Реконструкция городской среды в условиях экстенсивного развития на примере города Оренбурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Грекова, А. И. Реконструкция городской среды в условиях экстенсивного развития на примере города Оренбурга / А. И. Грекова, Е. Г. Долгополова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44130/ (дата обращения: 15.11.2024).



Генеральный план города, как документ территориального планирования, является той канвой, неким градостроительным прогнозом, по которому может развиваться городская территория и среда города в условиях его естественного развития в постоянно меняющихся условиях рыночной экономики и социально-экономических потрясений. Реальная картина зачастую настолько мало походит на проектный план, особенно если учесть результаты мониторинга градостроительной среды и те часто неочевидные для городского социума процессы, которые сегодня становятся движущей силой градостроительного развития и регулирования.

Изменение взаимоотношений в сфере градостроительной деятельности касающееся целей, задач, структурированных законодательством процессов, изменение ролей органов управления градостроительством, заказчиков, застройщиков и собственно целевой аудитории – городского социума, «потребителей» градостроительной деятельности, – то есть, самой парадигмы градостроительства, является сегодня основой конфликта государственной градостроительной политики и результатов её реализации и ожиданий участников процесса.

Запряженная определенным образом «телега» или не едет, или едет в непредсказуемом направлении и темпе, или привозит нечто противоположное добрым первоначальным намерениям.

К сожалению, серьезные изменения на этапе перехода от социалистической плановой экономики к рыночной не были достаточно осмыслены и разработаны в нормативной базе в отношении самого перехода и перестроения всей системы градостроительства. Поэтому не сформировалась градостроительная концепция сохранения преемственности или же ломки традиционного «социалистического» (заложенного в нормах) градостроительного подхода к проектированию городов и весей, самой градостроительной среды.

На что сегодня обращает внимание житель города, наблюдая градостроительные изменения в окружающем пространстве?

- Несоответствие планировочной структуры города возросшим нагрузкам, как по транспорту, так и по функциональному содержанию её элементов (строительство гипермаркетов в самых напряженных участках транспортной инфраструктуры, несбалансированность нагрузок на нее);

- коммерческий, рыночный характер градостроительного процесса, когда градостроительство становится одним из видов бизнеса, коммерции. Продаются и покупаются земельные участки, застройка также является средством наращивания капитала, сам доступ к градостроительной деятельности на уровне активных её участников – инвесторов, застройщиков, проектировщиков становится самостоятельной отраслью бизнеса;

- декларируемое участие населения (в том числе архитектурного сообщества) в градостроительном процессе нереализуемо с помощью тех механизмов, которые установлены в Градостроительном Кодексе и других соответствующих законах. Население очевидно находится в отстраненном положении, в пассиве, и часто испытывает дискомфорт от экспансии застройщиков;

- собственники недвижимости, в том числе коллективные, ассоциированные и другие, несостоятельны и не могут содержать перешедшее им в собственность имущество, материальный фонд, объекты среды. Как правило, очень плохо определены и сами возможности управления имуществом, не урегулированы социальные аспекты возможных последствий неэффективной деятельности. Отсюда – моральный и физический износ застройки и потеря статусности, привлекательности городской среды;

- не решаемость реализации крупных градостроительных проектов, жизненно необходимых городу, в силу неэффективного управления, финансовой несостоятельности программ градостроительного развития, например, таких, как строительство грузового обхода города, мостов, транспортных развязок и т.д.;

- отсутствие на местном региональном уровне позитивных примеров градостроительной реконструкции, в которых бы были найдены новые подходы к решению социально-функциональных аспектов городской среды, отработаны новые технологии градостроительного регулирования, при которых создание комфортной среды и условий для устойчивого развития поселения стали бы доминантой для всех участников процесса, воспринималось бы как коллективный интерес для «капитализации» фондов и ресурсов поселения.

Поясним сказанное на нескольких примерах из практики города Оренбурга.

Город Оренбург, основанный в 1743 году, в своей истории пережил несколько активных периодов строительства, определяющих его нынешние пространственные параметры и свой неповторимый облик. Построенный компактным и центричным в первой половине 18 века по генплану, в дальнейшем город при расширении своих границ приобрел некоторые неблагоприятные градостроительные тенденции в развитии:

- территория города расположена на двух берегах реки Урал, при этом связь между ними обеспечивается только двумя автодорожными мостами, что вызывает деградацию Зауральной части города в которой расположен Южный планировочный район и большая промзона;

- из-за обширной зоны затопления и неудачного положения аэропорта перспективным направлением территориального развития является северо-восточное, удаляющее городскую застройку от благоприятного влияния поймы реки Урал на микроклимат в условиях жаркого резко континентального климата;

- городской центр остался на старом месте, на берегу Урала, зажатый мелкими кварталами одноэтажной застройки, таким образом, располагаясь периферийно к основной городской территории. Остальная территория представляет перемежающиеся районы селитебной и промышленной застройки с очень ограниченными включениями зелени, в виде бывших защитных лесополос, лишенная элементов центра города, вдали от него, что приводит к нерациональной перегрузке;

- центр города перегружен функциями, трудно реализуемыми в условиях необеспеченности транспортного и пешеходного доступа, отсутствия площади для расположения объектов массового посещения и для парковок, и в то же время его объекты недогружаются вследствие неудобства использования жителями, а, следовательно, неэффективен;

- единственная пешеходная улица – Советская, является главной осью городского центра и почти единственным выходом к набережной, что делает безвариантным рекреационное и общественное пространство города;

- спальные районы города лишены не только элементов общественных центров общегородского уровня, но и полноценных центров планировочных районов, так как их застройка и реализация проектных решений генпланов осуществлялась по остаточному принципу. То есть, зачастую эти объекты на долго пустующих территориях замещались точечной жилой застройкой и единичными элементами общественного и делового назначения без обеспечения комплексного и обоснованного решения. Застройка спальных районов обеднена, однотипна и лишена структурирующих центров тяготения;

- в результате такого недоброкачественного, деформированного «прочтения» (реализации) генплана сложившаяся транспортная инфраструктура города испытывает излишние нагрузки по обеспечению доступа жителей к объектам центра в самом неудобном для них режиме. Кроме того, сама транспортная система не отвечает современным потребностям, отсутствует выделение грузовых дорог, транзитных обходов города, развязок в двух уровнях, дифференцирования системы пешеходных и транспортных связей, в том числе из-за неполноценной структуры общественных центров;

- не выполняется программа охраны историко-культурного наследия, предусмотренная законами Оренбургской области и опирающаяся на ограничительные градостроительные регламенты ПЗЗ и Проект зон охраны памятников города Оренбурга, так как содержание ограничений очень неконкретно, произвольно, часто необоснованно никакими проектными решениями и заключается лишь в самых общих положениях. Не определены действенные механизмы реализации и обеспечения исполнения законодательства. В результате центр города, находящийся на государственной охране как памятник градостроительного искусства 18 века, и требующий комплексного подхода к реконструкции, реставрации и реновации, преобразуется хаотично, точечно и бессистемно.

Такому положению во многом способствует отсутствие последовательности и неравномерный характер исторического развития города. Получивший значительные толчки количественного и качественного роста в годы Великой отечественной войны, когда Оренбург стал центром, куда были эвакуированы значительные людские и материальные ресурсы, центром лечения в госпиталях, а также с открытием и разработкой газового месторождения (с 1968 г.), город переживал и периоды экстенсивного развития, когда его население уменьшалось, и происходила определенная деградация. Именно такой период город переживает и в настоящее время.

Причем главными «потерями» города является разрушение структуры общественных пространств, потеря целостности архитектурно-исторической среды, деформация восприятия пространств из-за уничтожения важных градостроительных и смысловых доминант, элементов нюанса и контраста, средовой фоновой застройки, масштабности и достоверное подлинности, аутентичности памятников архитектуры, утрата эстетических и визуальных ресурсов в среде города для наилучшего использования в целях сохранения и воссоздания неповторимого образа и облика города.

В то же время при строительстве в историческом ядре города требуется особые современные системные подходы, направленные на нейтрализацию и трансформацию деструктивного внедрения современной застройки в исторический ландшафт, в сам архитектурный язык, на котором «написан» старый город. Иная морфология, иные смыслы, иной синтаксис и пунктуация. Существует много методов реконструкции в исторической среде города. Контекстный – с масштабным подчинением нового старому, с тактичными преобразованиями архитектурно стилевого уровня, «непревышение» исторических доминант. Это вариант для старой Европы, где уже есть архитектурная среда, и нужно лишь не разрушить, а сохранить уникальный гармонический строй между старым и новым. Нюансный, промежуточный вариант, когда создается в существующем поле архитектуры система новых продуманных, выстроенных и встроенных в живой городской организм новых доминант, ориентиров, акцентов. Тут примером послужит, допустим, реконструкция центра Лондона. И наконец, контраст и новое прочтение, преображение старого, «американский» вариант реконструкции, когда реконструкция масштабная и глобальная. Особенно в периоды интенсивного развития города, среды. В результате каких-то масштабных инвестиционных проектов. И возможны некие комбинированные варианты.

В случае Оренбурга наглядным примером может послужить система высотных доминант. Давно маячит в северном завершении улицы Советской некий «долгострой», которому уже скоро будет сорок лет. Задуманный как доминанта, главное здание главной площади города, объект стал воплощением градостроительной беспомощности и несостоятельности. Бесконечная череда проектов, вариантов использования, образов и стилей так и не смогли преодолеть не финансовых или организационных барьеров, а градостроительных ошибок в решении транспортного и планировочного узла главной площади города. По смыслу доминанта расположена на месте, но в конкретном планировочном решении она тянет за собой существенное преобразование административного центра города, к которому и по сию пору не готовы правообладатели.

С другой стороны, в городе, в том числе и в пределах исторического ядра, в последние годы возникло сколько угодно высоких по меркам города зданий офисного и жилого назначения, с достаточно претенциозной архитектурой, претендующих на роль градостроительных доминант. Это офисные здания по ул. Краснознаменной, Аксакова, Пролетарской, Ленинской, проспекту Победы, многоэтажные жилые дома по ул. Комсомольской, Мира, Расковой, ул. Чкалова, 60-летия Октября и т.д.

Так, в рамках курса ландшафтно-визуального анализа совместно со студентами архитектурно-строительного факультета ОГУ были обследованы и изучены высотные доминанты города по их расположению и архитектурно-композиционным качествам. К сожалению, большинству их них очень далеко до подобного статуса. Изучается общественное пространство города, выявляются зоны центра города и зоны потенциальной общественной активности в других районах города с целью формирования теоретической основы и практического обоснования нового направления реконструкции городской среды с целью задать новые векторы развития городских структур, создания приоритетов и ценностей, которые обеспечат так необходимые позитивные перемены.

Литература:

  1. Генкин А. С. Эффективный траст: опыт Западной Европы и российская практика. – М.: Изд. Дом «Альпина», 199с
  2. Романова Л. С., Литвинова О. Г. Условия реализации инновационного подхода к реабилитации пространственной организации исторических центров Российских городов (на примере исторического поселения Томск) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1156–1160. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54495.htm.
  3. Крашенинников А. В. Градостроительное развитие жилой застройки: исследование опыта западных стран: Учебн. пособие. - М.: Архитектура-С, с., илл.
  4. Бахарев, В.В. Формирование архитектурно-ландшафтного пространства современного города: социальные и экологические аспекты проблемы: монография / В.В. Бахарев, Е.Л. Рябова. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2011. – 404 с.
Основные термины (генерируются автоматически): городская среда, градостроительная деятельность, Урал, главная площадь города, город, городской социум, городской центр, градостроительное развитие, градостроительный процесс, доминанта, общественное пространство города, Оренбург, среда города, центр, центр города.


Похожие статьи

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Развитие налоговой системы России в условиях формирования инновационной модели экономического развития (на примере Республики Мордовия)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Исследование факторов устойчивого развития региональной экономики (на примере Калининградской области)

Специфика полоролевой социализации подрастающего поколения в условиях современной поликультурной среды (на примере этносов, проживающих в Крыму)

Похожие статьи

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Развитие налоговой системы России в условиях формирования инновационной модели экономического развития (на примере Республики Мордовия)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Исследование факторов устойчивого развития региональной экономики (на примере Калининградской области)

Специфика полоролевой социализации подрастающего поколения в условиях современной поликультурной среды (на примере этносов, проживающих в Крыму)

Задать вопрос