Анализ данных о ДТП имеет важное значение, как основа для принятия решений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе по совершенствованию его организации. Задачи решаемы на основе анализа данных об совершенных ДТП, кроме задач улучшения организации дорожного движения, можно назвать следующие:
- обоснование мероприятий по совершенствованию дорожных условий, технического состояния транспортных средств города, повышению квалификации водителей;
- прогноз аварийности на основе статистической обработки данных;
- обработка информации для сравнения состояния аварийности и мероприятий по улучшению безопасности движения по различным направлениям проблемы;
- изучение причин единичных ДТП.
По данным Федеральной службы государственной статистики в период за 2016 год в Оренбургской области произошло 2074 дорожно-транспортных происшествия. Число погибших в результате аварий составило 268 человек, в процентном соотношении это на 19,8% меньше чем в прошлом году, также количество людей, получивших травмы различной степени тяжести 2767. В большинстве случаев (60% и более) ДТП, совершается на улицах города и областных населенных пунктов. Несмотря на проводимые мероприятия, нарушения правил дорожного движения повлекшие, за собой наезд на пешехода остаются второй (22,1%) причиной, после столкновений (46,2%). Неблагоприятной также остается и ситуация с перевозками пассажиров. В том числе, количество аварий с участием и по вине водителей маршрутных транспортных средств с начала года возросло на 40%, а количество пострадавших в среднем выросло на 60%. Восемь детей в результате дорожных аварий по области скончались.
В УГИБДД УМВД по Оренбургской области в г. Оренбург основной причиной ДТП называют не соблюдение водителями правил дорожного движения. Аварии, возникающие вследствие не пропуска водителем других участников движения, происходят чаще всего. Автомобилисты, как правило, не соблюдают дистанцию при движении. Разбитые дороги в 427 произошедших дорожно-транспортных авариях являются сопутствующим фактором. В свою очередь сопутствующими дорожными условиями являются недостаточное содержание администрацией города улично-дорожной сети, которые выявляются непосредственной на месте совершения ДТП.
Непосредственно в городе Бузулук то по данным ОГИБДД МО МВД РФ Бузулукский актуальной является транспортная проблема в узловых пунктах улично-дорожной сети, т. е. на перекрестках. На рисунке 1 представлена гистограмма совершенных дорожно-транспортных происшествий на перекрестках города Бузулук в период за 2016 год.
Рис. 1 – Количество ДТП в период за 2016 год
Из гистограммы видно, что наибольший пик аварий приходится на зимний период времени года (61 авария). Историческая планировка улично-дорожной сети в нашем городе сложилась еще во второй половине двадцатого века. В свою очередь увеличение количества транспортных средств, приводит к перенасыщению улично-дорожной сети, что не отвечает современным требованиям дорожного движения. Образование очередей, увеличение транспортных задержек и заторов чаще всего возникает на дорогах и виадуке соединяющих районы города, разделённые железнодорожной веткой, и как следствие возникновение ДТП на прилегающих перекрестках.
Как показывают исследования, большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в «конфликтных точках», т. е. в местах, где на одном уровне пересекаются траектории движения транспортных средств или транспортных средств и пешеходов, а также в местах слияния и отклонения транспортных потоков. Чаще всего такие ситуации возникают на пересечениях дорог, где встречаются потоки различных направлений. Также, часть конфликтов происходит на перегонах дорог при перестроениях автомобилей в рядах маневрировании и при переходе проезжей части пешеходами вне перекрестков.
В ходе анализа данных ГИБДД было принято решение выявить улицы города, на пересечении которых возникают наиболее часто конфликтные точки. На рисунке 2 представлены результаты выборки улиц с учетов количества ДТП, совершенных по всей их протяженности на перекрестках.
Рис. 2 – Улицы, г. Бузулука на пересечении которых, наиболее часто возникают ДТП
Изучив гистограмму можно выделить, пять улиц с совершенными дорожно-транспортными происшествиями в количестве больше пяти:
- ул. Октябрьская
- ул. О. Яроша
- ул. маршала Егорова
- ул. Пионерская
- ул. Рожкова
Наибольшее количество происшествий приходится на улицу Октябрьская, и составило 13. Это объясняется тем, что она по протяженности соединяет несколько районов города, в том числе и центр, где в часы пик наблюдается повышенная интенсивность движения транспортных средств.
Количество дорожно-транспортных происшествий зависит от времени суток, дня недели, времени года и др. С ноября по апрель происходит около 65% дорожно-транспортных происшествий, что связано со значительным ростом интенсивности и скорости движения транспортных средств летом и осенью.
По воскресеньям большинство автотранспортных предприятий не работает, и интенсивность движения транспортных средств снижается, однако число происшествий на 10%, а пострадавших от них людей на 25% больше, чем по четвергам. Это объясняется изменениями условий движения в дни отдыха по сравнению со сложившимися привычными будничными условиями.
Относительно чаще нарушают правила движения с 16 до 20 ч. Эти часы в течение значительной части года совпадают с темным временем суток, когда очень усложняются условия наблюдения за обстановкой движения и увеличивается поток транспортных средств и пешеходов.
С учетом вышесказанного можно выделить и проведенного анализа основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий на перекрестках города Бузулук, которые представлены на рисунке 3.
Рис. 3 – Гистограмма причин возникновения ДТП на перекрестках города Бузулук
Для общего числа аварий можно сделать следующие выводы:
- для числа аварий в единицу времени есть четкая и сильная временная зависимость. Число аварий больше в зимний период. Пик аварийности каждый день приходится на вечерние часы, когда люди возвращаются с работы. Наибольшее количество ДТП происходит в конце рабочей недели, наименьшее – в выходные.
- на аварийность сильно влияют систематические факторы, такие как состояние погоды, очистка обочин и дорожного полотна от снега в зимний период, что ухудшает обстановку с парковкой, наличие сооружений, состояние покрытия. Влияет и освещенность (работа световых приборов), причем включенные фары снижают аварийность и в сумеречное/светлое время.
- наиболее часто регистрируются наезды на пешеходов и мелкие столкновения с 1-2 пострадавшими. Столкновения в основном происходят на перекрестках, а наезды – на пешеходных переходах.
Литература:
- Постановление правительства Оренбургской области от 31 августа 2012 года №753-пп об утверждении областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Оренбургской области» на 2013-2016 годы;
- Статистические данные журналов учета дорожно-транспортных происшествий ОГИБДД МО МВД РФ «Бузулукский».
- Клинковштейн, Г., Афанасьев, М. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп./ Г. Клинковштейн, М. Афанасьев. – М.: Транспорт, 2001 – 247 с.- ISBN 5-277-02240-6.