Особенности подготовки специалистов в области информационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сидоров, А. В. Особенности подготовки специалистов в области информационных технологий / А. В. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44237/ (дата обращения: 15.11.2024).



Программные продукты, с которыми приходится работать выпускникам, связанным с информационными технологиями, периодически меняются. Если раньше такая замена происходила только при значительном изменении требований к самой программе, то в настоящее время изменения чаще всего касаются интерфейса программного продукта.

Подготовка специалистов в области информационных технологий должна обеспечивать актуальность получаемых ими знаний. Будущие выпускники должны иметь опыт работы с последними версиями программных продуктов, что бывает достаточно сложно обеспечить на практике.

С точки зрения современного законодательства, при обучении должны применяться лицензионные программные продукты, стоимость которых достаточно высока. Вместе с тем, многие фирмы, выпускающие программные средства, позволяют их использовать в учебных заведениях бесплатно или за незначительную плату. В качестве примера можно привести программные продукты известной фирмы Autodesk, возможность бесплатного использования которых в образовательном процессе открыта для всех учебных заведений России, в том числе и для домашнего использования студентами.

По этой причине, ежегодно (или чаще) организация должна приобретать лицензии на обновленные версии продуктов.

Вместе с обновлением версий программных средств, необходимо обновление и всей методической документации, сопровождающей данные программные продукты.

Учитывая, что при подготовке бакалавров значительное время отводится на самостоятельное освоение дисциплины, необходимо обеспечить студентов качественными учебными пособиями, учитывающими данные изменения программных продуктов. При подготовке учебно-методической документации значительная доля времени в работе преподавателя должна отводиться не совершенствованию учебно-методического материала, а изменению его содержания, связанного с изменением интерфейса программного продукта.

Подготовка учебно-методической документации является процессом творческим и требует значительных временных затрат. Наличие требований к учебно-методическим комплексам в системе высшего образования приводит к тому, что преподаваемый материал приходится оформлять в сжатые сроки, что может приводить либо к подаче студентам устаревшего материала, либо снижению качества документирования преподаваемого курса [1]. Последнее является существенным недостатком, так как значительная часть времени студентов приходится на самостоятельное изучение преподаваемого курса (или самостоятельное изучение некоторых вопросов, либо разделов курса).

Другая проблема может появится после окончания студентом учебного заведения. С одной стороны, знания, получаемые в учебном заведении должны быть актуальными, с другой – должна присутствовать возможность применения полученных знаний на практике.

Процесс обучения студентов информационным технологиям обладает следующей особенностью. Студенты получают актуальный материал в начале обучения, но к моменту окончания учебного заведения данный материал может безнадежно устареть. Программные продукты, изучаемые на первом курсе, к концу обучения уже могут быть заменены более актуальными, свежими версиями. Подготовка специалистов должна осуществляется с применением самых современных программных продуктов. В тоже время в своей дальнейшее работе специалисты могут столкнуться со старыми версиями программ, интерфейс которых претерпел значительные изменения. Применять полученные в учебном заведении знания в этом случае будет достаточно проблематично. Кроме того, работая за ограниченным набором программных продуктов, специалист теряет основную часть полученных знаний, превращаясь в специалиста ограниченного профиля.

Еще одной проблемой является то, что старые и новые версии программ могут использовать различные несовместимые между собой форматы хранения данных. Причем необязательно, что более новая программа обладает возможностью чтения и редактирования устаревших форматов. Во многих случаях форматы хранения данных претерпевают значительные изменения в связи с их низкой эффективностью, и обеспечить совместимость устаревших форматов и новых не представляется возможным. В связи с этим, перед студентами встает вопрос необходимости изучения фактически всех форматов хранения данных, что представляется практически невозможной задачей.

Если рассматривать объем информации, накопленный в области информационных технологий за последние годы, то можно увидеть, что он давно превысил некие допустимые пределы осмысления и анализа для одного человека [2].

Невозможно выучить все известные на данный момент языки программирования, разобраться со всеми существующими средами программирования. Изменение интерфейса программных продуктов, изменение требований к самим продуктам приводит к изменениям в соответствующих языках программирования. Появление некоторых новых языков приводит к тому, что некоторые из уже известных языков перестают быть актуальными, теряют свою привлекательность, перестают использоваться.

Поэтому еще одной особенностью подготовки современного выпускника в области информационных технологий является то, что заранее неизвестно, будет ли востребован тот язык программирования, который изучается в курсе информатики к моменту трудоустройства или нет.

Стремительный темп изменений, происходящих в области информационных технологий, требует столь же быстрых изменений в области получения знаний, что практически не является возможным.

В связи с этим особое внимание следует уделить процессу самоподготовки, эффективной организации процесса самообразования.

Необходимо регулярно проводить исследования в области рынка труда и вносить коррективы в последовательность и объем самоподготовки по тому или иному направлению подготовки. Это позволит обладать достаточным уровнем знаний в узкой области и в тоже время достаточной гибкостью, чтобы быстро переориентироваться на другие технологии в случае смены вида деятельности или устаревания используемых информационных продуктов. На рынке труда присутствуют только «сырые», т.е. не владеющие технологиями данного предприятия специалисты. Для того чтобы такой специалист стал полноценным нужны многие месяцы работы на данном предприятии. Специалисты, проработавшие на конкретном предприятии несколько лет, накапливают огромный опыт. Зачастую они владеют при этом вопросами, выходящими за рамки их непосредственных обязанностей, но чрезвычайно важными для предприятия. Они часто становятся уникальными носителями технологии работы предприятия, однако, в этой части они не всегда достаточно востребованы и оценены, и, поэтому, вынуждены преднамеренно ограничивать область своей деятельности (насколько это возможно) лишь теми вопросами, которыми им заниматься привычно, удобно и за которые они получают заработную плату.

Литература:

1. Румянцев, С. А. Особенности подготовки специалистов исходя из актуальных данных на рынке труда с использованием времясберегающих психологических технологий [Электронный ресурс] / С. А. Румянцев. // Труды международного симпозиума «Надежность и качество», Т. 2, 2012 г., Пенза / Пензенский гос. ун-т – Электрон. дан. – Пенза , 2012. – С. 441-444.

  1. Аллахвердов, А. А. Кадровая политика в ИТ подразделениях предприятий и организаций [Электронный ресурс] / А. А. Аллахвердов. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/it_personnel.shtml (дата обращения: 19.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): продукт, учебное заведение, формат хранения данных, изменение интерфейса, подготовка специалистов, преподаваемый курс, программный продукт, самостоятельное изучение, учебно-методическая документация, язык программирования.


Похожие статьи

Особенности подготовки специалистов в современных условиях

Особенности международного опыта качества подготовки специалистов в области туризма

Особенности использования электронных средств учебного назначения в системе профессионального образования

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Особенности организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий в процессе начального обучения

Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста

Особенности профессионального обучения взрослых

Применение дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования

Особенности развития инновационной деятельности в образовательной организации

Особенности применения игровых образовательных технологий в преподавании специальных технических дисциплин в вузе

Похожие статьи

Особенности подготовки специалистов в современных условиях

Особенности международного опыта качества подготовки специалистов в области туризма

Особенности использования электронных средств учебного назначения в системе профессионального образования

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Особенности организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий в процессе начального обучения

Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста

Особенности профессионального обучения взрослых

Применение дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования

Особенности развития инновационной деятельности в образовательной организации

Особенности применения игровых образовательных технологий в преподавании специальных технических дисциплин в вузе

Задать вопрос