Реализация межпредметных связей в процессе обучения химии студентов технического направления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Криволапова, Е. В. Реализация межпредметных связей в процессе обучения химии студентов технического направления / Е. В. Криволапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44012/ (дата обращения: 18.12.2024).



Изучение химии, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в вузах, является важной составной частью системы общего естественнонаучного образования и естественнонаучной, в том числе и экологической культуры как интегральной характеристики личности, которая подразумевает профессиональную компетентность, эмоциональную гибкость, необходимую во всех видах профессиональной деятельности человека. Химическое образование вносит существенный вклад в понимание современной картины мира, представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры [1]. Технический прогресс и развитие химии привели к устойчивому становлению общества, что способствовало повышению благосостояния и жизнеобеспечения людей по таким направлениям, как: энергия, строительные материалы, продовольствие, фармацевтика, здравоохранение. В связи с этим, химия является не только важнейшей естественной фундаментальной наукой, но и необходимой учебной дисциплиной [2].

Курс химии является важным для всех направлений и специальностей, так как в процессе его изучения студенты осваивают законы и закономерности, необходимые для понимания сущности и раскрытия причинно-следственных связей явлений и процессов при изучении предметов профессиональной направленности и общеобразовательного цикла. Кроме того, курс химии синтезирует в себе знания, умения и навыки, которые в дальнейшем будут необходимы студентам при изучении отдельных тем или разделов по многим другим предметам, а также во время автопрактикума и производственной практики.

Методика преподавания химии в вузах располагает огромным разнообразием форм и средств, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, который, особенно в последние годы, все более тесно сближается и переплетается с производством [3].

В большинстве своем выпускники-бакалавры технического направления быстро вовлекаются в профессиональную деятельность после окончания института и достаточно легко адаптируются в современном мире. Но, высшее образование – это процесс взаимодействия двух сторон – преподавателя, который должен уметь передать знания, и студента, которому надо уметь их получить и творчески усвоить. Следовательно, надо уметь привлечь и заинтересовать студента, активизировать его мыслительную деятельность, то есть научить его быстро и квалифицированно выбирать нужные методы расчета, творчески обосновывать наиболее конструктивные и оптимальные по техническим и экономическим показателям решения по применению того или иного оборудования для проведения поставленного эксперимента.

Чтобы решить основную задачу современного высшего образования – воспитание заинтересованности в познании основ профессии – необходимо повысить роль высокопрофессионального преподавателя в формировании технического мировоззрения современного инженера-механика, а также совершенствовать учебный процесс.

В целях совершенствования преподавания курса химии в вузе можно выделить следующие общие цели:

- формирование материалистического мировоззрения (через представления о теории строения атома и выведение периодического закона);

- формирование общепознавательных умений как основы изучения других дисциплин (физики, материаловедения, эксплуатационных материалов, экологии);

- формирование умений решать профессиональные задачи (как соединение фундаментальных основ химии и специальных знаний по данному предмету с учетом профиля подготовки студентов).

Структура курса состоит из двух частей: общетеоретической и специальной.

В основу первой части положено изучение общетеоретических вопросов, которые подобраны таким образом, чтобы повторить и углубить знания по школьному курсу химии, подготовить студентов к изучению специальных вопросов курса химии вуза, использовать их в лабораторном практикуме и при изучении смежных дисциплин. Поэтому выбраны следующие основные темы:

 «Строение вещества»

 «Энергетика химических реакций. Элементы химической термодинамики»

 «Химическая кинетика и равновесие. Химические реакции в гомогенных и гетерогенных системах»

 «Растворы. Электролитическая диссоциация»

 «Дисперсные системы и коллоидные растворы»

 «Химия металлов»

 «Основы электрохимии. Коррозия металлов»

 «Основы органической химии и химии высокомолекулярных соединений».

Вторая часть логически связана с первой и позволяет изучать специальные профессиональные разделы курса химии с позиций, полученных ранее общетеоретических знаний, например:

Электронное строение атомов – химическая связь – металлическая связь – металлы – физические и химические свойства металлов – коррозия металлов и сплавов и способы защиты от нее.

Растворы – дисперсные системы – лакокрасочные материалы – полимерные смолы.

Химические реакции – окислительно-восстановительные реакции – электрохимические процессы – электролиз – коррозия металлов и сплавов и способы защиты от нее – гальванотехника.

Растворы – теория электрической диссоциации – pH раствора – гидролиз солей – чистящие и моющие средства.

Таким образом, программа курса «Химия» позволяет:

– повысить уровень усвоения общетеоретических и специальных знаний по химии и связать их с другими смежными дисциплинами;

– совершенствовать практические навыки и умения;

– организовать самостоятельную работу, что способствует активизации мышления и познавательной деятельности студентов.

Содержание программы тесно связано с другими общеобразовательными и общетехническими дисциплинами, а также с автопрактикумом, что способствует лучшему их усвоению.

Важно вести преподавание химии по определенной системе, предполагающей обязательное соблюдение внутрипредметных и межпредметных связей. Достигается это во всех звеньях учебного процесса содержанием, методами, технологиями, средствами, формами обучения и контроля знаний.

Межпредметные связи в обучении реализуются по следующей схеме: «общеобразовательные дисциплины – профилирующие общетехнические дисциплины – спецдисциплины и автопрактикум».

Разработанный курс химии тесно связан с материаловедением, эксплуатационными материалами, экологией, нормативами по защите окружающей среды, основами нефтегазового дела, химической технологией переработкой нефти.

Поясним это на конкретных примерах:

– изучение металлов и сплавов в курсе материаловедения предполагает знания об электронном строении металлов, их физических и химических свойствах, коррозии металлов и сплавов и способах защиты от нее. Все это ранее изучается в курсе «Химия»;

– изучение способов обработки металлов по материаловедению, эксплуатационным материалам опирается на полученные ранее при изучении химии знания о металлах и их металлургической обработке, гальванотехнике;

– проводимые в курсе химии лабораторные работы вырабатывают знания и умения по технике безопасности при работе с различными материалами и тесно связывают данный курс с курсом «Безопасность в техническом сервисе»;

– рассматриваемые в химии отдельные технологические процессы (например, изготовление пластмасс, производство каучуков и резины на их основе, получение и использование бензина и других энергоносителей и т.д.), вредно воздействующие на окружающую среду и человека, впоследствии рассматриваются в курсе «Экология»;

– полученные при изучении химии знания об аккумуляторах, применении

кислот и щелочей в различных видах аккумуляторов, о резине, пластмассах, сплавах, применяемых в машиностроении и т.д., используются в автопрактикуме;

– учитывая широкомасштабность применения полимерных материалов и композитов в различных областях техники в лекционном материале для студентов технического направления, предусматривается изложение материала по синтезу высокомолекулярных соединений методами полимеризации и поликонденсации, а также и путях их получения;

– изучение химии позволяет воссоздать химическую картину мира в целом, что способствует формированию научного мировоззрения студентов.

Таким образом, комплексный подход к формированию понятий на занятиях в системе преподавания дисциплин «химия – общеобразовательные предметы – общетехнические предметы – спецдисциплины – производственная практика» помогает студентам самостоятельно организовать и контролировать свою работу, более осознанно использовать полученные знания и умения, а также способствует решению вопроса активизации процесса обучения.

Литература:

  1. Рязанова, Г.Е. Проблемы развивающего обучения в курсе неорганической химии/ Г.Е. Рязанова. – М. – 2001
  2. Кольцов, А.А. Проблема непрерывного обучения химии студентов инженерных специальностей/ А.А. Кольцов. – М., – 2001
  3. Герус, С.А. О преподавании химии студентам инженерно-педагогических факультетов вузов,/ С.А. Герус, Е.В. Кряжева,// журн. Современные проблемы науки и образования – 2006 – №12 – С.27-28 М: Академия естествознания
  4. Герус, С.А. Реализация межпредметных связей в процессе обучения химии,/ С.А. Герус, Е.В. Кряжева,// журн. Современные проблемы науки и образования – 2006 – №12 – С.28-29 М: Академия естествознания
  5. Кудашев, Р.Х. Особенности преподавания раздела «Химия высокомолекулярных соединений» на инженерных факультетах Башгосагроуниверситета, г.Уфа 2004
Основные термины (генерируются автоматически): знание, учебный процесс, коррозия металлов, курс химии, способ защиты, химия, дисциплина, формирование, умение, техническое направление, студент, сплав, система, раствор, производственная практика, окружающая среда, материал, изучение химии знания, изучение химии, изучение.


Похожие статьи

Средства и приемы реализации межпредметных связей в процессе преподавания учебной дисциплины «Инженерная графика»

Использование межпредметных связей в преподавании основ безопасности жизнедеятельности

Развитие гуманитарной культуры студентов вуза в условиях межпредметной интеграции дисциплин гуманитарного цикла

Реализация профессиональной направленности в языковой подготовке студентов технического вуза

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в курсе русского языка в начальной школе

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Модульное обучение в рамках реализации межпредметных связей в условиях ФГОС

Межпредметные связи как фактор углубления и обогащения знаний студентов

Организация эколог-ориентированной деятельности студентов-бакалавров в период педагогической практики

Формирование экологического мышления обучающихся в рамках изучения предмета «Химия»

Похожие статьи

Средства и приемы реализации межпредметных связей в процессе преподавания учебной дисциплины «Инженерная графика»

Использование межпредметных связей в преподавании основ безопасности жизнедеятельности

Развитие гуманитарной культуры студентов вуза в условиях межпредметной интеграции дисциплин гуманитарного цикла

Реализация профессиональной направленности в языковой подготовке студентов технического вуза

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в курсе русского языка в начальной школе

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Модульное обучение в рамках реализации межпредметных связей в условиях ФГОС

Межпредметные связи как фактор углубления и обогащения знаний студентов

Организация эколог-ориентированной деятельности студентов-бакалавров в период педагогической практики

Формирование экологического мышления обучающихся в рамках изучения предмета «Химия»

Задать вопрос