Особенности исполнения местных бюджетов на примере муниципального образования город Бузулук | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дребнева, И. М. Особенности исполнения местных бюджетов на примере муниципального образования город Бузулук / И. М. Дребнева, М. А. Зорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44097/ (дата обращения: 15.11.2024).



Местный бюджет является неотъемлемым элементом системы публичных финансов муниципального образования, с помощью которой органы местного самоуправления создают условия для реализации прав и свобод граждан и развития экономики. Решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления исключительно за счет средств местных бюджетов. Жизнеспособность конкретного муниципального образования, его самостоятельность, развитие всех инфраструктур поселения зависит от того, в какой степени доходная часть местных бюджетов обеспечивает решение этих вопросов, что обеспечивает определенную стабильность для жителей муниципального образования.

Рассмотрим особенности исполнения бюджета г. Бузулук Оренбургской области. Основу экономического потенциала города составляют крупные и средние предприятия промышленного производства, субъекты малого предпринимательства всех основных видов экономической деятельности. На территории города Бузулука в 2016 году осуществляли свою деятельность 3827 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 1013 малых предприятий, 21 среднее предприятие, 21 крестьянско-фермерское хозяйство. Всего на 10 000 жителей приходится 447,4 субъектов малого и среднего предпринимательства (из расчета среднегодовой численности постоянного населения). Основными налогоплательщиками являются промышленные предприятия, предприятия строительства, а также предприятия, оказывающие транспортные услуги.

По итогам 2016 года доходы бюджета города Бузулука были исполнены на 97,4%, то есть на 34 143,46 тыс. рублей меньше запланированной суммы. По сравнению с 2015 годом доходы бюджета города сократились на 233 403,8 тыс. рублей. Если рассматривать динамику всех статей доходов бюджета, то можно сделать вывод, что значительное снижение наблюдается по безвозмездным поступлениям, их разница с 2015 годом составила 241 677,28 тыс. рублей.

В структуре доходов бюджета г. Бузулук в 2016 году наибольшую долю занимают налоговые и неналоговые доходы, их доля составляет 53%, оставшиеся 47% принадлежат межбюджетным трансфертам. Среди налоговых доходов наибольший удельный вес занимают налоги на доходы физических лиц, а наименьший - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации.

Исполнение бюджета 2016 года по расходам характеризуется следующими показателями: расходы произведены на сумму 1 278 563,79 тыс. рублей или 95,12% от утвержденных годовых бюджетных назначений. Если сравнивать расходы бюджета г. Бузулук 2016 года с 2015 годом, то можно отметить их снижение. Так, в 2016 году по сравнению с 2015 годом расходы бюджета сократились на 17,7% или на 275 805,82 тыс. рублей. Данное снижение расходов бюджета г. Бузулук произошло за счет таких статей, как расходы на физическую культуру и спорт, а также расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. В структуре расходов бюджета города наибольший удельный вес приходится на образование, а наименьшую долю занимают расходы на здравоохранение.

По итогам 2016 года бюджет г. Бузулука исполнен с дефицитом в размере 2 017,32 тыс. рублей. Необходимо отметить то, что дефицит сократился на 42 402,02 тыс. рублей по сравнению с 2015 годом. Это объясняется значительным муниципальным долгом и необходимостью его обслуживания.

Оценивать исполнение бюджета территории целесообразно одновременно с результатами социально-экономического развития. Это дает более полное представление о развитии муниципальных финансов. Большое влияние на доходную базу бюджета имеет уровень развития реального сектора экономики. Отметим некоторые параметры развития этого сектора в городе. Индекс промышленного производства предприятий города в 2016 году составил 83,8%. На динамику данного показателя существенное влияние оказало падение объемов производства предприятий по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, занимающих наибольший удельный вес в структуре промышленного производства города (ПАО «Оренбургнефть», АО «Нефтьинвест»). В добывающих и нефтесервисных производствах темп роста составил 83,4% к показателю 2015 года.

Производство текстильной и швейной промышленности в 2016 году оценивается на уровне 90,2%. Снижение объемов на 9,8% в сравнении с 2015 годом является следствием роста сырьевых цен закупки на фоне падения платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию.

Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов в 2016 году оценивается на уровне 183,3%. Положительная динамика результативных показателей производства отрасли транспортного машиностроения является следствием изменений ценовой политики и позитивного изменения ситуации в процессе реализации тракторов (со 192 шт. в 2015 году до 348 шт. в 2016 году), освоения АО «Бузулукский механический завод» мероприятий, направленных на подготовку производства зерновых сеялок и других видов прицепного и навесного оборудования для тракторной техники, а также расширения спектра услуг по текущему и капитальному ремонту тракторов.

В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс промышленного производства в 2016 году составил 104,6% сопоставимого показателя 2015 года. Объем инвестиций в основной капитал, привлеченных в экономику города, за 2016 год составил 27847,37 млн. рублей – 101,7 % к показателю 2015 года. Общая площадь введенного жилья за 2016 год составила 42,665 тыс. кв.м, что составило 161,7 % к показателю 2015 года.

За отчетный период признаны безработными 1013 человек, 78,2 % от показателя 2015 года. Работодателями города Бузулука за январь – декабрь 2016 года были заявлены 3565 свободных вакансий, спрос превысил предложение рабочей силы в 2,3 раза. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец года составил 1,1% от численности экономически активного населения. Среднемесячная заработная плата работников предприятий города по итогам 2016 года составила 30 295,4 рублей.

Отмеченные тенденции в экономике города характерны и для России в макроэкономическом масштабе. В реально функционирующей бюджетной системе Российской Федерации в настоящее время полномочия муниципальных органов власти во многом не подкреплены реальными финансовыми ресурсами. Иными словами, происходит постоянное снижение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Остается проблемой взаимоотношение центра и территорий. Ведь формирование местного бюджета, во многом зависит от политики федеральных и региональных органов. Процесс развития местных бюджетов напрямую связан с решением вопросов по разграничению государственных и муниципальных полномочий. Таким образом, развитие финансовой базы муниципальных образований в России связано с целым рядом объективных и субъективных противоречий. Некоторые из них носят скорее политический, нежели экономический характер. Законодательная база, регулирующая формирование и использование местного бюджета многообразна, но несовершенна как с точки зрения межбюджетных трансфертов, так и распределения налогов распределения.

Важнейшим направлением деятельности органов местного самоуправления является развитие собственной налоговой базы и обеспечение условий для полного и стабильного поступления налогов в местный бюджет. Для этого необходимо продолжить работу по увеличению доходов бюджета муниципального образования за счет:

- создания благоприятных условий для расширения и развития негосударственного сектора экономики, в том числе малого и среднего предпринимательства;

- повышения эффективности и роли налогового администрирования и соответственно увеличения собираемости налогов на территории муниципального образования;

- повышения эффективности управления активами, находящимися в муниципальной собственности.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - Режим доступа: www.garant.ru.
  2. Решение городского Совета депутатов "Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Бузулука за 2016 год. - Режим доступа: www.бузулук.рф
  3. Дребнева, И.М. Сравнительный анализ бюджетной обеспеченности города Бузулук и города Новотроицк Оренбургской области / И.М. Дребнева, М.А. Зорина. - Молодой учёный. – 2016. - № 10.6 (114.6). – с. 70-73
Основные термины (генерируются автоматически): бузулук, муниципальное образование, местный бюджет, местное самоуправление, рубль, удельный вес, промышленное производство, расход бюджета, Российская Федерация, Россия.


Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров на примере органа местного самоуправления Джидинского района Республики Бурятия

Меры совершенствования развития территории муниципального образования (на примере Ульяновска)

Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район)

Проблемы сферы культуры и искусства в экономике муниципального сектора (на примере города Набережные Челны)

Полномочия органов местного самоуправления в области экологии (на примере Самарской области)

Принципы построения системы мониторинга земель на примере г. Калачинска

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров на примере органа местного самоуправления Джидинского района Республики Бурятия

Меры совершенствования развития территории муниципального образования (на примере Ульяновска)

Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район)

Проблемы сферы культуры и искусства в экономике муниципального сектора (на примере города Набережные Челны)

Полномочия органов местного самоуправления в области экологии (на примере Самарской области)

Принципы построения системы мониторинга земель на примере г. Калачинска

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Задать вопрос