История высокоскоростного российского электропоезда с «птичьим» названием началась в апреле 2005 года, когда между РФ и Германией было подписано соглашение о проектировке и выпуске машин, способных разогнаться до 300 километров в час.
Еще немного истории «Сапсана»
Между прочим, сокол-сапсан – это вообще наиболее быстрое на Земле (не только среди птиц) животное. В пике он может развить более 322 километров в час. Поэтому название для серии новых поездов, отличающихся невероятными скоростными характеристиками, подобрали самое подходящее.
Первым маршрутом для них был выбран Питер - Москва протяженностью 650 км, позднее созданные Siemens для РФ на базе платформы Velaro электропоезда должны были отправиться в Нижний Новгород, Казань, Самару, Сочи и далее по Сибири между крупными городами.
Летом 2009 года между двух столиц отправился первый «Сапсан», а постоянное сообщение запущено уже в конце года.
Особенности поезда «Сапсан»
Российская версия Velaro отличается рядом конструктивных параметров и эксплутационных свойств, что во многом обусловлено адаптацией к российским реалиям:
- воздухозаборники смонтированы на крыше;
- температура эксплуатации достигает –50 гр;
- салон больше в ширину на целых 30 сантиметров, что обусловлено стандартными размерами подвижного состава на постсоветском пространстве;
- состав из 10 вагонов длиной 250 метров вмещает 538 пассажиров, в 20 вагонах перемещаться могут более 1000 человек;
- безопасность и комфорт на первом месте – используются пожаростойкие, ударопрочные материалы и электронные системы диагностики механизмов, в отделке никаких острых углов и кромок, в салоне работает климат-контроль, есть солнцезащитные шторы, смонтирован мягкий пол, а некурящая зона распространяется на все вагоны.
Интересное про «Сапсан»
«Сапсан» (https://moskva-peterburg.ru/) не просто быстрее обычных поездов, у него есть несколько других специфических черт, которые делают его еще более необычными. Вот несколько:
- скорость состава ограничена 250 километрами в час, что позволяет перемещаться практически в 2 раза быстрее, чем обычно, но он все равно не догонит птицу-тезку;
- реальная средняя скорость между Москвой и СПб – «всего» 200 километров в час;
- вокруг «Сапсана» много медийной активности – у него есть свой мультсериал с главным героем Сапсанчиком, аккаунты в соцсетях и даже собственный праздник – 17 декабря отмечается и День рождения поезда, и День высоких скоростей;
- интересно, что все очевидные преимущества «Сапсана» сначала были встречены не только положительно – для многих людей отмена простых электричек из-за его запуска стала неприятностью, поэтому новый скоростной поезд забрасывали камнями; ситуацию разрешили введением дополнительных электропоездов и поправками в организацию движения;
- скорость состава настолько высока, что вокруг него создается сильный воздушный поток, способный сбить с ног или затянуть под поезд, поэтому людям на станциях советуют держаться на расстоянии не менее 3-х метров от края платформы;
- при этом современные технологии позволяют находиться внутри максимально удобно – стук колес еле слышен;
- для «Сапсана» применяется динамическое ценообразование, когда цена билета формируется с учетом времени до отправления и спроса;
- в спецподготовку для работников поезда входят иностранные языки, первая помощь, высококлассное обслуживание, психология.
Сегодня «Сапсан» продолжает выполнять свою миссию, которая находит отражение в ярком и «говорящем» названии. Он, как и в начале, обеспечивает перевозку пассажиров со скоростью полета самой быстрой на свете птицы.