За последние несколько лет в России, а также и во всем мире, возрос интерес к ранжированию вузов, как на национальном и региональном уровнях, так и на международном. Выход на международный уровень, попадание на лидирующие позиции в рейтингах лучших университетов означает признание вуза во всем мире, его конкурентоспособности в области услуг высшего образования.
Спрос на высшее образование растет и необходимость оценки качества образовательных услуг чрезвычайно актуальна. Международные рейтинги воспринимаются уже как важная составляющая оценки экономического развития страны и человеческого капитала. Результаты рейтингов интересны, прежде всего, с точки зрения оценки состояния отечественной системы образования на международной арене.
Попадание в топ-500 лучших является мощным инструментом для дальнейшего развития университета. Привлечение квалифицированных преподавателей, профессоров и докторов наук, поддержка со стороны государства являются хорошим стимулом для преобразований и превращения университета в ведущего вуза страны.
В связи с этим руководством страны в 2012 году были определены основные направления развития образования в Российской Федерации до 2020 года (государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 гг. утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г № 2148-р). Перед российскими вузами и академическим сообществам была поставлена задача до 2020 года вывести минимум 5 российских вузов в первую сотню списка лучших университетов мира.
В настоящее время одними из известных и влиятельных международных рейтингов лучших университетов мира являются: ARWU, QS World University Rankings и The Times Higher Education.
Рейтинг Academic Ranking of World Universities (ARWU), созданный в 2003 году Институтом высшего образования Шанхайского университета, первоначальной целью которого было желание выявить разрыв между китайскими университетами и университетами мирового класса. Благодаря его научно обоснованной, стабильной и прозрачной методике, он привлек внимание многих ведущих университетов, что сделало его одним из популярных мировых университетских рейтингов. Данный рейтинг определен на основе шести объективных показателей: выпускники-лауреаты премий, преподаватели-лауреаты премий, высоко-цитируемые исследователи, число статей, опубликованных в журналах Nature и Science, число статей, проиндексированных в ScienceCitationIndex и производительность университета в расчете на душу населения.
Рейтинг «QS World University Rankings» британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds разработан в 2004 году. Целью создания являлось представление последовательного и систематического взгляда на главные университеты мира в рамках глобализации высшего образования. Данный рейтинг основывается на мнении академического сообщества и работодателей о научной и образовательной деятельности университетов. Значимым также является соотношение численности студентов и преподавателей, и уровень цитирования научных статей в расчете на одного преподавателя.
Рейтинг The World University Rankings журнала Times Higher Education рассчитывается с 2010 года. Главной целью данного рейтинга является предоставление оценки университета по трем направлениям его деятельности: научно-исследовательской, образовательной и трансфера знаний. В основу оценки положены такие показатели, как: средняя цитируемость научной публикации, репутация университета в научно-исследовательской и образовательной деятельности, мнение работодателей и карьерный потенциал.
Несмотря на разницу в применяемых методиках, эти рейтинги объединяет то, что в них придается большое значение критерию «научно-исследовательской деятельности». От научной работы, по мнению большинства экспертов, зависит качество образования и эффективность работы вуза.
По состоянию на 2015/16 учебный год на территории Российской Федерации действуют 530 государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и 366 частных организаций высшего образования [4]. Но далеко не все российские вузы попадают в рейтинг лучших международных университетов.
Для начала рассмотрим один из популярных и общеизвестных международных рейтингов — Академический рейтинг университетов мира (AWRU).
Таблица 1
Место университетов России по версии международного рейтинга ARWU, 2015–2016гг.
2015 |
2016 |
Название университета |
86 |
87 |
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ) |
301–400 |
301–400 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
- |
401–500 |
Новосибирский государственный университет |
Cоставлено по данным [1]
Состав первой десятки рейтинга ARWU фактически не изменился в 2016 году. Как и в прошлом году лидирующие позиции занимают университеты США: Гарвардский, Стэндфордский, Массачусетский, Калифорнийский университет в Беркли и др. От России в данном рейтинге представлены лишь три университета (табл.1) — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Новосибирский государственный университет. Позиции их в данном рейтинге достаточно стабильны, но не высоки, как того хотелось бы. Новосибирский государственный университет появился в рейтинге AWRU только в 2016 году и занимает пока невысокую позицию. По сравнению с предыдущим 2015 годом, МГУ им. М. В. Ломоносова поднялся на одну позицию, с 86 на 87 место. Данное увеличение связано с расширением деятельности в области научных исследований, в частности, увеличения числа публикуемых статей в авторитетных общенаучных журналах Nature и Science.
Таблица 2
Место университетов России по версии международного рейтинга QSWorldUniversityRankings, 2015–2016гг.
2015 |
2016 |
Название университета |
108 |
108 |
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ) |
256 |
258 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
317 |
291 |
Новосибирский государственный университет |
338 |
306 |
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана |
397 |
350 |
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД России) |
431–440 |
350 |
Московский физико-технический институт (МФТИ) |
471–480 |
441–420 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
481–490 |
377 |
Томский политехнический университет |
481–490 |
400 |
Томский государственный университет |
Cоставлено по данным [2]
Далее обратимся к рейтингу QS (табл.2). За год большинство университетов изменили и значительно улучшили показатели рейтингов. Стоит отметить, что компания QS предъявляет не жесткие требования к претендентам. Поэтому в данный рейтинг входит большее количество высших учебных заведений. От России в список вошли 21 университет. Лидирующие позиции среди них, как и в предыдущем рейтинге, принадлежат МГУ им. М. В. Ломоносова (108 место) и Санкт-Петербургскому государственному университету, который не особо изменил свою позицию, поднявшись лишь на две позиции, с 256 места на 258.
Заметно поднялись в международном рейтинге и такие ведущие технические российские вузы, как МГТУ им. Н. Э. Баумана (306 место в 2016 году), Московский физико-технический институт (350 место).
Два российских вуза из Топ-500 университетов представлены в рейтинге QS 2015/2016 четырьмя показателями: «индекс академической репутации», «индекс репутации среди работодателей», «соотношение численности студентов и преподавателей», «доля иностранных студентов в общей численности обучающихся». Это МГУ им. М. В. Ломоносова и Новосибирский государственный университет. Положительная динамика наблюдается среди показателей доли иностранных студентов и индекса репутации среди работодателей. Это означает, что происходит приток человеческого капитала в нашу страну. Люди не боятся ехать, несмотря на нестабильную в настоящее время политическую и экономическую ситуацию в мире.
Таблица 3
Место университетов России по версии международного рейтинга TheWorldUniversityRankings, 2015–2016гг.
2015 |
2016 |
Название университета |
161 |
188 |
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ) |
201–250 |
601–800 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
251–300 |
401–500 |
Национальный исследовательский ядерный институт (МИФИ) |
251–300 |
501–600 |
Томский политехнический университет |
301–350 |
301–350 |
Казанский федеральный университет |
401–500 |
401–500 |
Новосибирский государственный университет |
401–500 |
401–500 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
Cоставлено по данным [3]
Рассмотрим теперь позиции российских университетов по версии журнала Times Higher Education (табл. 3). Стоит отметить, что в 2016 году в рейтинге присутствуют 12 российских вузов, что в 1,5 раза больше, по сравнению с предыдущим годом.
В рассматриваемом рейтинге значительно ухудшил свои позиции МГУ им. М. В. Ломоносова, опустившись на 27 позиций, и занимающий на данный момент 188 строчку списка.
В 2015 году в списке рейтинга появился один из лидирующих вузов других рейтингов — Санкт — Петербургский государственный университет (401+место) и в 2016 году его место в рейтинге не изменилось. Положительной тенденцией можно считать и то, что в списках рейтинга появляются вузы не только городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), но и региональные вузы.
Таким образом, анализ позиций российских университетов в международных рейтингах показал следующее. Во-первых, на протяжении нескольких лет российские вузы находятся в списках международных рейтингов. Во-вторых, большинство российских высших учебных заведений конкурируют с другими университетами только по одному (двум) показателям. И, зачастую, этот показатель является незначимым критерием в итоговой оценке, и лишь косвенно свидетельствует о качестве учебного процесса. Например, ««доля иностранных студентов в общей численности обучающихся».
В-третьих, негативным фактором, мешающим российским вузам попасть в рейтинги на высокие позиции и стать ведущими игроками международного рынка образования, является незначительный объем научных публикаций в международных индексированных журналах, так как во многих списках рейтинг вуза в большей степени определяется его научной репутацией. В-четвертых, российские университеты были высоко оценены работодателями. Это означает, что выпускники наших вузов конкурентоспособны и востребованы на рынке труда.
В 2017 году продолжается процесс совершенствования системы образования, направленный на повышение эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, усиления результативности функционирования образовательной системы. Предпринятые меры должны оказать позитивное влияние на всю систему образования Российской Федерации и способствовать внедрению новых стандартов научной и образовательной деятельности, тем самым, повысив конкурентоспособность российских высших учебных заведений в мире.
Литература:
1. Academic Ranking of World Universities 2016/17 // URL: http://www.shanghairanking.com (дата обращения: 23.04.2017).
2. QS World University Rankings 2016–2017 // URL: http://www.topuniversities.com (дата обращения: 23.04.2017).
3. The Times Higher Education World University Rankings 2016–2017 // URL: http://timeshighereducation.com (дата обращения: 23.04.2017).
4. Образование в 2015 году // Росстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_01/IssWWW.exe/Stg/d12/3–5.doc (дата обращения: 23.04.2017).
5. Епифанцева А. С. Позиции российских вузов в международных рейтингах // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 12.