Специфика учебного проекта заключается в синтезе теоретической и профессионально-трудовой (практической) деятельности. Практическая деятельность обладает определенной ценностью для студента, поскольку имеет личную и общественную значимость и способствует успешному входу в профессию. В этой связи формирование профессиональных компетенций будущих дизайнеров среды в изучении дисциплины «Проектирование в дизайне среды» осуществляется в рамках выполнения проблемных заданий.
Примером процесса формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров может служить проблемное задание на тему «Дизайн-проект многофункционально трансформируемой мебели». Содержание проекта включает разработку объекта трансформируемой мебели с предельной функциональностью и экономией пространства. При этом студенту требуется представить исходную позицию объекта (исходная форма), промежуточный результат процесса трансформации и окончательную трансформу. Для достижения этого результата студент решает ряд задач:
1. Осуществляет анализ аналога.
2. Разрабатывает концепцию дизайн-объекта, в которой прорабатываются тип и принцип трансформации, использованные в проекте. При этом студенту следует указать тип трансформации, лежащий в основе конструкции (трансформируемо-пакетируемая или штабелируемая формы) и принцип трансформации («ширма», «матрешка», «книжка», «зонтик» и т.д.).
3. Выполняет взрыв-схему объекта с креплениями и деталями.
4. Представляет характеристику использованных материалов, креплений и технологии изготовлении макета с пояснениями и поправками для промышленного производства.
5. Выполняет эргономическое обоснование проекта.
Итог работы студента представляется на планшете в виде визуализации (виды с размерами исходной трансформы в собранном состоянии, и новая трансформа в разобранном состоянии) и сопровождается объемным макетом. На планшете выполняются взрыв-схема, вставка в среду, этапы изготовления макета, фоторяд особенностей эксплуатации. При необходимости – выноски фрагментов трансформы (рисунок 1).
Решение данных задач охватывает вопросы формирования следующих способностей студентов: учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств (ПК-3); обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2); анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта (ПК-4); применять современные технологии, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике (ПК-6) и пр. [1].
Рис. 1 – Варианты проектных решений трансформируемой мебели на планшетах студентами кафедры дизайна ОГУ гр. 14(Д)ДС Землянской А. и Калинкиной М.
Следует отметить, что работа над проектом охватывает учебные задачи нескольких дисциплин, изучение которых согласно учебному плану происходит параллельно. Такой междисциплинарный подход способствует более детальному исследованию проблемы проектного задания и детальной проработке всех аспектов проекта (концептуального, конструкторско-технологического, эргономического и пр.).
Так, к примеру, эргономическое обоснование проекта способствует формированию следующих компетенций:
- ПК-4 – способность анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта
- ПК-12 – способность применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений, поскольку предполагает осуществление критического анализа проектируемого изделия в контексте социально-психологических, антропометрических, психологических, психофизиологических, гигиенических, физиологических требований для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности человека (пользователя). Данная характеристика необходима для выявления специфических требований к проектируемой мебели исходя из условий ее эксплуатации и особенностей пользователя для обеспечения максимального приближения параметров продукта к возможностям человека. В результате такого анализа достигается соответствие мебели целевому назначению, что обеспечивает эффективность от ее эксплуатации.
Также требуется выполнения следующих задач: выполнить расчёт оптимальных значений параметров проектируемой мебели; разработать чертежи проектируемой мебели со схемами нормальных и максимальных рабочих зон в разных плоскостях; охарактеризовать и обосновать выбор используемых для производства и функционирования мебели материалов и приспособлений; охарактеризовать психофизиологические и эмоционально-эстетические данные выбранной цветовой гаммы мебели [2].
Рис. 2 – Рабочий эскиз трансформируемой мебели студента кафедры дизайна ОГУ гр. 12(Д)ДС Карпова В. С элементами эргономического анализа.
Таким образом тематика учебного проекта, его задачи, возможность междисциплинарный подход к организации учебной работы на каждом этапе проектирования способствует формированию профессиональных компетенций у будущих дизайнеров среды и, как следствие, повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Литература:
- ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата, (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1004).
- Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды. / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. – М.: «Архитектура – С», 2007. – 328 с.