Реализация эвристического обучения через интеграцию предметов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шабалина, Л. Г. Реализация эвристического обучения через интеграцию предметов / Л. Г. Шабалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44090/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: эвристика, эвристическое задание, эвристическое обучение, этапы учебного занятия.

Рассматривая новые современные методы в образовании, мы обязательно обращаемся к истории образования. Ещё Ньютон говорил, что примеры учат лучше теории. Поэтому только после отработки алгоритма решения тренировочных задач, можно приступать к решению нестандартных, эвристических, творческих задач. Каждая решаемая задача может служить разнообразным целям обучения.

При решении эвристических задач решается одна из главных задач образования – развитие творческого потенциала обучающихся, приведение их к «открытию», тем самым повышению мотивации к обучению.

Анализ педагогической литературы показал, что многие педагоги рассматривают эвристику только как метод обучения. Идею эвристического обучения в современной дидактике разрабатывали в своих трудах А.В. Хуторской, М.М. Левина, которые рассматривают «эвристику» как эвристический подход в образовании. Он отличается от проблемного и развивающего обучения открытыми заданиями, индивидуальными маршрутами решения и непредсказуемыми ответами этих задач. При проблемном обучении с помощью специально сконструированных познавательных заданий-проблем учитель подводит обучающихся к заранее известному решению, усвоению заданного предметного материала. Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже учитель.

По определению А.В. Хуторского эвристическое задание – это учебное задание, имеющее целью создания обучающимся личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности.

Использовать данные задания можно на любом этапе учебного занятия, домашней работы, самостоятельной работы, внеурочной работы, так как они являются средством организующим творчество и средством решающим образовательные задачи. Например, эвристическое задание, используемое на этапе объяснения новой темы, позволяет обучающимся сделать попытку самостоятельно разобраться в изучаемом явлении, предложить свои версии решения, а затем сопоставить их с решениями других обучающихся или преподавателя.

При решении эвристических заданий оценивается не только правильность решения этих задач, но и степень творчества обучающихся решающих эти задачи.

На этапе закрепления и повторения учебного материала эффективными будут задания креативного типа, направленные на создание творческого образовательного продукта в разной форме по изучаемой теме. Например, рассмотрев понимание некоторых пословиц, может быть предложено проектное задание «Современные пословицы как критерий нравственности народа» или «Типичные черты русского национального характера в моих любимых пословицах и поговорках».

Составление эвристических заданий – увлекательный и ответственный процесс. Именно от заданий зависит 99% успеха.

Ю.В. Скрипкина, зам. директора Центра дистанционного образования «Эйдос» предлагает три варианта ответа на вопрос, где взять эвристические задания. Это использование готовых заданий, разработанных учеными Научной школы, переработка традиционных заданий в эвристические и создание собственных эвристических заданий. Например, стандартное задание звучит так. Опишите картину А. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса». Открытое задание: «Создайте художественный образ ветра, дождя, лепестков, облаков, дерева, террасы, стола (по выбору) с использованием авторских метафор, различных способов сравнения». Или «Придумайте сюжетные рассказы по картине Ф. Решетникова «Опять двойка!», сначала оправдав, а затем осудив поведение главного героя».

Эвристическое обучение реализуется: через интеграцию предметов, освоение элементов творчества в учебной и практической деятельности, исследовательскую деятельность, выполнение творческих проектов и участие в конкурсах.

Например, серия уроков «Добродетель и пороки». При изучении модуля «Основы светской этики» обучающиеся через осмысление, частично-поисковый метод определяют качества «добродетельного человека». На данном занятии формируются компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая, исследовательская. Обучающиеся обращаются и к истории, и к народной мудрости – притчам, мудрым изречениям, стихам и к правилам русского языка.

Продолжение темы отражается и в домашнем задании: «Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные. Обоснуйте своё мнение». Затем обучающиеся рассматривают данную тему на уроке литературы по теме «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Обучающиеся «собирали материалы» для «разоблачения» чиновников. Например, городничий: «…каждое воскресенье бываю в церкви…» и «…грешен, во многом грешен. Дай только, Боже, чтобы сошло с рук поскорее,.. поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску.» Делают выводы.

Следующий этап рассмотрения данной темы – внеурочное занятие «Дети – жертвы пороков взрослых», по скульптурной композиции на Болотной площади в центре Москвы, автора Михаила Шемякина. Обучающимся предлагается изобразить на рисунках, описать пороки человечества. Самым страшным пороком скульптор считает равнодушие, потому что этот порок возвышается над другими. Но и обучающиеся самостоятельно приходят к этому выводу и что пока еще совсем не поздно задуматься и начать предпринимать меры для исправления нынешней ситуации.

Данная серия уроков позволяет использовать творческие задания и эвристические задачи на уроках русского языка, литературы, внеурочного занятия интегрированных с краеведением, изобразительным искусством, что соответствует тенденциям современного образования: способствует развитию творческого, интеллектуального потенциала, познавательной активности, повышению мотивации к обучению.

Каждое занятие можно расписать по этапам: выбор образовательного объекта, определение видов деятельности, фиксирование формы образовательного продукта, определение эвристических методов, запись задания в общем структурном виде, формулировка задания. И обязательным условием эвристического задания являются критерии оценки образовательного продукта. Оценку разрабатываемых заданий делают по предложенным А.В. Хуторским шести критериям: зажигательность и эвристичность задания, образовательная значимость, технологичность и человекосообразность, практическая значимость задания.

В заключение хотелось бы сказать, что какие бы изменения ни проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретных исполнителях – школьном учителе и обучающихся. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Литература:

  1. Волжские сказки, легенды, были: учеб.пособие для 5 кл./сост. Л.П. Толкачёва. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011. – 80 с. (Программа «Культура народов Поволжья»)

2. Конспект_урока_Кляйнфельдер_Н.Е._по_рассказу_Л.А.Андреева_Ангелочек. Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,58800

3. Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога Режим доступа: http:/ http://xn--80aaaaoadbi1fjidfjfmsf6a.xn--p1ai

  1. Кляйнфельдер, Н.Е. От эвристических задач – к исследовательским проектам: Режим доступа http://www.khutorskoy.ru/
  2. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000 г.– с. 492.
Основные термины (генерируются автоматически): эвристическое задание, задание, обучающийся, задача, эвристическое обучение, внеурочное занятие, образовательный продукт, повышение мотивации, русский язык, учебное занятие.


Задать вопрос