Архитектор — это тот, кто занимается делами человеческими... Он должен быть художником и поэтом и в то же время сведущим инженером
Ле Корбюзье.
Цифровые технологии проникли во все сферы деятельности человека и сегодня невозможно представить себе современную архитектуру без их использования. Многие интереснейшие проекты талантливые зодчие создают исключительно при помощи компьютерной техники. Поэтому внедрение цифровых технологий в образовательный процесс в высшей школе при подготовке будущих архитекторов стало требованием времени. Это привело к переосмыслению традиционных подходов архитектурному проектированию – основной дисциплине в обучении студента-архитектора.
Цифровые технологии позволили обеспечить инновационное развитие всего учебного проектного процесса. Компьютерные средства послужили основой формирования новой электронной культуры, которая пришла на смену печатной, чертежной, рукодельной. Достоинства компьютерного проектирования заключаются в высокой скорости, низкой стоимости, доступности программного обеспечения, универсальности и конвертируемой форматности результатов, в возможности использования сетевых ресурсов коллективного единовременного проектирования [1]. Следует признать, что именно за цифровыми технологиями – будущее интереснейших архитектурных произведений.
Нельзя оспорить тот факт, что компьютерные средства предоставили для образовательного процесса более рациональную организацию познавательной деятельности; позволили активизировать процесс обучения и вовлечь в него всех студентов; повысить уровень самообразования, мотивировать учебную деятельность; обеспечить большим количеством знаний; использовать различные источники информации; получить доступ в единое мировое информационное пространство [2].
Помимо всех положительных факторов и инноваций, которые принесли информационные технологии, нельзя не отметить и минусы: студенты стали меньше обращаться к печатным изданиям, меньше читать, а, следовательно, и думать, делать самостоятельные выводы, принимать решения, нередко берут готовые рефераты, презентации, проекты в Интернете.
Надо учесть и то что, излишняя автоматизация обезличивает образовательный процесс, приводит к свертыванию социального взаимодействия и общения, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку, не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, тормозит формирование творческого мышления, без чего деятельность будущего архитектора просто немыслима [3, с. 557].
Хотелось бы отметить, что компьютер и информационные технологии лишь инструмент, но не универсальное средство, способное заменить собой все направления учебной деятельности в области высшего архитектурного образования. Потенциал и креативные возможности современных информационных технологий в подготовке будущих архитекторов используется далеко не в полной мере, что смещает акцент профессионального образования в сторону технократизации в ущерб творческой, художественной составляющей.
Одна из главных проблем в архитектурном цифровом проектировании относится к сфере творчества, к использованию огромного пласта мировой культуры, к тем знаниям, что получает студент при изучении смежных творческих и гуманитарных дисциплин. Компьютерная технология стремительно и в корне стала менять взгляды на методику проектирования и сам метод архитектурного творчества, но компьютер не понимает композиционных нюансов, намеков, метафор; мышления, как такового, в компьютере не происходит.
Особое место в подготовке архитектора занимает творческое проектирование. Именно творческое. Обучение архитектурному проектированию способствует формированию творческого мировоззрения студента. Творческий метод работы архитектора отражает его теоретическую позицию. Основной смысл творческой деятельности архитектора состоит в преобразовании материальной среды и организации пространства в интересах человека и общества.
Архитектурно-художественный образ архитектуры неизменно формируется из миропонимания, актуальных проблем времени, из представлений о том, каким должно быть искусственное пространство и каким требованиям оно должно отвечать. Подошло время для формирования нового искусства проектирования, в котором традиционные художественные дисциплины – живопись, графика, скульптура должны на базе достижений в области методологии проектирования и системного подхода, объединиться с последними достижениями в области компьютерной поддержки архитектурного проектирования и виртуальной реальности [4, c. 312].
Архитектура, удовлетворяющая материальные и духовные потребности общества, – это единство целесообразного и прекрасного. Идеологические и социальные воззрения архитектора, его пространственные, конструктивные и эстетические представления находят свое выражение в художественном формообразовании и стилистическом характере архитектурного произведения.
На протяжении всей истории архитектура является одним из важнейших показателей культуры, отражая в себе внутренние процессы общества. Петер Беренс сказал: «Архитектура служит двум идеалам: практицизму и красоте». Единство и гармония трёх факторов, которые назвал древнеримский архитектор Витрувий: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа) – и создаёт архитектуру.
Невозможно стать архитектором, не зная физики, химии и математики, но при этом необходимо также обладать и эстетическим чутьем, умением видеть, чувствовать, понимать и создавать красоту, умением схватывать прекрасное в окружающих предметах и явлениях. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство.
Цифровые системы – это уже не только усилители скорости человеческих действий, не только новые средства анализа, формообразования и восприятия, но и неотъемлемые составляющие проектирования, понимаемого как творческая активность. Информационная компьютерная технология должна позволить будущим архитекторам в полной мере раскрыть свой творческий потенциал, создать архитектурно-художественный образ и воплотить наиболее общие идеи времени и найти себя в новом глобальном архитектурном мире.
Задачи, стоящие перед архитектурным образованием в свете проблем XXI века, не оставляют сомнений в необходимости кардинальных изменений в учебном процессе в высшей школе. Реальное решение этой проблемы – достижение такого уровня профессионального обучения, который гарантирует художественное творчество в условиях активного внедрения цифровых технологий архитектурное проектирование.
Литература:
- Шубенков, М. В. Проблемы архитектурной деятельности в условиях развития компьютерных технологий [Электронный ресурс] / М.В. Шубенков // Архитектон: известия вузов. – 2006. – Сентябрь. – № 16. – Режим доступа: http://archvuz.ru/2006_3/14 – 09.04.2017
- Фирсова, И. П. Роль компьютерных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс] / И.П. Фирсова // Электронный справочник «Информио» – Москва, 2016. – Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id2038 – 15.12.2016 – 09.04.2017
- Токмаков, А. А., Кобер, О. И. Роль информационных технологий в подготовке архитекторов в высшей школе. [Электронный ресурс] / А.А. Токмаков. О. И. Кобер // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 1-3 февр. 2017 г., Оренбург / Оренбург. гос. ун-т. – Электрон. дан. – Оренбург, 2017. – С. 556-600.
- Асанович, А. Компьютерные средства и эволюция методологии архитектурного проектирования: дис. … доктора архитектуры: 08.00.01 / Асанович, Александр. – Москва, 2007. – 341 с.