Дороги – одна из основ экономической жизни страны. Эффективная работа транспорта – необходимое условие успешного развития всех без исключения отраслей народно-хозяйственного комплекса. И наоборот, плохие дороги могут стать непреодолимым препятствием для экономического роста, сводя на нет положительный эффект даже самых крупных инвестиций. Пренебрежение к содержанию дорог оборачивается не только увеличением эксплуатационных расходов и снижением срока службы транспортных средств, но и ростом числа аварий, ущерб от которых одними деньгами измерить невозможно.
Ремонт дорог в России в настоящее время становится одной из наиболее приоритетных задач. В понятие «Ремонт дорог» входит целый комплекс мероприятий, включающий в себя непосредственно асфальто-укладочные работы на поврежденных участках асфальтового полотна, ликвидация выбоин и образовавшихся ям и многое другое.
В России‚ как и во многих других странах‚ на большей части Федеральных дорог (до 95–96%) с усовершенствованным типом покрытий уложен асфальтобетон. Поэтому вполне оправдано, что основное количество и наибольшее разнообразие ремонтных материалов‚ машин‚ технологий и новых разработок относится именно к асфальтобетонным покрытиям.
Самым доступным и наиболее распространенным ямочным ремонтом такого типа покрытий является метод заделки ям‚ выбоин и других дефектов горячей асфальтобетонной смесью соответствующего состава. Объясняется это широкой сетью имеющихся у дорожников АБЗ‚ доступностью и наличием всех традиционных исходных материалов (щебень‚ песок‚ минеральный порошок‚ битум) для приготовления горячей смеси, а также накопленным опытом выполнения асфальтобетонных работ.
Другой причиной приверженности российских дорожников горячим смесям является слабое, и пока медленное освоение альтернативных методов ямочного ремонта‚ особенно с использованием битумных эмульсий.
Наблюдающиеся порой низкое качество и малые сроки службы заделанных горячей смесью дефектных мест связаны с плохой подготовкой таких мест к ремонту‚ доставкой горячей смеси в неприспособленных для сохранения тепла транспортных средствах, низким качеством уплотнения смеси и другими элементарными нарушениями правил‚ требований и технологий ведения ремонтных работ (укладка смеси на мокрую поверхность‚ в воду‚ на снег‚ без подгрунтовки и т. п.) [1].
Несмотря на перечисленные проблемы, связанные с ямочным ремонтом, данный метод имеет свои преимущества.
Горячая асфальтобетонная смесь – это материал, состоящий из смеси инертных материалов, которая в горячем состоянии равномерно смешана с битумом, равномерно покрывающим все ее частицы. Особенность горячей асфальтобетонной смеси в том, что температура укладки её составляет 150-180°С.
Покрытия из асфальтобетонной смеси устраивают в сухую погоду. Весной при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5 °С, осенью – не ниже плюс 10 °С и на сухом основании с положительной температурой, в соответствии с СП [2].
Следует отметить‚ что этот метод ремонта получил достаточно широкое распространение и популярность во многих странах за свою простоту и меньшую строгость правил и требований к погодным условиям, за более продолжительный сезон использования и высокую экономичность.
В состав работ по устройству асфальтобетонных покрытий входят следующие технологические операции:
- Подготовительные работы;
- Приемка доставленной асфальтобетонной смеси и выгрузка в бункер асфальтоукладчика (или другого механизма);
- Укладка смеси асфальтоукладчиком;
- Уплотнение уложенного слоя катками [3].
Горячие асфальтобетонные смеси доставляются на объект автомобилями-самосвалами с чистыми кузовами (желательно с системой подогрева, например, выхлопными газами), накрытые водонепроницаемым тентом.
Темп укладки горячей асфальтобетонной смеси должен быть непрерывным и согласован с производительностью асфальтобетонного завода, количеством автотранспортных средств для доставки смеси, производительностью асфальтоукладчика и звена дорожных катков для уплотнения покрытия. Темп работ устанавливают проектом производства работ.
Для укладки смеси рекомендуют применять асфальтоукладчики с автоматической системой обеспечения ровности и поперечного уклона. Для уплотнения покрытий из асфальтобетонной смеси применяют дорожные катки массой от 8 до 18 тонн [4].
Выбор того или иного метода ямочного ремонта покрытий автомобильных дорог и мостовых сооружений является правом и обязанностью заказчика и подрядчика работ. Однако при этом не следует игнорировать имеющиеся требования‚ рекомендации и результаты новых разработок и практического опыта.
В первую очередь‚ это касается подготовки дефектного места к ремонту‚ которая должна способствовать выполнению ямочного ремонта с наиболее высоким качеством‚ обеспечивающим соблюдение требований ГОСТ Р 50597-93 и повышающим его срок службы до 3–4 лет‚ а иногда и больше (в отдельных странах гарантию на ямочный ремонт выдают на 5 лет) [5]. Ямочный ремонт‚ выполненный без тщательной подготовки и соблюдения других правил и требований‚ служит‚ как правило‚ в 2–4 раза меньше [6].
Следует разделять методы и средства механизации ремонта в зависимости от стадии разрушения и классификации дорог. Как и любое инженерное сооружение, дорога требует регулярного осмотра и профилактического ремонта. Выявленные на ранней стадии новообразовавшиеся дефекты позволяют сделать восстановительные работы более эффективными и менее затратными.
Литература:
- Титов А. И. Исследование текущего состояния дорожного хозяйства. – 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-248710.html (дата обращения: 14.03.2017).
- СП 78.13330.2012. Автомобильные дороги. ГОССТРОЙ СССР. Москва, 2012.
- СТО НОСТРОЙ 2.25.36-2011. Устройство асфальтобетонных покрытий. Часть 1. Общие положения. Издательство «БСТ». Москва, 2012.
- СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 2. Устройство асфальтобетонных покрытий из горячего асфальтобетона. – М.: «БСТ» – Москва, 2012.
- ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. ГОССТАНДАРТ РОССИИ. Москва, 1993.
- Костельов, М. П. Современные методы и средства ямочного ремонта дорожных покрытий. – 2003 [Электронный ресурс]. http://www.bestgranit.ru/technology/sub_page/index.html (дата обращения: 15.03.2017).