Изучение правовой политики было и остается одной из актуальных проблем исследования в области юриспруденции.
Взгляды современных ученых на правовую политику, как государственно-правовую категорию, весьма разнообразны: «совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу» (А. В. Поляков) [2, c. 421]; «научно-обоснованная, последовательная и системная деятельность соответствующих структур по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирования правовой государственности, высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности» (А. В. Малько) [3, c. 54] и т.д.
Классифицировать правовую политику возможно по различным основаниям. Так, в зависимости от уровней своего осуществления, выделяют такие виды правовой политики как федеральная, региональная, муниципальная и локальная.
Относительно локально-правовой политики следует отметить, что по своей сути, локально-правовая политика является видом юридической деятельности по созданию эффективного механизма локального правового регулирования. Что касается механизма локально-правового регулирования, то данная категория представляет собой систему различных юридических средств, организованных последовательным образом в целях упорядочения социально-трудовых, организационно-управленческих, имущественных и иных отношений, возникающих в пределах отдельно взятой организации.
Элементами механизма локально-правового регулирования являются: локально-правовые нормы; юридический факт (фактический состав); социально-трудовые, организационно-управленческие, имущественные или иные отношения, возникающих в пределах отдельно взятой организации; акты реализации прав и обязанностей субъектов данного круга правоотношений; охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
Цель механизма локально-правового регулирования заключается собственно в регулировании социально-трудовых, организационно-управленческих, имущественных или иных отношений, возникающих в пределах отдельно взятой организации, а затем, в процессе регулирования защищаются, охраняются, достигаются те цели и интересы, ради которых, субъекты перечисленных выше правоотношений вступили во взаимосвязь и взаимодействие друг с другом.
Как уже было отмечено ранее, локально-правовая политика позволяет создать эффективный механизм локально-правового регулирования, что, по сути, позволяет оптимизировать процесс локально-правового регулирования как управленческий процесс, обеспечить действенность правовой формы, создать режим благоприятствования для развития социально-трудовых, организационно-управленческих, имущественных или иных отношений, возникающих в пределах отдельно взятой организации.
Нельзя не согласиться с мнение Н. И. Матузова и А. В. Малько, которые считают, что именно «интересы человека – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности» [1].
Локально-правовая политика любой современной организации должна быть направлена, прежде всего, на совершенствование локального нормотворчества и применения локально-правовых норм.
К основным причинам несовершенства локального нормотворчества можно отнести, в том числе, зачастую смешанный характер локальных нормативных, ретранслирование (передача) законодательных норм, излишняя детализированность, отсутствие декларативных положений и дефиниций, пренебрежение инфраструктурными правилами, наличие коллизий и т.д. [4, C. 113 - 118].
Перечисленный круг проблем в сфере локального правотворчества возможно решать посредством локальной правотворческой политики, которая, как научно обоснованная, последовательная и системная деятельность, должна предусматривать:
законодательное закрепление порядка подготовки локальных нормативных правовых актов и требований к их структуре;
более точное определения предмета локального правотворчества;
использование и соблюдение правил, средств и приемов юридической техники при создании локальных нормативных правовых актов;
проведение правовой экспертизы;
систематизацию локальных нормативных правовых актов организации;
разработку концепции локального правотворчества организации;
стимулирование к осуществлению эффективной локальной правотворческой деятельности, например, посредством организации и проведения на местном, региональном и федеральном уровне конкурсов «Лучшие работодатели», «Лучший коллективный договор» и т.д. [4, C. 118 - 121].
Совершенствование процесса применения локально-правовых норм опосредуется решением следующих задач:
разработка стратегии правоприменения;
определение приоритетов организации в сфере реализации императивных локальных правовых норм;
осуществление локального правового прогнозирования состояния и тенденций развития процессов реализации права, обеспечение последовательности и планомерности в решении стоящих задач;
воплощение в жизнь принципа профессионализма «правоприменителей» локальных правовых норм [4, C. 124 - 125].
Локально-правовая политика так же должна способствовать повышению уровня правовой культуры субъектов социально-трудовых, организационно-управленческих, имущественных или иных отношений, возникающих в пределах отдельно взятой организации, что, несомненно, также будет влиять на качество локально-правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка в пределах отдельно взятой организации. В конечно итоге, именно локально-правовая политика и позволит повысить уровень и качество локально-правовой жизни, а также обеспечит защиту и беспрепятственное движение интересов субъектов перечисленных выше отношений.
Литература:
- Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М: Юристъ, 2004. – Режим доступа: https://profilib.com.
- Поляков, А. В. Общая теория права: курс лекций / А. В. Поляков. – СПб, 2003. – 642 с. – Режим доступа: http://lawlibrary.ru/izdanie42084.html.
- Правовая политика России: теория и практика: монография / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 752 с. – Режим доступа: http://lawlibrary.ru/izdanie62834.html.
- См. об этом подробнее: Пестова, Т. П. Локально-правовая политика: проблемы теории и практики: дис. … канд. юрид. наук. – Казань, 2011. – 250 с.