданной ветви схемы, которое не должно отличаться от расчётного значения Ikр более, чем на 3…4 %.

Другим программным продуктом, реализующим концепции компьютерного моделирования и вычислительного эксперимента, является пакет программ для математических и инженерных расчетов Mathcad, разработанный фирмой Mathsoft Engineering & Education, Inc. Этот программный продукт используется для решения сложных инженерных или научных задач студентами и преподавателями естественнонаучных и технических дисциплин, таких как «Вычислительная математика», «Основы теории управления», «Методы оптимизации», «Теория принятия решений», а также «Моделирование систем» и «Компьютерное моделирование». Пакет Mathcad способствует быстрому росту профессиональной квалификации тех его пользователей, которые обладают хотя бы небольшими аналитическими способностями. Преимущество этого пакета, перед другими, в удобном для восприятия, интуитивно ясном представлении материала. При помощи пакета Mathcad решаются задачи линейного программирования. Решение данной задачи включает в себя следующие этапы: изучение теоретического материала; построение математической модели; исследование модели с помощью Mathcad; подготовка письменного отчета; защита лабораторной работы. Пример задачи линейного программирования приведен ниже.

Пример: Для изготовления изделий А, В используется токарное, сварочное и фрезерное оборудование. Затраты времени на обработку одного изделия для каждого из оборудования указаны в таблице1. В ней же указан общий фонд рабочего времени каждого из типов используемого оборудования, а также прибыль от реализации одного изделия каждого вида.

Таблица 1

Название оборудования

Затраты времени на обработку изделия

Общий фонд рабочего времени

А

В

Фрезерное

3

1

75

Токарное

1

1

30

Сварочное

1

4

84

Прибыль

3

4

Требуется определить, сколько изделий и какого вида следует изготовить предприятию, чтобы прибыль была максимальной.

Для осуществления математических расчётов и моделирования, наиболее широко распространен другой вид программы такой, как электронные таблицы, в частности Microsoft Excel, входящий в стандартный офис фирмы Microsoft. Данные программы являются многофункциональными и в то же время простыми для изучения. С помощью этой программы можно решать задачи исследовательского характера, требующие большого количества вычислений. Электронные таблицы позволяют работать с данными разных типов, с возможностью использования формул в таблицах выполняются точные расчеты, автоматически без ручных технологий. Специальное программирование в электронных таблицах позволяет решать ряд сложных задач.

Microsoft Excel позволяет использовать формулы для того, чтобы организовывать связи между данными в ячейках, при изменении значения данных в ячейке выполняется автоматический перерасчет формул, следовательно, обновляется вся таблица и данные в ней. Основные функции электронных таблиц заключаются в следующем:

 автоматизация всех итоговых вычислений;

 производить однотипные расчёты над большими наборами данных;

 решение задач с помощью подбора значений;

 обработка результатов компьютерного эксперимента;

 табулирование функций и формул;

 создание табличных документов;

 выполнять поиск оптимальных значений для выбранных параметров;

 построение графиков и диаграмм для визуализации табличных данных.

При изучении курса «Компьютерное моделирование» моделирование физических процессов в электронных таблицах Microsoft Excel наиболее доступно и понятно, так как знакомство с Microsoft Excel начинается со школьного курса информатики. Лабораторная работа «Моделирование равномерного движения тела» имеет шаблон, созданный в Microsoft Excel, где студенты вносят исходные данные, формулы для расчёта, определяют шаг изменения времени для подинтервалов, а затем строят график зависимости координаты равномерно движущегося тела от времени. Результат выполнения лабораторной работы в формате Microsoft Excel представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – моделирование физических процессов

Хотелось бы отметить, что рассмотренные программные средства, используемые для изучения студентами компьютерного моделирования и проведения вычислительного эксперимента, будут использоваться в качестве инструментов при решении профессиональных задач. Рассмотренные подходы в подготовке студентов в области компьютерного моделирования будут способствовать формированию навыков выбора и использования средств, адекватных поставленной задаче, а также осознанию необходимости и потребности в использовании полученных знаний в своей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Афонин, В.В. Моделирование систем: учеб. пособие / В.В. Афонин, С.А. Федоскин. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010. – 231 с. – ISBN 978-5-9963-0352-6
  2. Харнитер, М.Е. Multisim 7. Современная система компьютерного моделирования и анализа схем электронных устройств [Электронный ресурс]. / М.Е. Харнитер. – М.: ДМК Пресс, 2010. – 501 с. – ISBN 5-9706-0026-1. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/85054/
  3. Паничев, В.В. Компьютерное моделирование: учеб. пособие [Электронный ресурс]. / Н.А. Соловьев, В.В. Паничев. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. – 115 с. – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/193272
  4. Информатика и образование: журн. / учредитель: Российская академия образования. – 1986 - М.: Образование и Информатика, 2016, № 1–10. – ISSN 0234-0453
  5. Современная электроника / А. Майстренко [и др.]. – Режим доступа: http://www.soel.ru/about/for_authors.aspx
Основные термины (генерируются автоматически): программная среда, компьютерное моделирование, лабораторная работа, таблица, вычислительный эксперимент, линейное программирование, математическое моделирование, общий фонд, программный продукт, профессиональное образование.


Похожие статьи

Анализ программного обеспечения для преподавания 3D-моделирования в общеобразовательных организациях

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Применение дистанционных образовательных технологий при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения

Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании

Применение интерактивных методов обучения на разноплановых занятиях в профессиональной высшей школе

Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках информатики

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Похожие статьи

Анализ программного обеспечения для преподавания 3D-моделирования в общеобразовательных организациях

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Применение дистанционных образовательных технологий при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения

Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании

Применение интерактивных методов обучения на разноплановых занятиях в профессиональной высшей школе

Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках информатики

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Задать вопрос