Российская действительность со всеми происходящими изменениями в развитии государства и общества призывает к необходимости глубокого изучения и анализа современной российской правоохранительной политики.
Для современной российской правовой политики ныне переживаемый этап - один из наиболее ответственных. Он связан с формированием демократической правовой системы, созданием механизмов обеспечения и защиты прав и свобод личности, совершенствованием правовых основ деятельности государственной власти, укреплением законности и правопорядка, повышением эффективности законодательной и правоприменительной (прежде всего ее правоохранительной формы) деятельности, формированием социально ответственного и справедливого правосудия, выработкой адекватных мер противодействия коррупции и иным правонарушениям и т.д. [1].
Правовую политику определяют как научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности [2].
Разновидностью правовой политики является правоохранительная политика. Последняя находит свое выражение в правовых актах, которые необходимо выстроить в систему в соответствии с целями, задачами, правовыми основами деятельности государственной власти.
По мнению Малько А.В., Затонского В.А., Коржикова О.Н., правоохранительная политика - это: а) комплекс идей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в виде стратегии и тактики государства в сфере властной реализации юридических норм; б) научно обоснованная, последовательная и системная деятельность специальных субъектов, наделенных властными полномочиями, направленная на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений. Речь идет о статическом и динамическом состоянии правоохранительной политики (как и любой иной), которые вовсе не исключают, а дополняют друг друга [3].
В своей концепции правоохранительной политики в Российской Федерации Малько А.В. дает более емкое определение правоохранительной политики, которая представляет собой научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны, по выстраиванию полноценной правоохранительной системы [4].
Несмотря на то, что тема правоохранительной политики в российской правовой среде, особенно под воздействием процессов глобализации, постоянно подвергается исследованию и изучению, актуальность ее по-прежнему остается высокой. Это обусловлено еще и тем, что современное развитие России непосредственно связано со многими процессами, интегрирующими в себя социально-экономическую, политическую и правовую жизнь, которые в конечном счете оказывают свое влияние на реализацию правоохранительной политики.
Реализация правоохранительной политики - это прежде всего применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также реализация мероприятий, направленных на недопущение, предупреждение правонарушений в будущем. Последнее направление может быть представлено относительно самостоятельной разновидностью правовой политики государства - криминологической политикой [5].
Целями правоохранительной политики являются:
обеспечение правопорядка и строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства. Нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения. Согласна с Малько А.В., который считает целесообразным общую (межотраслевую) координацию деятельности федеральных служб, на которые возложен отраслевой контроль, в будущем возложить на специально созданный федеральный орган [4];
защита прав и свобод человека и гражданина. Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Основной целью правоохранительной политики в этом случае является создание благоприятных условий для наиболее полной реализации основополагающих прав и свобод человека и гражданина, и соответственно их эффективной защиты. В Правоохранительной политике в сфере защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц следует учитывать специфику отношений государства с современным бизнесом. Действующие методы государственного контроля пока обременительны для него. При реформировании правоохранительных органов в дальнейшем в первоочередном порядке должны быть решены следующие задачи: создать единое правовое поле для реализации контрольных функций, упростить разрешительные процедуры. Сократить лицензионные виды деятельности, передать часть контрольных функций на уровень регионов и муниципальных образований, а также саморегулируемым организациям, обеспечить организационное и нормативное регулирование взаимодействия и координации деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней власти [4];
охрана интересов гражданского общества и государства. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере деятельности по охране осуществляется через суд, адвокатуру, следственные органы, нотариат и т.д. Целью правоохранительной политики в этом случае является охрана конституционного строя, демократической правовой системы, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, соблюдение общественного порядка, охрана материнства, отцовства и детства, охрана общественной нравственности и морали. Гражданам на законных основаниях дана возможность участвовать в охране общественного порядка ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» принят Государственной Думой 21 марта 2014 года;
борьба с различными правонарушениями и преступностью.
Правоохранительная политика в сфере борьбы с преступностью по мнению Малько А.В. предполагает создание условий для самостоятельности оперативных служб, а также смещение акцента правоохранительной политики с повышения выявления и раскрываемости преступлений к устранению причин, способствующих к их совершению [4].
Актуальными задачами по мнению Малько А.В. правоохранительной политики в России на данный момент выступают: создание единого правового поля для правоохранительной деятельности; обеспечение организационного и нормативного регулирования взаимодействия и координации правоохранительных органов всех уровней власти; передача части правоохранительных функций на уровень регионов и муниципальных образований, а также саморегулируемым организациям; создание системы форм и средств правового контроля со стороны институтов гражданского общества за деятельностью правоохранительных органов государственной власти; научное обоснование стратегии развития правоохранительной системы на длительную перспективу; разработка среднесрочных и краткосрочных программ развития отдельных сфер и направлений правоохранительной деятельности; инвентаризация системы правовых средств и механизмов в области охраны права с оценкой степени их целесообразности и эффективности; устранение пробелов и коллизий российского законодательства в области правоохранительной деятельности; укрепление юридических гарантий, правовых механизмов, обеспечивающих реализацию стратегических и частных целей и задач охраны права; повышение степени легитимности правоохранительной системы; утверждение подлинной независимости судебной системы от исполнительной и законодательной власти, повышение степени профессионализма судейского корпуса, гарантирование равной для всех доступности правосудия; декриминализация общественных отношений; борьба с коррупцией в органах власти всех уровней; повышение качества и эффективности расследования преступлений; радикальное снижение административных барьеров; вытеснение криминально-теневой экономики, пресечение противоправной корыстной экономической деятельности, поддержка честного и открытого бизнеса и добросовестной конкуренции, создание благоприятных правовых условий для стимулирования устойчивого экономического роста; выстраивание эффективного механизма взаимодействия между гражданским обществом и государством, стимулирование активного проявления гражданской инициативы в области охраны права и обеспечения правопорядка; создание благоприятных правовых условий для преодоления правового нигилизма по отношению к правоохранительной системы России, оздоровления нравственного состояния российского общества [4].
А.В. Малько, В.Н. Синюков, М.П. Петров, В.В. Нырков О.Н. Коржиков, К.Е. Игнатенкова разработали Концепцию правоохранительной политики в Российской Федерации, в которой сформулировали важнейшие направления политики в области совершенствования правоохранительной деятельности.
Литература:
- Медведев Д. А. Россия, вперед! // Российская газета. - 2009. – 10 сентября.
- Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. - 2001. - № 7. - С. 15.
- Малько А.В., Затонский В.А., Коржиков О.Н. Правоохранительная политика России в условиях модернизации (исторический аспект) // История государства и права. – 2010. - № 8.
- Концепция правоохранительной политик. – Режим доступа: http://www.igpran.ru
- Малько А. В., Затонский В. А. Правовая политика: основы теории и практики: учебно-методический комплекс.
- Лопашенко Н.А. Криминологическая политика. Российская правовая политика: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2003. - С. 379 - 395.